2.Повторение пройденного. 1)-Какой раздел закончили изучать на прошлом уроке? (-На прошлом уроке мы закончили изучать раздел « Пытаемся понять, как на нас воздействует красота») 2) -А где можно наблюдать красоту? (-Красоту можно наблюдать в природе, в произведениях живописи и музыки, в поэзии, в поступках людей.) 3) Сейчас я прочитаю отрывки из прочитанных произведений из данного раздела. Ваша задача : вспомнить название произведения и его автора. (1. Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою? - Мне нравится, Вот ты вчера пела «Как провожают пароходы», а я сидел и слушал. Я даже радио выключил…» (Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы») (2. Мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички заворожено смотрели на её руки, порхающие над клавишами». (Людмила Улицкая « Бумажная победа».) (3.«-Птица, шептал поросёнок. .-Не улетай, пой, птица. Я не умею прыгать, я не умею петь, но когда ты поёшь, мне кажется, мне кажется… я могу всё…» (Сергей Козлов «Не улетай, пой ,птица!») (4.«Заяц ухватился как мог, и белка втянула его на сосну. Заходило солнце, и было так красиво, что у Зайца перехватило дыхание….» (Сергей Козлов «Давно бы так, Заяц») (5)«Все чернила вышли . Вся бумага, Все карандаши. На краю бузинного оврага - Стой и не дыши… ( Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага») (6.«Все дома были такие красивые! Такие старинные! Такие не похожие один на другой!») (Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр») Итак, мы вспомнили произведения и их авторов по изученной теме. Сделаем вывод: как же на нас действует красота? ( Красота делает нас лучше, добрее, наблюдательнее.) (Мы становимся более чуткими, внимательными) 3.Мобилизирующий этап. Формирование темы и цели урока. 1) Откройте содержание учебника. 2) -Сегодня начинаем изучать новый раздел. Как он называется? (Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком.) -Как вы думаете, что мы узнаем из этого раздела? (Мы раскроем понятие «особое зрение», разгадаем его тайны. Попытаемся понять, что помогает человеку стать человеком…») -С какого произведения начинаем изучение нового раздела? (-«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») -Кто его автор? (-Сельма Лагерлёф) -Это шведская писательница.(портрет Сельмы Лагерлёф) Откройте учебник на нужной странице. (-Стр.44) -Эта сказочная повесть достаточно большое произведение по объёму. Мы его прочитаем в отрывках. -Какие цели поставите перед собой на уроке? (Слайд) (-Внимательно слушать учителя. -Грамотно отвечать на вопросы. -Познакомиться с героями нового произведения) 4.Освоение нового материала. -Что обозначает условный знак на странице учебника? (-Чтение по цепочке) -Я начну чтение, а вы продолжите. (Слайд с изображением книги Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Чтение текста на стр.44-45) Найдите в прочитанном отрывке устойчивые выражения. (Считал ворон и ловил двойки) -А знаете, что оно обозначает? -Это значит - ничего не делать. -Где даётся объяснение таким словам? (-В толковом словаре.) Считать ворон – это одно и то же, что и валять дурака , ловить мух, слоняться без дела. -Какое устойчивое выражение есть ещё в данном отрывке? (-Браться за ум.) -Как вы его понимаете? (-Изменить свое поведение к лучшему.) А знаете ли вы ,что означает слово ярмарка? (-Ярмарка - регулярно, в определенное время устраиваемый торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.) (Чтение текста со стр.44 до стр.54) Накрахмаленный чепчик… Крахмал нередко используют для того, чтобы вещь была более стойкой и более жесткой. Его используют очень часто в особенности для вещей, которые должны быть более стойкими, например, простынь, полотенце. Домотканное крестьянское сукно – сермяга - грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета. -Продолжим работу. Работаем в паре. -Что обозначает значок на странице учебника? (-Этот значок обозначает : дай ответ.) -Ваша задача: прочитать вопросы ,и заполнить схему. -Проверяем, как вы справились с работой. (Нильс потерял свой рост. Он стал крошечным.) (Нильс приобрёл дар понимать язык животных и птиц) (Нильс наказан так потому, что он обижал тех, кто меньше его: животных, птиц, Теперь Нильс сам должен почувствовать, что значит быть меньше и слабее другого, не только почувствовать, но и просить помощи у тех, кого обижал. Для этого он наделён даром понимать язык животных.) (Нильса обижали воробей, петух, куры, гуси, кот. Они клевали его, щипали, дёргали за ноги, за руки) (Мне жалко Нильса, но он получил по заслугам) -А вы хотите знать моё мнение по этому вопросу? -Мне его не жалко. А как вы думаете почему? (-Вы всегда говорите, что друг друга обижать нельзя, а в данном случае был обижен маленький гном.) -Сделаем вывод… (-Обижать меньших себя нельзя) А только ли маленьких обижать нельзя? (-Обижать нельзя никого.) -Продолжим чтение произведения. (Стр.54-55) -Вспомним, что обозначает значок на странице учебника? (Этот значок обозначает: ответь сам) -Как вы ответите на первый вопрос? (-Мартин не обрадуется Нильсу, потому что он обижал птиц, Мартин может быть в их числе) -Отвечаем на второй вопрос. (-Мартина и Нильса ждёт много приключений.) Нильс отправляется в путешествие на гусе Мартине. -А такая сюжетная линия вам уже встречалась в других произведениях? ( -Это полёт лягушки на утках, полёт Дюймовочки на ласточке) -Много трудностей будет у Нильса и Мартина. Составим портрет Нильса. Выберите из списка те черты характера, которые у него есть. (доброта, смелость и бесстрашие, смекалка, настойчивость, сообразительность, внимательность) (Нильс совсем не добрый мальчик) (Внимательным его нельзя назвать, так как на уроках он считал ворон и ловил двойки) ( - У него есть смелость и бесстрашие. Они и явились одной из причин несчастья Нильса. Зная о волшебной силе гнома, он издевался над ним.) (Маленький Нильс угрожает огромному коту) (Не думая об опасности, маленький Нильс пытается задержать Мартина, повиснув у него на шее) (Нильс проявляет настойчивость, упорство, сообразительность, когда после трёпки, устроенной ему птицами, просит кота помочь ему найти гнома, то есть старается самостоятельно найти выход из трудной ситуации) Вот эти черты характера помогут Мартину и Нильсу преодолеть все препятствия, которые встретятся на их пути. А вот эти ему предстоит приобрести. -Почему эта сказочная повесть помещена в раздел «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком» (Свободные высказывания детей) 6.Итог урока. Подведём итог урока. Обратимся к целям, которые ставили перед собой на уроке. -Достигли ли мы поставленных целей? Как вы их достигали? (Оценки за урок) 7Домашнее задание. -Подготовить сообщение о Сельме Лагерлёф» по желанию. Прочитать отрывок «Встреча с котом» по ролям.(создание группы для чтения по ролям) 8.Рефлексия. Прочитайте предложения и дополните их.
Своей работой я на уроке …. Я понял, что… Мне показалось важным…. Урок заставил меня задуматься… |