Цель: проверить готовность к уроку, настроить на рабочий лад.
Мы урок наш начинаем,
Что-то новое узнаем.
Интересно нам читать,
Думать, мыслить, рассуждать.
Рефлексия : Что вы хотите пожелать товарищу на сегодняшнем уроке?
Я желаю вам трудолюбия, знаний, внимания!
II. Вхождение в урок.
-Ребята, посмотрите на экран и скажите, что объединяет все картинки?( любовь)
- А скажите, какая бывает любовь? (родительская любовь, любовь близких, любовь к Родине, к животным)
- В чём она выражается? (в заботе о близких, в тёплых отношениях друг другу и т.д.)
-Так что такое любовь? Лексическое значение слова «любовь» ( по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. ( зачитывает подготовленный ученик)
-А любовь имеет цвет? Какими красками вы бы её разукрасили?
-А вкус? Запах есть у любви? А на ощупь она какая? На какой предмет она похожа?
- А если сравнить чувство любви и чувство страха, то, какое чувство сильнее?
- А знаменитый русский писатель И.С.Тургенев сказал о любви так:
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь. ( слайд)
- Как вы поняли эти слова?
- Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку, потому что они несут в себе глубокий смысл. Как их понять и принять? Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что все, о чем мы сегодня прочитаем, о чем будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.
Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И.С.Тургенева .
(Слайд ) Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе
У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянскойсемье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь влитературе Тургенев начинал с романтических произведений.
Всю свою жизнь он любил природу и написал рассказы, в которых описывал истории, взятые из жизни.
- А теперь послушайте звукозапись, чтобы догадаться о ком пойдёт речь в этом произведении?( звучит чириканье воробья)
У. Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)
- Что вы знаете о воробье:
- это маленькая или большая птица? Слайд 2.
- сильная или слабая?
- есть ли у воробья враги, кого он боится?
- а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?
- Как называться произведение, которое будем читать? (Воробей)
III. Стадия осмысления
1.Словарная работа
В тексте встретятся слова, значение которых нам необходимо объяснить.
аллея
детище
благоговел
жертвовал
дичь
2. Знакомство с текстом
Чтение с остановками
Чтение 1 и 2 абзаца
- Как вы думаете, почему собака начала красться?
- Кого она могла увидеть?
Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца до слов «…сорвавшись …»
- Сбылись ли Ваши ожидания?
- Предположите, что будет дальше?
Чтение 4, 5, 6 абзацев
- Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?
- Как Вы думаете, как повела себя собака?
Чтение текста до конца
- Ожидали ли Вы такую развязку?
- Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?
Давайте ответим на эти же вопросы ещё раз.
- У кого совпали ответы?
- У кого ответы были разные? Какие?
3. Анализ произведения
У. От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему автор был с собакой?
- Назовите героев рассказа.
Один из героев рассказа – это маленький воробей.
- Почему молодой воробей оказался на земле?
- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)
- А знаете ли, как называют таких птенцов? («желторотики»)
- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)
- Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)
- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё деище? (Отчаяние, страх, ужас)
- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)
Представьте себя на месте старого воробья.
А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)
- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)
- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)
- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)
- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)
- Почему?
- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)
Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?
Перечитайте две последние строчки рассказа. Как вы их понимаете? Какая основная мысль этого рассказа?
IV- Завершение урока.
Сердечко – символ любви. Возьмите сердечки, на них сегодня мы составим наш синквейн.
На слайде «подсказка» по составлению синквейна.
Составление синквейна.
Запишите 1 слово: ЛЮБОВЬ
Кто хочет поделиться своим творчеством?
Ответы учащихся:
любовь
самоотверженная, сильная
окрыляет, делает храбрым, облагораживает
любовью держится и движется вся жизнь
счастье
У. – Я желаю вам, ребята, чтобы вас всегда согревала любовь ваших близких!