kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».(первый урок)

Цель:  ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Акса­кова;

познакомить со сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

воспитывать любовь и уважение к родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»"»

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».(первый урок)

Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Акса­кова;

познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;

развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Над каким произведением работали на прошлом уроке?

-Назовите главных героев сказки.

-Какова главная мысль сказа?

-Что было задано на дом?

*Чтение по ролям отрывков из сказки Бажова «Серебряное копытце».

3.Речевая разминка.

За темными лесами, под ходячими облаками, под частыми

звездами, под красным солнышком. Облачается небесами,

подпоясывается зорями, застегивается звездами. Слайд 1

4.Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте слово.

са ов акк (Аксаков)

-Что это за слово?(фамилия)

-Как пишутся фамилии людей?

-Кто из вас слышал эту фамилию?

-Кто это?

-Что вы знаете об этом писателе?

-Определите тему урока.

-Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте

ее название стр.193 учебника.

-Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знако­мы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)

-Кто написал эту сказку?

-Знаете ли вы полное имя писате­ля?

-Что вы о нем знаете?

5.Работа по теме.

1) Рассказ учителя о писателе. Слайды

-Давайте прочитаем материал о писателе.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обуче­ния в Казанском университете он поступил на службу в Пе­тербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русско­го слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против

н овой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков на­чал печатать свои переводы и небольшие рассказы.

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инс­пектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родо­вом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писа­телю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Запис­ках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» при­несли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера. На­писанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Дет­ские годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это про­изведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX в. Далекий от салонно-политической борьбы 40— 50-х годов XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях му­жиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав ве­ковую умеренность помещиков в неизменности и справедли­вости крепостного уклада. Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной дей­ствительности. Правдиво показывая даже самые темные сто­роны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного по­рядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отлича­ется «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру». Несмот­ря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал цент­ром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно находились в об­ществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимо­понимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разде­лявших взгляды родителей.

Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Черны­шевский, «принадлежат к числу образованнейших, благород­нейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Констан­тин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматичес­ких произведений и литературоведческих исследований.

2). Физкультминутка

3). Чтение и анализ начала сказки(прослушивание)

*Учащиеся слушают, как произведение читает актёр,и следят по учебнику на с.193- 214.

Словарно-лексическая работа.

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.

ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший

или привезенный оттуда.

НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принад­лежностями.

ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение

чего-нибудь как награда за тру­ды, старания; 3) драгоценный головной убор,

корона.

САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудраго­ценных минералах,

поделочных камнях.

ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — зо­лото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла.

«ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.

«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никог­да не услышишь.

НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусып­ный — не теряющий бдительности. ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.

-Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

4.Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке?

-Что было трудным?

5. Итог урока.

-С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?


-Какую сказку начали читать?

6.Домашнее задание: прочитайте с. 193—204 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного...»),пересказ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению на тему :" С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»"

Автор: Османова Диляра Алимовна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1770 руб.
2530 руб.
1770 руб.
2530 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства