Организационно-мотивационный | Добрый день ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Мария Анатольевна и сегодня мы с вами будем сотрудничать. Друзья мои, я очень рада, Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. Начать наш сегодняшний урок я предлагаю со слов Стивена Кинга. (Попросить одного ученика прочитать) Как вы понимаете это высказывание? Сегодня мы с вами составим свою карту исследований. Я уже начала составление карты, нам с вами необходимо только придумать название каждой станции. Как вы думаете, а можно ли исследовать литературное произведение? Как? | Приветствуют учителя Слушают Читают слова «Книга должна быть как неисследованные земли. Приступай к ней без карты. Исследуй ее и составь собственную карту». Высказывают свое мнение. Можно Прочитав его учителя | Словесный (слово учителя) | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Подготовка к восприятию | Первую станцию нашего исследования предлагаю назвать «Знакомство с писателем». Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? Какую цель поставим для ее прохождения? Для того, что бы узнать о ком мы сегодня будем говорить, вам необходимо разгадать кроссворд. У вас на партах лежат карточки с кроссвордом (приложение 1) . Вопросы к нему вы можете увидеть на слайде. Если вы разгадаете весь кроссворд, то узнаете фамилию писателя, с чьим стихотворением мы сегодня будем знакомиться. Если вы решили кроссворд, то поднимите руку, что бы я видела. Времени на выполнение у вас всего 2 минуты. Можете приступать к работе. Я вижу уже все закончили. Что же за ключевое слово у вас получилось? Николай Алексеевич Некрасов. Мы уже знакомились с биографией писателя, но сегодня немного повторим. Великий русский поэт и издатель Н. А. Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в городе Немиров (современная Украина.) Детские годы Некрасов провел в имении своего отца в Ярославской губернии. В 17 лет молодой Некрасов поступил в Петербуржский университет и чтобы заработать на обучение и начал писать стихи. С 1847 года по 1866 год поэт руководил популярным журналом «Современник», который основал А. С. Пушкин. В 1868 году Н. А. Некрасов стал редактором журнала — «Отечественные записки», где много печатался сам. Наибольшую известность поэту принесли такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» и «Мороз, красный нос», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Стихи Некрасова были посвящены в первую очередь жизни и страданиям простого народа. Некрасов впервые использовал в русской поэзии всё богатство народного языка и фольклора. Умер поэт в 1878 году в возрасте 56 лет после тяжелой болезни. А теперь обратите внимание на слайд. Внимательно рассмотрите портреты писателей и найдите портрет Николая Алексеевича Некрасова. На каком же портрете изображен Николай Алексеевич Некрасов? А теперь давайте рассмотрим его портрет повнимательнее. Что вы можете сказать о писателе? Действительно, этот писатель задумчивый и мудрый. А если посмотреть на его сложенные руки, можно сделать вывод, что он немного скрытный. Давайте подведем итог. Что особенного в жизни писателя и его творчестве. ( спросить 1-2 учеников) - А мы с вами переходим к следующей станции, которая называется чтение стихотворения. Какую же мы поставим перед собой цель перед прохождением этой станции? Скажите, а можно ли по названию стихотворения понять о ком и о чем пойдет речь? Давайте проверим. Откройте учебник на 125 странице. Прочитайте название стихотворения. Можно ли догадаться о чем здесь пойдет речь? Ребята, а какие сказки о морозе вы знаете? Каким Мороз был в этих сказках? А можно ли по названию это стихотворения узнать, каким будет Мороз? Хотелось ли бы вам узнать каким будет мороз в произведении Некрасова? Давайте предположим, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова. (Спросить ученика и вызвать к доске, что бы он записал) В конце урока мы с вами проверим, правы ли мы были. А как мы с вами сможем узнать, верны ли наши предположения? | Слушают учителя Изучать биографию писателя Познакомится с писателем Решают кроссворд Некрасов Слушают учителя На 3 Предлагают свои варианты Он грустный, задумчивый Делают выводы Познакомиться со стихотворением Некрасова Не всегда Открывают учебники, читают названия стихотворения О морозе. Перечисляют сказки Нет Да Называют качества, выходят к доске, записывают Прочитав стихотворение, проанализировав его. | Словесный (слово учителя, беседа) Практический (работа с карточками) | Личностные: Предметные: формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста. Регулятивные: Коммуникативные: |
Первичный синтез | А теперь предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сейчас мы с вами перенесемся в зимний лес. Внимательно слушайте и попробуйте представит о чем говорится в стихотворении. После того как вы послушаете стихотворение, попытайтесь ответить на вопрос – сказочного или реального героя изобразил Николай Алексеевич Некрасов? (прослушивание аудиозаписи) Какого все таки героя изобразил писатель? Почему? | Прослушивают стихотворение Сказочного Потому что реальный не может шагать по деревьям. | Словесный (слово учителя, беседа) Прослушивание аудиозаписи | Коммуникативные: |
Анализ | А теперь прочитайте этот отрывок про себя. Какие непонятные слова вам встретились? Воевода – предводитель войска на Руси Палица – оружие русских богатырей в виде дубинки с шипами. Обоз – группа повозок, перевозящих грузы Косматая борода - длинная густая борода Обходить дозором - сторожить Бор – сосновый лес (демонстрация иллюстраций объясняемых слов) Итак, мы разобрали все непонятные нам слова и мы плавно переходим к следующей станции под названием «Анализ стихотворения» Что же мы будем делать на этом этапе, как вы думаете? Давайте разберем первое четверостишие. Что бы показать силу и мощь этого героя с чем автор сравнивает его? Почему? А может ли Мороз обходить свои владения? Какое художественное средство здесь употреблено? Почему вы так решили? (имя ученика) прочитай нам вслух второе четверостишие. Какое художественно-выразительные средства присутствуют в данном четверостишии? А что же оно обозначает? Действительно, этот эпитет показывает, что земля пустая, без снега. Посмотрите на знаки препинания. Какие знаки здесь присутствуют? Для чего они здесь нужны? Как вы думаете, с какой интонацией необходимо прочитать это четверостишие, почему? (имя ученика) попробуй прочитать это четверостишие соблюдая все знаки препинания и интонацию. Остальные слушают, правильно ли (имя ученика) читает это четверостишие. Посмотрите на 3 четверостишие. Что особенного вы в нем заметили? Для чего нужны эти вопросительные знаки? А нужно ли соблюдать эти знаки при чтении? Почему? Обратимся к 4 четверостишию. Прочитайте его внимательно про себя. Какое средство выразительности вы здесь нашли? Для чего автор его здесь употребил? Посмотрите внимательно на прилагательные, для чего они здесь нужны? А теперь послушайте внимательно, я прочитаю это четверостишие без прилагательных. Изменится ли его смысл. Идёт- по деревьям шагает, Трещит по воде, И солнце играет, В его бороде. Изменился ли смысл этого стихотворения? Почему? Как вы понимаете слово чародею? Почему Николай Алексеевич Некрасов использовал это слово в стихотворении? Что еще необычного в этом четверостишии? как вы думаете, для чего автор его употребил? Какой знак стоит в конце четверостишия? Для чего он нужен? Значит как мы будем читать это четверостишие? Давайте обратимся к последнему четверостишию. Какие художественно-выразительные средства вы здесь нашли? Для чего они здесь нужны? Давайте подведём итог. Много ли художественно-выразительных средств и различных знаков препинания использовано в этом стихотворении? Для чего автор их здесь употребил? | Воевода, палица, обоз, косматой, дозором. Анализировать стихотворение С воеводой, потому что он сильный Нет Олицетворение Потому что морозу не может обходить дозором Эпитет - Голой земли Пустая земля. Тире, запятые, вопросительный знак. Что бы показать с какой интонацией нужно читать. Выразительно, твердо. 1 ученик читает, остальные следят Вопросительные знаки Чтобы показать, что здесь задается вопрос. Да, что бы показать эмоции Олицетворение «Идёт – по деревьям шагает» Что бы показать силу мороза Что бы лучше описать предметы Да, оно стало не таким ярким Волшебнику Что бы показать, что Мороз еще и волшебный персонаж Слово Чу. Что бы показать удивление. Восклицательный Для того, чтобы показать восклицание. С восклицанием Эпитет хвастливую песню Что бы сделать слова еще ярче Да Чтобы стихотворение стало ярче и эмоциональнее | Словесный (слово учителя, беседа) | Познавательные: формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста. Личностные: |
Вторичный синтез | Ну вот ребята, мы с вами проанализировали все стихотворение. Разобрали как нужно правильно нужно прочитать это стихотворение. Теперь я попрошу двух учеников выйти к доске и прочитать это стихотворение выразительно. (выбрать более сильных учеников) Остальные будут внимательно слушать. Но перед тем как начнем читать выразительно, давайте определим критерии, по которым мы будем оценивать ваших одноклассников. Какие критерии вы можете предложить? Хорошо, на слайде вы видите критерии, когда ваши одноклассники будут читать, вы постарайтесь оценить их по всем этим трём критериям. (попросить двух желающих выйти к доске) Первый читает три четверостишия, второй, следующие три четверостишия. Молодцы, можете присаживаться на место. Я вижу вы устали, давайте немного отдохнём. Попрошу всех встать. Но вечер приближается (разведите руки в стороны), Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону). Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) —Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос) Руки стали замерзать (потрите ладони) Надо их отогревать (подышите на ладони). Вечер приближается (разведите руки в стороны) Темнота сгущается. Нам домой давно пора —До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание). Итак, как же мы оценим наших чтецов. Молодцы, а мы с вами переходим к последней нашей с вами станции на карте путешествий. Называется, которая «Синквейн» На этой станции мы с вами попробуем составить синквейн по сегодняшней теме урока. На слайде вы увидите правила составления синквейна. Пользуясь правилами, которые показаны на слайде попробуйте составить синквейн. Запишите его на обратной стороне листочка с кроссвордом. Времени на составление синквейна у вас всего 3 минуты. Можете приступать к работе. Я вижу уже все закончили, давайте озвучим, что у кого получилось. (спросить 2-3 учеников) | Слушают учителя Правильность, выразительность, эмоции и жесты. 2 ученика выходят к доске читаю выразительно стихотворение, остальные следят и оценивают Составляют синквейн Озвучивают свои синквейны | Словесный (беседа, слово учителя) Работа в парах | Познавательные: формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна); формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные: Предметные: формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста. |
Рефлексия | Наше с вами путешествие подошло к концу, давайте вернемся к словам Стивена Кинга «Книга должна быть как неисследованные земли. Приступай к ней без карты. Исследуй ее и составь собственную карту». Получилось ли у нас создать свою карту? Изменилось ли ваше мнение к этим словам? Сегодня мы с вами знакомились со стихотворением одного известного автора. Скажите, как его зовут?
Как оно называется? Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Соответствует ли описание Мороза, которое мы придумали в начале урока, описанию, которое дал Морозу Некрасов? Почему? Какие приемы использовал Некрасов, что бы показать силу Мороза-воеводы? В чем вы сегодня испытали затруднения? Что вам удалось? На дом я предлагаю вам составить небольшую сказку о Морозе-воеводе. Поэтому откройте дневники и запишите домашнее задание. Сочинить сказку о Морозе-воеводе. Благодарю вас за работу. Мне было приятно с вами сотрудничать. На этом наш урок закончен. | Да Высказывают свое мнение Николай Алексеевич Некрасов Мороз, красный нос Изучить стихотворение Некрасова, выяснить как оно изобразил Мороза Да Не совсем Мы составили описание, не прочитав стихотворение Сравнения, эпитеты, олицетворения Высказывают свое мнение Открывают дневники, записывают домашнее задание | Словесный (беседа, слово учителя) | Личностные: Предметные: Регулятивные: |