kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения для 2 класса по теме: В.В. Бианки "Сова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения для 2 класса. Цель урока: знакомство с творчеством В.В.Бианки, познакомить с новым жанром - познавательная сказка, углубить знания обучающихся о взаимосвязях в природе, о пользе птиц для человека. Системно-деятельностный подход на уроке развивается через разнообразные виды работы. Конспект урока будет полезен для учителей начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения »

9


Учитель начальных классов

Харцызской ОШ № 2 ДНР

Василенко Наталья Николаевна


Урок литературного чтения

2 класс

Тема: В.В. Бианки «Сова».

Цель: продолжение знакомства с творчеством В.Бианки.

Задачи:

  • Познакомить с содержанием текста «Сова», дать понятие о новом литературном жанре “сказки - несказки” – познавательная сказка;

  • Создать условия для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы с человеком, о пользе, приносимой человеку птицами;

  • Развивать навыки выразительного и осознанного чтения;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.

Оборудование:

  • портрет В.В. Бианки;

  • карточки для построения “Цепочки взаимосвязи” – иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера;

  • карточки с деформированным планом;

  • выставка книг В. Бианки;

  • аудиозапись “Крик совы”.

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент. Общая готовность к уроку. Создание психологической обстановки.

  • Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

  • Настал новый день,

Как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе.

Мы все здоровы, спокойны…

Глубоко вдохните и выдохните…

Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепла улыбок ваших одноклассников, добрые взгляды наших гостей.

Желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А чтобы урок наш получился интересным, хочу вам посоветовать такой девиз

“Душу и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.”

  • А поднять настроение предлагаю с речевой разминки:

Прочитайте сначала по слогам, а потом целиком, сначала медленно, а потом быстро:

“Книга открывается –

Рассказ начинается.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.”

– А теперь прочитать выразительно.

  1. Актуализация знания учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.

  • С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

  • Чтобы посмотреть, как вы это произведение прочитали дома, я предлагаю поиграть в необычную игру “Ромашка”:

Ученики по очереди выходят к доске, берут по одному лепестку, на обратной стороне которого читают вопрос, а остальные отвечают на него:

              1. Почему автор дал название своему рассказу “Музыкант”?

              2. На чем играл старый медвежатник?

              3. Что сказал ему колхозник?

              4. Зачем медвежатник пошел в лес?

              5. Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

              6. Какую картину увидел старик в лесу?

              7. Почему старик не застрелил медведя?

              8. Прочитайте по ролям последнюю часть рассказа.

  • Сколько действующих лиц? (автор, колхозник, старик)

  • Вам понравился рассказ? Чему учит этот рассказ?

  • Напомните, как он называется?

  • Кто автор?

  • Что вы помните с прошлого урока об авторе?

  1. Беседа о писателе В. Бианки.(ответы детей и дополнение учителя)

  • Где родился В.В. Бианки?

  • Где прошли детские годы?

Да, родился Виталий Валентинович Бианки в Петербурге. Его отец был учёным. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Виталий часто там бывал. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берёт его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных.

В. Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о животном мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её. В природе всё взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие. Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своём произведении В. Бианки.

  1. Постановка целей урока.

  1. Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку:

“Днем в ветвях сосны косматой,

Возле самого ствола,

Точно столбик сучковатый

Дремлет чуткая … (сова)

  • Как вы думаете, какая птица с древности считается символом мудрости и познания?

а) сова; б) ласточка; в) голубь

  • Почему вы выбрали этот ответ?

(Сова считается символом мудрости ещё у древних греков.)

  • А что вы знаете об этой птице?

  1. Выступление подготовленного ученика.

  • Сова – ночная птица.

С древних времён сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

У совы большая круглая голова и большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит она пристально, не мигая. Наверное, за большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.

  1. Работа по теме урока.

  1. – Итак, какое произведение мы будем читать на уроке?

– Кто автор? (Произведение В. Бианки “Сова”.)

– Будем читать произведение “Сова” В. Бианки, отвечать на вопросы, учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, читать по ролям.

  1. Физкультминутка.

  2. Словарная работа.

– Как можно заменить слова и выражения?

(на доске запись)

Утекает – убегает,

Кормовистый – клевер, предназначенный для корма скоту,

Цветень – пыльца, мельчайшие желтые зернышки,

Хорониться – прятаться, таиться,

Раздолье – много места,

Как бы худа не вышло – как бы беды не было,

Чай белить - добавлять молоко в чай,

Пойло – питательное питье для скота.

  1. Первичное знакомство с текстом.

  1. Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.

  • Понравилось ли вам произведение?

  • Назовите главных героев.

  1. Знакомство с новым литературным жанром “познавательная сказка”.

  1. Чтение сказки учащимися по абзацам.

  2. Обсуждение произведение.

– Скажите, сказку или рассказ мы читали?

– К какому виду сказок отнесёте эту сказку? (Сказка о животных)

– Вы знаете, что бывают народные сказки. А это какая сказка? (Литературная, авторская)

  1. Беседа учителя с учащимися по новой теме.

– Да, это сказка. А ещё В. Бианки называл свои истории “сказки – несказки”.

– Как вы думаете, почему? (В ней есть и сказочное, и не сказочное)

Вывод: правильно, “сказки – несказки” рождаются как ответ на детские “почему”. Отсюда и такие названия произведений “Отчего у сороки такой хвост?”, “Чьи это ноги?”

  1. Знакомство с понятием “познавательная сказка”.

– Давайте уточним какие сказочные приёмы использовал автор?

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат так же правдивый познавательный материал о природе, поэтому их называют “несказки”. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, их которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательная сказка.

  1. Физкультминутка. (Зарядка для глаз)

  1. Закрепление усвоения содержания сказки.

        1. Выборочное чтение.

  • Почему сова рассердилась на старика?

Фраза “Ты от солнца хорониться, людей сторониться” – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть: сова охотится ночью)

  • Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

Что стали делать мыши?

(Мыши по лугу рыщут…)

  • Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет)

  • Что мы узнали о природе из этого предложения?

На кого охотятся мыши? (На шмелей)

  • Как? (Ищут их гнёзда)

  • Где у шмелей гнёзда? (В земле)

  • Почему шмели нужны лугу?

  • А что познавательного мы узнаем из фразы “Что от них толку: ни мёду, ни воску – волдыри только”? (Что шмели не делают мёд и воску у них нет)

  • Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят)

  • Что же произошло с клевером на лугу?

Что нужно корове, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер)

  • Какой приём здесь использовал Бианки? (Сравнение травы с кашей)

  • Что же пришлось сделать старику?

  • Простила старику сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей)

  • Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? (Хо-хо-хо, Старик)

  • Почему сова говорит именно так? (Похож на крик совы)

  1. Прослушивание аудиозаписи “Крик совы”.

  2. Построение “цепочки взаимосвязи” и объяснение значения каждого звена этой цепочки.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (ответы учащихся)

На первый взгляд – никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, что в природе всё взаимосвязано.

От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планете, а значит и всего человечества.

Попробуем восстановить эту цепочку. (Ответы детей – работа по карточкам в парах)

  1. Работа над выразительностью чтения.

    • Чтение по ролям.

    • Прочитайте диалог Старика и Совы в начале сказки.

    • С какой интонацией будете читать слова Старика?

    • Найдите три предупреждения Совы. Докажите словами текста.

(1. Шмели с луга летят.

2. Некому переносить цветень с цветка на цветок.

3. Не родится клевер на лугу.)

- Как бы вы прочитали слова Совы?

(строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой)

- Зачитайте, показав голосом.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Подготовка к пересказу сказки.

Восстановление деформированного плана. (карточки с деформированным планом)

_Рассердилась Сова

_Молока у коровы мало

_Шмели на чужих лугах гуляют

_Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить

_Мыши по лугу рыщут,

_Шмелиные гнёзда ищут.

_Пошел Старик Сове кланяться.

  1. Подведение итогов.

    • Над каким произведением работали?

    • Какова главная мысль сказки?

    • А как вы, дети, можете помочь природе?

  1. Рефлексия.

    • Закончите предложение

    • Сегодня я узнал…

    • Было интересно…

  1. Домашнее задание.

I р. – Подготовить пересказ от имени деда.

II р. – Подготовить пересказ от имени совы.

III р. – Чтение по ролям.

Всем: нарисовать иллюстрацию к сказке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения для 2 класса по теме: В.В. Бианки "Сова"

Автор: Василенко Наталья Николаевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Сова" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-sova"
    ["file_id"] => string(6) "125475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415002143"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Литературное чтение 2 класс "В. Бианки "Сова" "
    ["seo_title"] => string(46) "litieraturnoie-chtieniie-2-klass-v-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "175940"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424341915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "В. Бианки « Сова» "
    ["seo_title"] => string(13) "v-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "161289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422199488"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Краткосрочное планирование по литературному чтению во 2-3 классе:2 кл.: «Сова» В.Бианки. 3 кл.: Проверь себя. Мои друзья."
    ["seo_title"] => string(103) "kratkosrochnoieplanirovaniiepolitieraturnomuchtieniiuvo23klassie2klsovavbianki3klproviersiebiamoidruzia"
    ["file_id"] => string(6) "280619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453394672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Литературное чтение В. Бианки "Сова". "
    ["seo_title"] => string(38) "litieraturnoie-chtieniie-v-bianki-sova"
    ["file_id"] => string(6) "175947"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424342430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства