Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»»
Тема: Владимир Федорович Одоевский. «Городок в табакерке»
Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в табакерке”.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
Формирование навыков чтения (овладение техникой чтения вслух и про себя, развитие выразительности, сознательности чтения, элементарными приемами интерпретации, анализа литературного произведения)
Развитие памяти, мышления, внимания
Пополнение словарного запаса учащихся
Формирование представление об основной идее произведения.
Личностные:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
формирование умения оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм
Метапредметные:
умение организовывать рабочее место, формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке (регулятивные УУД).
умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).
формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского, размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс
Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Карточки со словами (словарная работа)
Карточки для парной работы
Звоночки для рефлексии
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок давайте подарим друг другу улыбку. Пусть наш урок принесет нам всем радость познания и общения. Вы готовы работать? Тогда начнем урок.
2.Актуализация знаний
- Ребята, Мне хотелось бы начать наш урок такими стихами:
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
-Какая главная мысль этого стихотворения?
-А что такое сказка? (дети говорят, как могут)
Слайд
В разных источниках есть разные объяснения. Хочу вас познакомить с одним. (слайд)
-Какие бывают сказки? ( О чём (ком) рассказывают сказки?)
На доске появляются кластеры :
Виды сказок
О животных
волшебные
бытовые
-Скажите, а если сказка вышла не из народа, а была кем-то написана, то как её можно назвать?
По авторству
Народные
Литературные
(авторские)
Ребята, сегодня мы открываем двери в новый раздел, который называется «Литературные сказки»
3.Построение выхода из создавшейся ситуации
а) постановка темы урока, целеполагание.
Приём «Яркое пятно». Ребята, посмотрите, сегодня на урок я принесла необычную вещицу(демонстрация музыкальной коробочки). Кто знает, что это такое? Как вам кажется, почему сегодня я принесла именно эту коробочку? (дети делают предположения)
Откройте с. 156. Прочитайте фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня. Как называется произведение , с которым будем сегодня знакомиться? ( на доске В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»)
- Какую цель мы поставим на уроке?
- Чему мы должны ещё научиться на уроке? (дети формулируют цель урока и задачи с опорой на слайд)
4. Реализация построенного проекта
а) знакомство с биографией автора
С биографией Владимира Федоровича Одоевского нас познакомит Кондратьева Дарья.
Владимир Федорович Одоевский родился13 августа 1803 году в Москве.. Происходил из старинного княжеского рода.
Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург
Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.
Его первый русский сборник - это “Сказки и рассказы дедушки Иринея”. Лучшими произведениями в этом сборнике считаются: “Городок в Табакерке” и “Мороз Иванович”.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.
б) словарная работа
- Прежде чем знакомится со сказкой, мы познакомимся с значением слов, которые могут стать для вас непонятными. (на партах листы со словами и их объяснение, то же на слайде)
Табакерка – коробочка для табака
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Ставни -деревянный затвор на окнах в деревянных домах
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.
- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. (слайд )
Счесть нельзя– сосчитать нельзя
Одинакие – одинаковые
Учтиво – очень вежливо
Ни пяди- ни на шаг
Досадно – обидно
Авось- может быть
С сими словами – с этими словами
Индо – даже
Опамятоваться – опомниться.
Закусил губы.Закусил язычок. Как вы понимаете это выражение?
в) первичное знакомство с текстом
Как вам кажется, о чем будет эта сказка? Хотите проверить ваши предположения? Тогда слушайте внимательно.
Физкультминутка
Давайте встанем, отдохнем!
И в табакерку попадем!
Мы шагаем по дороге,
поднимаем выше ноги
И нам встретились в пути - колокольчики- звонки ( наклон головы) динь, динь
Зашагали дальше ноги
А тут уж- дядьки на дороге
Застучали молотки - мы сердиты и тверды
Тук, тук,тук ( постучать в воздухе кулачком)
Толстый валик великан
На диване он лежал
Ни за кем он не следит,
шуры муры говорит( повороты направо-налево)
шуры муры, шуры муры
Зиц, зиц ,зиц кричит царица
Золотая кружевница (покружились).
Зиц, зиц ,зиц
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Прием «Вопросы к тексту»
-Ребята, понравилась вам сказка?
Подтвердились ли ваши предположения?
Прием «Вопросы к тексту»
-С чего начинается сказка? Прочитайте.
-Как папенька назвал волшебный городок? Найдите в тексте.
-Что захотел Миша, рассматривая табакерку. Найдите и прочитайте слова Миши. Как надо читать эти строки?
-Удалось ли мальчику попасть в табакерку?
-С кем познакомился Миша в городке?
-Найдите в тексте, как автор называет мальчика-колокольчика с которым Миша отправился в городок. -Какие знания получил Миша в городке?
-Чем закончилось путешествие мальчика?
-Ребята, а скажите какие знания мы получили, слушая сказку?( как работает музыкальная табакерка) Можно ли назвать эти знания научными?
Вывод: Сказки, в которых даются научные сведения, называются научно-познавательными. (карточка с названием «научно-познавательная» добавляется в кластер «Виды сказок»)
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Работа в парах на карточках
Зеленые карточки.
Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.
Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.
Желтые карточки
Восстанови отрывок, используя текст сказки.
На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Красные карточки
1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.
2. Соотнеси героев и их поговорки.
Молоточки зиц-зиц-зиц
Колокольчики тук-тук
Пружинка шуры-муры
Валик динь-динь
(Проверка с опорой на слайд и оценивание себя по критериям.)
Или
Работа в парах
Составление характеристики главного героя Миши.
Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.
- Если на уроке вам всё удалось , урок вам понравился, возьмите вместе в парах в руку колокольчик и позвоните по моему сигналу.
Ребята, как дружно звенели ваши колокольчики. И хотя у вас были разные по размеру колокольчики, у нас с вами получилась музыка, как в настоящей музыкальной шкатулке.
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Владимир Федорович Одоевский родился13 августа 1803 году в Москве.. Происходил из старинного княжеского рода.
Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург
Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.
Его первый русский сборник - это “Сказки и рассказы дедушки Иринея”. Лучшими произведениями в этом сборнике считаются: “Городок в Табакерке” и “Мороз Иванович”.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Зеленые карточки.
Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.
Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.
Зеленые карточки.
Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.
Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.
Зеленые карточки.
Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.
Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.
Зеленые карточки.
Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.
Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.
Зеленые карточки.
Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.
Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.
Желтые карточки
Восстанови отрывок, используя текст сказки.
На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Желтые карточки
Восстанови отрывок, используя текст сказки.
На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Желтые карточки
Восстанови отрывок, используя текст сказки.
На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Желтые карточки
Восстанови отрывок, используя текст сказки.
На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Желтые карточки
Восстанови отрывок, используя текст сказки.
На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Домашнее задание
На выбор:
1. Составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
2. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.
3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.
Красные карточки
1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.
2. Соотнеси героев и их поговорки.
Молоточки зиц-зиц-зиц
Колокольчики тук-тук
Пружинка шуры-муры
Валик динь-динь
Красные карточки
1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.
2. Соотнеси героев и их поговорки.
Молоточки зиц-зиц-зиц
Колокольчики тук-тук
Пружинка шуры-муры
Валик динь-динь
Красные карточки
1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.
2. Соотнеси героев и их поговорки.
Молоточки зиц-зиц-зиц
Колокольчики тук-тук
Пружинка шуры-муры
Валик динь-динь
Красные карточки
1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.
2. Соотнеси героев и их поговорки.
Молоточки зиц-зиц-зиц
Колокольчики тук-тук
Пружинка шуры-муры
Валик динь-динь
Словарная работа
Табакерка – коробочка для табака
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Ставни -деревянный затвор на окнах в деревянных домах
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.
Счесть нельзя– сосчитать нельзя
Одинакие – одинаковые
Учтиво – очень вежливо
Ни пяди- ни на шаг
Досадно – обидно
Авось- может быть
С сими словами – с этими словами
Индо – даже
Опамятоваться – опомниться
Словарная работа
Табакерка – коробочка для табака
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Ставни -деревянный затвор на окнах в деревянных домах
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.
Счесть нельзя– сосчитать нельзя
Одинакие – одинаковые
Учтиво – очень вежливо
Ни пяди- ни на шаг
Досадно – обидно
Авось- может быть
С сими словами – с этими словами
Индо – даже
Опамятоваться – опомниться.
Охарактеризуйте Мишу. Подчеркните слова, которые подходят ему.