kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения С. Т Аксаков "Аленький цветочек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ИКТ, проблемного вопроса, метода Синквейн

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения С. Т Аксаков "Аленький цветочек"»

Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»


Предмет: литературное чтение.

Класс: 4-А

Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

  • продолжить работу над сказками;

  • познакомить учащихся со сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»;

  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

  • учить давать характеристику героям сказки,  анализировать сказку, работать с книгой;

  • обогащать словарный запас детей;

  • закреплять умения работать над деформированным текстом;

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.

  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в парах;

  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемый результат(предметные):

Знать:

  • понятие «литературная сказка»

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;

  • анализировать художественный текст, выделять основную мысль;

  • осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;

проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других

  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учитель: Евдокимова Елена Александровна

Техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проекционный экран.

  • Портрет писателя Аксакова;

  • Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка

  • "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « Литературное чтение» 4кл. 1 часть.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

  • Наглядные (презентация учителя, наблюдения обучающихся)

  • Проблемно- поисковые

  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Парная

  • Индивидуальная


Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.



С добрым утром начат день

Первым делом - гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и читать !

-Как всегда и без заминки начнём урок с речевой разминки.

2. Речевая разминка(Слайд 1 )

«Кашу кушай, а сказку слушай,

умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Прочитайте пословицу.

-Прочитайте, выделяя голосом первое слово в строке.

-Прочитайте, выделяя голосом последнее слово в строке.

-Прочитайте быстро.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)

2. Проверка домашнего задания.

-Ребята, а скажите с какой сказкой мы познакомились на предыдущих уроках?

- Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке Бажова Павла Петровича «Серебреное копытце» .У каждого из вас на парте лежит деформированный план. Предлагаю вам расположить пункты плана в правильной последовательности. (Восстанавливают последовательность событий в сказке.)

-Как вы думаете, для чего нужен план?

2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем?(Сказка –ложь…..) –Слайд 2

С каким литературным жанром мы сегодня будем работать?

- Дорогие ребята! Сегодня мы вновь окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.

- На какие группы делятся сказки? 

- Как отличить народную сказку от литературной? (народную сочинил народ, а литературную - автор)

-На урок я пришла не с пустыми руками. В руках шкатулка, в ней (венец, зеркало цветок алого цвета)

- Может кто-то догадался, почему я принесла эти предметы? ( Все эти предметы мы встретим в сказке) Слайд-3

-А называется сказка «Аленький цветочек». Написал ее С.Т. Аксаков

- Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» Слайд 4

- Но чтобы решить проблему, что мы должны сделать? (познакомиться с содержанием сказки)

3. Изучение нового материала.



1)Составление схемы биографии Аксакова.

- Но прежде чем приступить к работе над сказкой, познакомимся с биографией писателя С. Аксакова и составим цепочку событий из жизни писателя.(записывают в тетради цепочку событий)

- Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе

 .Детство провёл в фамильном имении Аксаково. Семья была достаточно состоятельной, имела даже свой родовой Герб.

 Закончил Казанскую гимназию, чуть позже Казанский университет. Родители , по тем временам , были высокообразованные люди.

Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький.

С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Эту сказку он написал 158 лет назад для своей единственной внучки Оленьки и с тех пор она стала у детей любимой сказкой.

- Вы готовы войти в сказку? Но вот незадача дверь в сказку - заперта на 3 замка.

Чтобы её открыть нужно вспомнить типы сказок: ( сказки о животных,  волшебные сказки, социально бытовые)

-Молодцы! А теперь повторяйте за мной Слайд 5

Тихо , тихо чуть дыша

Входит сказка не спеша.

2) Лексическая работа:

-Ребята, в сказке много устаревших слов.

- А сказочная шкатулка поможет объяснить значение этих слов.

-Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

-Яства сахарные – еда, кушанья

-Челядь дворовая – слуги, дворовые

Заморский - находящийся за морем. За границей.

Не ведаю - не знаю.

Парча- шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 

Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

Торная - гладкая ровная.

Чертог- пышное великолепное здание или дворец.

Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.


3).Чтение зачина сказки учителем. С.193

4). Чтение учащимися по-цепочке с.193-196.

5).Дискуссия

-Что мы узнали о купце?

- Что мы узнали о сестрах? Давайте составим портреты сестер.

- На доске прилагательные, выражения – выберите те , которые на ваш взгляд наиболее точно характеризуют сестер и прикрепите на доске.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная.Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая

Средняя – самовлюблённая, ей нужны только богатства, любит красоваться, любоваться в зеркальце, да чтоб красота не старилась.

Младшая – добрая, ласковая , приветливая , скромная , пригожая , любит отца. Отзывчивая, преданная , честная, смелая , щедрая душой.

Купец – честный, верный слову купеческому, любит дочерей больше богатства.

- Кто из сестер вызывает у вас симпатию?

-Отправился купец в путь. Торговал товарами, отыскал гостинцы для старшей и средней дочери. Как вы думаете какая возникла трудность?...Слайд 6

6). Беседа

-А теперь по опорным выражениям постарайтесь определить ход событий Слайд 7

( дремучий лес, широкая поляна, царский дворец, никого нет, играет музыка, в саду аленький цветочек, сорвал, блеснула молния, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, чудище страшное)

Читают с. 198-200

-Получили дочери свои гостинцы

7).Чтение по ролям. Учащиеся читают отрывок Диалог отца с дочерьми, начиная со слов «Заутра позвал к себе…» С. 202-203

-Подберите выражения, которые могут дополнить описание и характер каждой из сестер

-Как вы думаете, как встретил зверь лесной во дворце гостью?

-Показался ли он на глаза ей? (показался, но не сразу)

8) .Чтение учителем с.207 со слов …Не убоялась…

-Прочтите молча на с. 207 описание зверя и представьте его себе.

9). Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров, И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя?

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.

- Соответствует внешность с внутренними качествами зверя? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

-Ребята, а оказывается, что чудище лесное это вовсе и не зверь, а заколдованный принц. Злая волшебница прогневалась на его отца , выкрала мальчика и превратила в чудище страшное.

– Как вы думаете,что же могло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

- Почему именно младшая дочь помогла принцу избавиться от колдовства?

- Кто был примером для Настеньки в её выборе поступков?

- Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору?

Докажите.

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)



10) . Прослушивание аудио сказки до конца. С. 208 - 213

4. Закрепление изученного материала.

1. Работа с иллюстрациями

-Вам нужно расположить иллюстрации в той последовательности, в которой происходят события в сказке. (выполняет 1 ученик у доски)

2.Составление синквейна

1 сказка (существительное)

2   мудрая, поучительная (2 прилагательных)

3   учит,веселит,интригует (3 глагола)

4 Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (предложение 5 слов)

5  мораль (существительное вывод, обобщение) (выполняет 2 ученик)

Какая из пословиц отражает мудрость этой сказки, ее идею? Слайд 8

Любовь все побеждает.

Скромность всякому к лицу.

Любовь и добро побеждают зло.

5. Подведение итогов.

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек” Слайд 9

Честность Самопожертвование Доброта Любовь Слайд 10- 11

Итак, что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям?

-Нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут..

Слайд 12

Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым

Беседа

1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

2.Сколько дочерей было у купца?

3.Сколько дней должен был пробыть купец дома?

4.Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

5.Чем закончилась сказка? 

- Молодцы, вы очень внимательно читали.

6. Рефлексия.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

7.Домашнее задание: чтение и  пересказ понравившегося отрывка, рисунок к сказке по желанию.


8. Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке! Слайд 13






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения С. Т Аксаков "Аленький цветочек"

Автор: Евдокимова Елена Александровна

Дата: 19.01.2019

Номер свидетельства: 496156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Самоанализ урока литературного чтения "
    ["seo_title"] => string(42) "samoanaliz-uroka-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221445"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435301238"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Внеклассное мероприятие по чтению С.Т.Аксаков Аленький цветочек"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoiemieropriiatiiepochtieniiustaksakovalienkiitsvietochiek"
    ["file_id"] => string(6) "268520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450634462"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературного чтения в 4 классе: "С.Т.Аксаков. Аленький цветочек" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-s-t-aksakov-alien-kii-tsvietochiek"
    ["file_id"] => string(6) "178540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424854024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_s_t_aksakov_alenkii_tsvetoche"
    ["file_id"] => string(6) "568468"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608830808"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к открытому уроку литературного чтения по теме С.Т.Аксаков "Аленький цветочек""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_otkrytomu_uroku_literaturnogo_chteniia_po_teme_s_t_aksakov_alenk"
    ["file_id"] => string(6) "622892"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1673519027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства