-Как всегда и без заминки начнём урок с речевой разминки.
2. Речевая разминка. (Слайд 1 )
«Кашу кушай, а сказку слушай,
умом-разумом смекай, да на ус мотай.»
-Прочитайте пословицу.
-Прочитайте, выделяя голосом первое слово в строке.
-Прочитайте, выделяя голосом последнее слово в строке.
-Прочитайте быстро.
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, а скажите с какой сказкой мы познакомились на предыдущих уроках?
- Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке Бажова Павла Петровича «Серебреное копытце» .У каждого из вас на парте лежит деформированный план. Предлагаю вам расположить пункты плана в правильной последовательности. (Восстанавливают последовательность событий в сказке.)
-Как вы думаете, для чего нужен план?
2.Актуализация знаний учащихся.Сообщение темы, постановка целей урока.
С каким литературным жанром мы сегодня будем работать?
- Дорогие ребята! Сегодня мы вновь окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
- На какие группы делятся сказки?
- Как отличить народную сказку от литературной? (народную сочинил народ, а литературную - автор)
-На урок я пришла не с пустыми руками. В руках шкатулка, в ней (венец, зеркало цветок алого цвета)
- Может кто-то догадался, почему я принесла эти предметы? ( Все эти предметы мы встретим в сказке) Слайд-3
-А называется сказка «Аленький цветочек». Написал ее С.Т. Аксаков
- Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» Слайд 4
- Но чтобы решить проблему, что мы должны сделать? (познакомиться с содержанием сказки)
3. Изучение нового материала.
1)Составление схемы биографии Аксакова.
- Но прежде чем приступить к работе над сказкой, познакомимся с биографией писателя С. Аксакова и составим цепочку событий из жизни писателя.(записывают в тетради цепочку событий)
- Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе
.Детство провёл в фамильном имении Аксаково. Семья была достаточно состоятельной, имела даже свой родовой Герб.
Закончил Казанскую гимназию, чуть позже Казанский университет. Родители , по тем временам , были высокообразованные люди.
Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький.
С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Эту сказку он написал 158 лет назад для своей единственной внучки Оленьки и с тех пор она стала у детей любимой сказкой.
- Вы готовы войти в сказку? Но вот незадача дверь в сказку - заперта на 3 замка.
Чтобы её открыть нужно вспомнить типы сказок: ( сказки о животных, волшебные сказки, социально бытовые)
-Молодцы! А теперь повторяйте за мной Слайд 5
Тихо , тихо чуть дыша
Входит сказка не спеша.
2) Лексическая работа:
-Ребята, в сказке много устаревших слов.
- А сказочная шкатулка поможет объяснить значение этих слов.
-Пригорок муравчатый -поросший мягкой и сочной травой
-Яства сахарные– еда, кушанья
-Челядь дворовая– слуги, дворовые
Заморский - находящийся за морем. За границей.
Не ведаю - не знаю.
Парча- шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями
Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
Торная - гладкая ровная.
Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.
3).Чтение зачина сказки учителем. С.193
4). Чтение учащимися по-цепочке с.193-196.
5).Дискуссия
-Что мы узнали о купце?
- Что мы узнали о сестрах? Давайте составим портреты сестер.
- На доске прилагательные, выражения – выберите те , которые на ваш взгляд наиболее точно характеризуют сестер и прикрепите на доске.
Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная.Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая
Средняя – самовлюблённая, ей нужны только богатства, любит красоваться, любоваться в зеркальце, да чтоб красота не старилась.
Купец – честный, верный слову купеческому, любит дочерей больше богатства.
- Кто из сестер вызывает у вас симпатию?
-Отправился купец в путь. Торговал товарами, отыскал гостинцы для старшей и средней дочери. Как вы думаете какая возникла трудность?...Слайд 6
6). Беседа
-А теперь по опорным выражениям постарайтесь определить ход событий Слайд 7
( дремучий лес, широкая поляна, царский дворец, никого нет, играет музыка, в саду аленький цветочек, сорвал, блеснула молния, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, чудище страшное)
Читают с. 198-200
-Получили дочери свои гостинцы
7).Чтение по ролям. Учащиеся читают отрывок Диалог отца с дочерьми, начиная со слов «Заутра позвал к себе…» С. 202-203
-Подберите выражения, которые могут дополнить описание и характер каждой из сестер
-Как вы думаете, как встретил зверь лесной во дворце гостью?
-Показался ли он на глаза ей? (показался, но не сразу)
8) .Чтение учителем с.207 со слов …Не убоялась…
-Прочтите молча на с. 207 описание зверя и представьте его себе.
–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров, И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя?
- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.
- Соответствует внешность с внутренними качествами зверя? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
-Ребята, а оказывается, что чудище лесное это вовсе и не зверь, а заколдованный принц. Злая волшебница прогневалась на его отца , выкрала мальчика и превратила в чудище страшное.
– Как вы думаете,что же могло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? (Любовь девушки.)
- Почему именно младшая дочь помогла принцу избавиться от колдовства?
- Кто был примером для Настеньки в её выборе поступков?
- Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору?
Докажите.
- За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
10) . Прослушивание аудио сказки до конца. С. 208 - 213
4. Закрепление изученного материала.
1. Работа с иллюстрациями
-Вам нужно расположить иллюстрации в той последовательности, в которой происходят события в сказке. (выполняет 1 ученик у доски)
2.Составление синквейна
1 сказка (существительное)
2 мудрая, поучительная (2 прилагательных)
3 учит,веселит,интригует (3 глагола)
4 Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (предложение 5 слов)
Честность Самопожертвование Доброта Любовь Слайд 10- 11
Итак, что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям?
-Нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут..
Слайд 12
Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым
Беседа
1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
2.Сколько дочерей было у купца?
3.Сколько дней должен был пробыть купец дома?
4.Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?
5.Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали.
6. Рефлексия.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
7.Домашнее задание: чтение и пересказ понравившегося отрывка, рисунок к сказке по желанию.
8. Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке! Слайд 13