kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».(первый урок)

Цель:  ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Акса­кова;

познакомить со сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

воспитывать любовь и уважение к родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»"»

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».(первый урок)

Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Акса­кова;

познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Над каким произведением работали на прошлом уроке?

-Назовите главных героев сказки.

-Какова главная мысль сказа?

-Что было задано на дом?

*Чтение по ролям отрывков из сказки Бажова «Серебряное копытце».

3.Речевая разминка.

За темными лесами, под ходячими облаками, под частыми

звездами, под красным солнышком. Облачается небесами,

подпоясывается зорями, застегивается звездами. Слайд 1

4.Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте слово.

са ов акк (Аксаков)

-Что это за слово?(фамилия)

-Как пишутся фамилии людей?

-Кто из вас слышал эту фамилию?

-Кто это?

-Что вы знаете об этом писателе?

-Определите тему урока.

-Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте

ее название стр.193 учебника.

-Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знако­мы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)

-Кто написал эту сказку?

-Знаете ли вы полное имя писате­ля?

-Что вы о нем знаете?

5.Работа по теме.

1) Рассказ учителя о писателе. Слайды

-Давайте прочитаем материал о писателе.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обуче­ния в Казанском университете он поступил на службу в Пе­тербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русско­го слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против

н овой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков на­чал печатать свои переводы и небольшие рассказы.

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инс­пектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родо­вом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писа­телю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Запис­ках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» при­несли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера. На­писанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Дет­ские годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это про­изведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX в. Далекий от салонно-политической борьбы 40— 50-х годов XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях му­жиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав ве­ковую умеренность помещиков в неизменности и справедли­вости крепостного уклада. Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной дей­ствительности. Правдиво показывая даже самые темные сто­роны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного по­рядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отлича­ется «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру». Несмот­ря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал цент­ром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно находились в об­ществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимо­понимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разде­лявших взгляды родителей.

Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Черны­шевский, «принадлежат к числу образованнейших, благород­нейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Констан­тин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматичес­ких произведений и литературоведческих исследований.

2). Физкультминутка

3). Чтение и анализ начала сказки(прослушивание)

*Учащиеся слушают, как произведение читает актёр,и следят по учебнику на с.193- 214.

Словарно-лексическая работа.

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.

ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший

или привезенный оттуда.

НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принад­лежностями.

ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение

чего-нибудь как награда за тру­ды, старания; 3) драгоценный головной убор,

корона.

САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудраго­ценных минералах,

поделочных камнях.

ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — зо­лото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла.

«ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.

«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никог­да не услышишь.

НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусып­ный — не теряющий бдительности. ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.

-Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

4.Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке?

-Что было трудным?

5. Итог урока.

-С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?


-Какую сказку начали читать?

6.Домашнее задание: прочитайте с. 193—204 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного...»),пересказ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»"

Автор: Османова Диляра Алимовна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства