Цель: создать условия для знакомства с творческой биографией С. Лагерлёф, формирования умения длительного слушания; способствовать развитию внимания, речи учащихся; содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Воспитывать уважение к старшим.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: иллюстрации, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент.
Всех рада видеть вас, друзья,
Урок нам начинать пора
Сядьте ровно, не шалите
И внимательно за всем следите.
Надо думать, отвечать
И прочно материал запоминать.
Вы готовы, да?
Успеха вам желаю я.
2.Проверка домашнего задания. Ролевая игра «Учитель».
а) Индивидуальный опрос.
Урок начнём с проверки домашнего задания. Представьте себя в роли учителя. Вам надо кратко рассказать ученикам первого класса сказку « Солнечный Луч в ноябре».
б) Взаимооценка.
Справились ли ребята с ролью учителя?
Оцените их пересказы.
в) Выставление отметок.
3. Речевая разминка.
Прочтите скороговорку сначала медленно, затем быстро, ещё быстрее.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
4. Введение в тему. Игра «Лишнее слово». Работа в группах.
А теперь поработаем в группах. Ваша задача найти и подчеркнуть в каждой строчке лишнее слово.
1-ая группа. Ходить, летать, путешествие.
2-ая группа. Нильс, Таня, Зина.
3-я группа. Перед, через, с.
4-ая группа. Дом, лес, дикие.
5-ая группа. Воробей, гусь, сорока.
5. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством писательницы из Швеции – Сельмы Лагерлёф и главами из её книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Какую цель поставим перед собой на уроке?
6. Знакомство с творчеством С. Лагерлёф.
Сельма Лагерлёф – известная писательница из Швеции конца 19 – начала 20 века. Она первая женщина академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий – Нобелевской – за лучшее произведение для детей «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Родилась Сельма в одном из живописных уголков Западной Швеции и провела своё детство в большом доме с тенистым садом и замечательной природой вокруг. Отец Сельмы был отставной военный, лейтенант, мать – школьная учительница. Лагерлёф унаследовала от отца любовь к природе, к народным обрядам, сказкам, легендам. Девочка, как и мать, хотела стать учительницей, чтобы нести детям радость открытий, чтобы научить их не только, читать и писать, но и быть добрыми, честными, любознательными и, конечно же, счастливыми. Сельма выросла и действительно стала преподавать в начальных классах.
Одновременно она увлекалась литературой и писала книги. Прожила Сельма Лагерлёф 82 года, из них 50 отдала литературному творчеству.
б) Знакомство со статьёй «Сельма Оттилия Лагерлёф».
Самостоятельная работа по учебнику.
- А сейчас, ребята, самостоятельно прочтите статью о С. Лагерлёф на стр. 89 учебника.
в) Работа в парах.
- Обсудите в парах, что нового вы узнали из статьи.
г) Фронтальный опрос-«сканирование».
- Что вы узнали о Сельме Лагерлёф?
- Какую премию получила Лагерлёф за книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ?
- При каких обстоятельствах была создана эта книга?
7. Подготовка к восприятию произведения. Слово учителя.
История создания книги
В 1900 году в Швеции было принято решение заменить устаревшие и неинтересные школьные учебники новыми, написанными живо и увлекательно. Лагерлёф, как известной писательнице и бывшей учительнице, предлагалось принять участие в написании книги для чтения по географии Швеции, в которую кроме обязательных сведений должны были входить описания природы, традиции, легенды шведских провинций. Писательница принялась изучать географию, ботанику, геологию, зоологию и историю Швеции. Окончательно сформировался авторский замысел книги во время поездки Сельмы в родительскую усадьбу. Там она вспомнила удивительное происшествие, которое случилось во времена её детства. Однажды весной по дороге на север к ним залетела стая диких гусей. Когда они тронулись в путь, вместе с ними отправился домашний гусак. К всеобщему удивлению, осенью он вернулся назад, но не один, а с гусыней и девятью гусятами. Потом уже в воображении писательницы возник мальчик, заколдованный домовым. В 1904 году были написаны первые страницы книги. 24 ноября 1906 года вышел первый том книги, а через год, в конце 1907 года - второй. Объём книги в подлиннике около 600 страниц. Полное название книги – «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».
Сама Лагерлёф любила свою книжку и впоследствии такими словами рекомендовала её читателям: «Верно, это очень глупо сидеть за письменным столом и давать оценку собственному произведению. Но оно мне нравиться настолько, что я льщу себя надеждой: оно понравиться и другим». Дети встретили Нильса с восторгом, и он отправился путешествовать по разным странам. Книга была переведена более чемна тридцать языков мира. В Швеции она переиздавалась более семидесяти раз. На её основе был снят художественный фильм, есть и мультфильм, а на ежегодном литературном конкурсе в Швеции автор лучшей книги награждается медалью имени Нильса Хольгерсона.
Физминутка ( Ребята выполняют движения под фонограмму песни «Гуси-лебеди» в исполнении Н. Кадышевой ).
8. Вызов.
1) Фронтальный опрос.
- Каким вы представляете себе лесного гнома? Опишите.
2) Прогноз.
- Попробуйте по заглавию и иллюстрации спрогнозировать содержание и проблему текста.
9.Осмысление содержания. ( Чтение с остановками ).
Настало время познакомиться с текстом «Лесной гном» из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
1) Комбинированное чтение ( учитель – ученик ).
Чтение от начала главы до предложения «Вот как былоде ло».
2) Первая остановка. Фронтальный опрос.
- Какова проблема этой части главы?
- Предположите, что будет дальше.
3) Комбинированное чтение ( учитель – ученик ).
Чтение от предложения «Вот как было дело» до предложения
4) «Вторая остановка. Фронтальный опрос.
- Какова проблема этой части главы?
- Предположите, что будет дальше.
5) Комбинированное чтение (учитель – ученик).
Чтение от предложения «Мать никому не позволяла…» до предложения «Нильс стал прикидывать, какую бы штуку сыграть с удивительным гостем».
6) Третья остановка. Фронтальный опрос.
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Какова проблема этой части?
- Предположите, что будет дальше.
7) Комбинированное чтение ( учитель – ученик ).
Чтение от предложения « Нильс стал прикидывать, какую бы штуку сыграть с удивительным гостем» до конца первой главы.
8) Четвёртая остановка. Фронтальный опрос.
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Какова проблема этой части?
- Предположите, что будет дальше.
9) Комбинированное чтение от начала второй главы до предложения «Нильс выбежал во двор»
10) Пятая остановка. Фронтальный опрос.
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Какова проблема этой части?
- Предположите, что будет дальше.
11) Комбинированное чтение от предложения «Нильс выбежал во двор» до предложения «Где-то над головой Нильса зашумели крылья»
12) Шестая остановка. Фронтальный опрос.
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Каковы проблемы этой части?
- Предположите, что будет дальше.
13) Комбинированное чтение от предложения «Где-то над головой Нильса зашумели крылья» до конца второй главы.
14) Седьмая остановка. Фронтальный опрос.
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Какова проблема этой части?
15) Вывод.
- Удалось ли нам по заглавию и по иллюстрации спрогнозировать содержание и проблему главы «Лесной гном»?
10. Выявление первичного восприятия произведения. Фронтальный опрос.
- Чем привлекла вас повесть-сказка?
- Какие эпизоды показались особенно интересными?
- Какие чувства появились у вас во время чтения?
11. Рефлексия. Метод «Закончи фразу»
- Меня особенно удивило, как …
- Меня взволновало, что …
- Никогда не забуду, как …
12. Домашнее задание.
Прочитать главу «Маленький гном», озаглавить части.