kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся 4 класса познакомяться с новым видом литературной сказки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»»

Тема: Владимир Федорович Одоевский. «Городок в табакерке»


Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в табакерке”.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

  • Формирование навыков чтения (овладение техникой чтения вслух и про себя, развитие выразительности, сознательности чтения, элементарными приемами интерпретации, анализа литературного произведения)

  • Развитие памяти, мышления, внимания

  • Пополнение словарного запаса учащихся

  • Формирование представление об основной идее произведения.

Личностные:

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • формирование умения оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм

Метапредметные:

  • умение организовывать рабочее место, формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке (регулятивные УУД).

  • умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского, размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс

  2. Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

  3. Карточки со словами (словарная работа)

  4. Карточки для парной работы

  5. Звоночки для рефлексии


Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок давайте подарим друг другу улыбку. Пусть наш урок принесет нам всем радость познания и общения. Вы готовы работать? Тогда начнем урок.


2.Актуализация знаний

- Ребята, Мне хотелось бы начать наш урок такими стихами:

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.


-Какая главная мысль этого стихотворения?

-А что такое сказка? (дети говорят, как могут)

Слайд

В разных источниках есть разные объяснения. Хочу вас познакомить с одним. (слайд)

-Какие бывают сказки? ( О чём (ком) рассказывают сказки?)


На доске появляются кластеры :

Виды сказок

О животных

волшебные

бытовые











-Скажите, а если сказка вышла не из народа, а была кем-то написана, то как её можно назвать?

По авторству







Народные

Литературные

(авторские)






Ребята, сегодня мы открываем двери в новый раздел, который называется «Литературные сказки»

3.Построение выхода из создавшейся ситуации

а) постановка темы урока, целеполагание.

Приём «Яркое пятно». Ребята, посмотрите, сегодня на урок я принесла необычную вещицу(демонстрация музыкальной коробочки). Кто знает, что это такое? Как вам кажется, почему сегодня я принесла именно эту коробочку? (дети делают предположения)

Откройте с. 156. Прочитайте фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня. Как называется произведение , с которым будем сегодня знакомиться? ( на доске В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»)

- Какую цель мы поставим на уроке?

- Чему мы должны ещё научиться на уроке? (дети формулируют цель урока и задачи с опорой на слайд)

4. Реализация построенного проекта

а) знакомство с биографией автора

С биографией Владимира Федоровича Одоевского нас познакомит Кондратьева Дарья.

Владимир Федорович Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве.. Происходил из старинного княжеского рода.

Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.


Его первый русский сборник - это “Сказки и рассказы дедушки Иринея”. Лучшими произведениями в этом сборнике считаются: “Городок в Табакерке” и “Мороз Иванович”.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.

б) словарная работа

- Прежде чем знакомится со сказкой, мы познакомимся с значением слов, которые могут стать для вас непонятными. (на партах листы со словами и их объяснение, то же на слайде)

  • Табакерка – коробочка для табака

  • Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

  • Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда.

  • Ставни -деревянный затвор на окнах в деревянных домах

  • Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

  • Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.

- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. (слайд )

  • Счесть нельзя – сосчитать нельзя

  • Одинакие – одинаковые

  • Учтиво – очень вежливо

  • Ни пяди- ни на шаг

  • Досадно – обидно

  • Авось - может быть

  • С сими словами – с этими словами

  • Индо – даже

  • Опамятоваться – опомниться.

Закусил губы.Закусил язычок. Как вы понимаете это выражение?

в) первичное знакомство с текстом

Как вам кажется, о чем будет эта сказка? Хотите проверить ваши предположения? Тогда слушайте внимательно.

Физкультминутка

Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем!

Мы шагаем по дороге,

поднимаем выше ноги

И нам встретились в пути - колокольчики- звонки ( наклон головы) динь, динь

Зашагали дальше ноги

А тут уж- дядьки на дороге

Застучали молотки - мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук ( постучать в воздухе кулачком)

Толстый валик великан

На диване он лежал

Ни за кем он не следит,

шуры муры говорит( повороты направо-налево)

шуры муры, шуры муры

Зиц, зиц ,зиц кричит царица

Золотая кружевница (покружились).

Зиц, зиц ,зиц

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Прием «Вопросы к тексту»

-Ребята, понравилась вам сказка?

Подтвердились ли ваши предположения?

Прием «Вопросы к тексту»

-С чего начинается сказка? Прочитайте.

