Тема урока: В. Осеева «Добрая хозяюшка» | Дата: 21.11.2016г. КЛАСС: 2 "В" |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: формирование умения раскрыть характер главного героя К*цель: коррегировать внимание путем упражнения «Прочитай слова» | Все учащиеся: выявят положительных и отрицательных героев произведения. |
Большинство учащихся: раскроют характер главного героя через исследование поступков и действий. |
Некоторые учащиеся: пересмотрят свои поступки по отношению к друзьям. |
Тип урока | изучение нового |
Методы работы | словесный, репродуктивный, частично-поисковый |
Форма обучения | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Ресурсы | Презентация, в/ролик, критерии выразительного чтения, цв.квадратики для оценивания, карточка для определения темы, портрет автора, карточки со словами для характеристики героя, правила дружбы, карточки для д\з. |
План |
Планируемые сроки | Планируемые действия |
1. Психологический настрой. 1мин | ДУ | ду |
Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Будем мы старательны Будем мы внимательны Хорошо уметь читать Нужно обязательно -Что значит хорошо читать? Сегодня на уроке поработаем над этими качествами чтения | Проверяют готовность к уроку, принимают установку. Все проговаривают Большинство - отвечают это значит читать ясно, правильно. Некоторые– отвечают |
2. Речевая разминка. 2мин | Для того, чтобы звуки произносить четко и ясно, мы поработаем со скороговоркой: Женя с Жанной подружились, Дружба с Жанной не сложилась. 1 раз прочитали медленно. Какие знаки препинания подсказывают, как правильно читать? 2 раз быстрее 3 раз с эмоциями - Для чего мы тренируемся произносить звуки четко и ясно? | Разрабатывают речевой аппарат. Нам помогают знаки (точка- понижение голоса, запятая- маленькая пауза, ? – вопрос, !- восторг, радость) - Чтобы речь была понятной и красивой |
3. Повторение 1 мин | - Какой раздел мы изучаем? Какие произведения мы уже изучили? Чему они нас научили? Над каким произведением работали на прошлом уроке? | Все- слушают Большинство – называют произведение и авторов Некоторые – оценивают, чему научили |
4. Проверка домашнего задания. 10мин | Выразительное чтение стихотворения «Друг» А.Барто Требования к выразительному чтению: - Читай правильно - Передай чувства - Выбери правильный темп ( спокойный) Критериальное оценивание выразительности чтения, Оценка "5" - выполнены правильно все требования. Оценка "4" –выполнены 2 требования Оценка "3" –выполнено 1 требование Оценка "2» - не выполнены все требования. -можно ли такого друга назвать настоящим? - Что помогло вам справиться с заданием? -Что не получилось?Как можно улучшить чтение? | -Изучаем раздел «Я и мои товарищи» Вспоминают требования, читают, оценивают Все - Участвуют в проверке д\з, оценивание «Светофор» Большинство-объясняют причины успеха и неуспеха Слайд1 Некоторые-оценивают чтение других |
Физминутка 1 | Нам предстоит много читать. Подготовим наши глаза для чтения, сделаем несколько упражнений сидя Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. Взгляд направим ближе, дальше | Все отдыхают. Музыкальная физминутка |
5. Определение темы и цели урока 4мин | Определить тему нашего урока поможет упражнение на вниманиеК* «найди слова» -Зачеркните все буквы Г , И, затем прочитайте оставшееся: Г О С И Е Е Г В И А Г И Д И О Г Б Г Р И А И Я Г Х И О Г З Г Я Ю Г Ш К И А -Прочитайте,какая тема урока? ( Осеева «Добрая хозяюшка») - О чем может идти речь в сказке с таким названием? ( о доброй девочке) -Какого человека мы называем добрым? (отзывчивого, заботливого…) -Посмотрите на картинки, какие еще герои встретятся нам в рассказе Осеевой? О чем будет текст? Чтобы определить цель нашего урока, послушайте воспоминания Осеевой. «Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась: - Мало уметь читать, надо уметь думать. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных» - Чему научилась сама и хотела научить Осеева своих читателей? Цель нашего урока: научиться вдумчиво…… (читать), видеть (……………) поступки, определить чему…… ( научит нас рассказ) | Работа в парах Все- вычеркивают, читают Большинство– назовут тему урока Предположат, о чем может идти речь, назовут качества доброго человека Все - слушают Большинство –назовут, чему научилась и хотела научить писательница детей Некоторые –инсценируют,назовут цель урока -вдумчивому чтению; уметь отличить хороший поступок от плохого. |
6. Усвоение новых знаний 15мин 2мин | А) Знакомство с биографическими данными автора Послушайте сообщение об Осеевой и скажите, что интересного о её жизни вы узнали: В. А. Осеева в юности мечтала стать актрисой, но стала воспитателем. Она, поняла, что настоящее ее призвание - педагогика. Осеева стала работать воспитательницей и сочиняла для своих подопечных рассказы и сказки, а ребята её и уговорили опубликовать свои рассказы. Все полюбили её книги о любви к природе, о дружбе, о трудолюбии, юмористические рассказы для детей. -Что вы узнали о жизни писательницы? | Презентация слайд 2,3 ( портрет, книги) Все- слушают Большинство - отвечают - |
1 мин | Б) В рассказе нам встретятся трудные слова, прочитаем их раз-но-цвет-ны-е разноцветные о-пе-ча-лил-ся опечалился про-ме-ня-ла променяла у-ви-да-ла увидала ус-лы-хал услыхал ку-пать-ся купаться (ца) Молодцы. | Все- проговаривают |
1 часть Чтение эпизода про петушка учителем 3 мин | В) Чтение с остановками. Читаем рассказ с остановками. Будьте старательны и внимательны. Составьте вопрос по содержанию 1части. Кто жил у девочки?( петушок) Какой был петушок? (Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает) - Какими словами петушок приветствовал девочку?(доброе утро, хозяюшка) - Петушок любил девочку?(любил) А по каким словам вы это определили? (Сядет рядышком, из рук клюёт петушок ) - А девочка как с ним поступила?( Она его обменяла) - Что вы можете сказать о характере девочки? ( недобрая) - По каким словам вы это поняли? (променяла петушка) - Почему же она захотела променять петушка на курочку? (та ей понравилась) - Почему петушок опустил голову? (он очень огорчился) - Была ли девочка петушку настоящим другом? Почему?-----Предположите, что будет дальше? Почему? | Проверка содержания прочитанного по вопросам Кто? Что? Какой? Все- слушают Большинство –вопросы низкого порядка Некоторые- высокого порядка |
2 часть.Чтение эпизода про курочку по ролям. 3 мин | Читаем 2 часть и подумайте, совпали наши предположения с данным отрывком. ( подготовленные ученики) - Так ли мы предполагали? (нет, мы думали они будут дружить) Была ли девочка курочке настоящим другом? - Почему, ведь она её и кормила, и поила, и не обижала. (ейпонравилась уточка и она её легко обменяла) - Что вы можете сказать о девочке из этого отрывка? - Как курочка заботилась о девочке? (каждый день несла яички) -– А курочка была девочке другом? - По каким словам вы это поняли?(моя хозяюшка, она её полюбила) - Какая была курочка? - Может быть дружба с уточкой получилась? | Воспроизводят материал при помощи вопросов. Вопросы по содержанию Все –слушают Большинство –отвечают Некоторые –читают, предполагают
- девочка не умеет дружить |
3 часть. Чтение эпизода про уточку цепочкой. 3 мин | -Получилась дружба с уточкой? (нет) - Как уточка заботилась о девочке? (не плыви далеко; выйдет на бережок-уточка за ней). Найди и прочитай эти строки. -Была ли уточка настоящим другом? -А девочка? - Почему же она захотела её променять на щенка? (он такой хорошенький) - Как вы думаете, что будет дальше? Почем? | Вопросы по содержанию Как? Почему? Все-слушают Большинство-отвечают Некоторые-находят цитаты в рассказе |
Физминутка 1 | Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем) Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями) Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища) Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз) Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания) Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись) И опять настала тишь. (Сели) | Отдыхают Большинство-проговаривают Некоторые -показывают |
4 часть. Чтение эпизода о щенке. 3 мин | Узнаем, чем же закончится это произведение. Дочитайте рассказ до конца «жужжащим чтением» -Какие слова приговаривала девочка, когда гладила щенка? 9прочитать) - Что увидела девочка, когда проснулась? - Почему щенок убежал от девочки? (Не хочу с такой хозяйкой жить. НЕ умеет она дружбой дорожить. Если бы он остался, то она бы и его на кого-нибудь променяла.) А вам бы хотелось с такой девочкой дружить? Почему? - Так какая же девочка хозяйка, добрая или злая? - Чем же она их обижает? - А почему В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? (она нарочно так назвала, чтобы заставить читателей задуматься над её поступками) Можно сказать, что она так назвала нарочно? Для чего? Согласны ли вы с автором? Как бы вы назвали? | Вопросы по содержанию Что? Как? Почему? Все-слушают Большинство-отвечают Некоторые-находят цитаты в рассказе Нет, она бы и нас предала. -девочка нехорошая, недобрая -она их не любит, она ими забавляется, а надоедят - бросит, отдаст соседям, обменяет. А они то её любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе |
7. Проверка понимания учащимися нового материала 2 мин Работа в парах. Чтение по одному слову. Проверка по ключу. | Характеристика девочки. -Совпало ли наше первоначальное предположение о произведении с его содержанием? Выберете слова, которые более точно говорят о девочке. -сердечная -недобрая -грубая -неверная -жадная -невнимательная безразличная -злая неприятная заботливая бессердечная доброжелательная - Что бы вы посоветовали девочкеизменить в себе, чтобы стать настоящим другом? | - нет. Мы предполагали, что прочитаем о доброй девочке, а прочитали о злой Выявление личного отношения Все - читают Большинство - объясняют Некоторые – дают девочке совет Проверка по ключу ( на доске) - когда знакомишься с новым другом, нельзя бросать прежнего друга |
8. Творческая работа. 4 мин | Правила дружбы ( работа в группах). Я предлагаю вам составить правила дружбы, собрав их в предложения. Не обзывай и не унижай друга Помогай другу в беде. Не обманывай друга, будь с ним честным. Не предавай своего друга. Умей признать ошибки и помириться с другом. Умей уступить другу. -Какие правила вы уже выполняете? -А каким правилам нужно еще научиться? | Правила в группе: Уважать друг друга Выслушать каждого Помогать друг другу Слайд Каждая группа читает свои правила. |
9. Подведение итогов урока 2 мин | - Чему научились на уроке? Чему еще нужно поучиться? - О чём бы вы могли рассказать дома после нашего урока? Слайд | Оценивают, делают выбор научиться вдумчиво читать, видеть добрые и плохие поступки. |
10Д\з 1мин | *Пересказ по выбору одной части ( выбирают картинки петушка, курочки, уточки, щенка) *Составить продолжение сказки | Все – пересказ. Большинство- пересказ от лица героя. Некоторые – придумать продолжение сказки. |