-Как папенька назвал волшебный городок? Найдите в тексте.

-Что захотел Миша, рассматривая табакерку. Найдите и прочитайте слова Миши. Как надо читать эти строки?

-Удалось ли мальчику попасть в табакерку?

-С кем познакомился Миша в городке?

-Найдите в тексте, как автор называет мальчика-колокольчика с которым Миша отправился в городок.
-Какие знания получил Миша в городке?

-Чем закончилось путешествие мальчика?

-Ребята, а скажите какие знания мы получили, слушая сказку?( как работает музыкальная табакерка) Можно ли назвать эти знания научными?

Вывод: Сказки, в которых даются научные сведения, называются научно-познавательными. (карточка с названием «научно-познавательная» добавляется в кластер «Виды сказок»)

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Работа в парах на карточках

Зеленые карточки.

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.


Желтые карточки

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!




Красные карточки

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

Молоточки зиц-зиц-зиц

Колокольчики тук-тук

Пружинка шуры-муры

Валик динь-динь

(Проверка с опорой на слайд и оценивание себя по критериям.)

Или

Работа в парах

Составление характеристики главного героя Миши.

Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.

7. Оценивание работы

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Если на уроке вам всё удалось , урок вам понравился, возьмите вместе в парах в руку колокольчик и позвоните по моему сигналу.

Ребята, как дружно звенели ваши колокольчики. И хотя у вас были разные по размеру колокольчики, у нас с вами получилась музыка, как в настоящей музыкальной шкатулке.

Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.





Владимир Федорович Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве.. Происходил из старинного княжеского рода.

Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.


Его первый русский сборник - это “Сказки и рассказы дедушки Иринея”. Лучшими произведениями в этом сборнике считаются: “Городок в Табакерке” и “Мороз Иванович”.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.



Зеленые карточки.

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.


Зеленые карточки.

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.


Зеленые карточки.

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.


Зеленые карточки.

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.


Зеленые карточки.

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.



Желтые карточки

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!




Желтые карточки

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!



Желтые карточки

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!



Желтые карточки

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!



Желтые карточки

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!






Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.

Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.

Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.


Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.


Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.


Домашнее задание

На выбор:

1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.

2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.



Красные карточки

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

Молоточки зиц-зиц-зиц

Колокольчики тук-тук

Пружинка шуры-муры

Валик динь-динь


Красные карточки

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

Молоточки зиц-зиц-зиц

Колокольчики тук-тук

Пружинка шуры-муры

Валик динь-динь


Красные карточки

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

Молоточки зиц-зиц-зиц

Колокольчики тук-тук

Пружинка шуры-муры

Валик динь-динь


Красные карточки

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

Молоточки зиц-зиц-зиц

Колокольчики тук-тук

Пружинка шуры-муры

Валик динь-динь




Словарная работа

  • Табакерка – коробочка для табака

  • Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

  • Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда.

  • Ставни -деревянный затвор на окнах в деревянных домах

  • Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

  • Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.

  • Счесть нельзя – сосчитать нельзя

  • Одинакие – одинаковые

  • Учтиво – очень вежливо

  • Ни пяди- ни на шаг

  • Досадно – обидно

  • Авось - может быть

  • С сими словами – с этими словами

  • Индо – даже

  • Опамятоваться – опомниться



Словарная работа

  • Табакерка – коробочка для табака

  • Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

  • Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда.

  • Ставни -деревянный затвор на окнах в деревянных домах

  • Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

  • Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.

  • Счесть нельзя – сосчитать нельзя

  • Одинакие – одинаковые

  • Учтиво – очень вежливо

  • Ни пяди- ни на шаг

  • Досадно – обидно

  • Авось - может быть

  • С сими словами – с этими словами

  • Индо – даже

  • Опамятоваться – опомниться.




Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, добрый, послушный, безответственный, равнодушный.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения "Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»

Автор: Вялова Екатерина Геннадьевна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация к уроку литературное чтение «Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_literaturnoe_chtenie_vladimir_fedorovich_odoevskii_gorodok"
    ["file_id"] => string(6) "562952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1604953065"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_po_tiemie_v_f_odoievskii_moroz_ivanov"
    ["file_id"] => string(6) "412699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493720096"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по литературному чтению. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423248620"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "в.ф.одоевский мороз иванович "
    ["seo_title"] => string(30) "v-f-odoievskii-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "147557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419426538"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства