Воспитывать трудолюбие, формировать отрицательное отношение к лени и беспечности.
Оборудование:
Ход урока
Орг. Момент
Положительный настрой на урок.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
- Ребята, подойдите все ко мне, встаньте в кружок.
- Скажите, день сегодня солнечный или пасмурный?
- Давайте вспомним стихотворение про солнышко.
(дети проговаривают хором)
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
- Покажите, как вы радуетесь солнышку. (дети улыбаются друг другу, учителю)
Проверка готовности к уроку
- Назовите те предметы, которые должны лежать у вас на столе. Все лишние предметы убрать.( учитель ходит и проверяет)
2. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)
Начнем урок со звуковой1 разминки.
Изобразите звуками как:
- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш – ш – ш),
- жужжит жук (ж-ж-ж)
- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч)
- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ)
-Произнесенные вами звуки гласные или согласные?
- Почему?
- Прочитаем чистоговорки:
Жа-жа-жа-есть иголки у ежа;
Ши-ши-ши-сидят дома малыши;
Чу-чу-чу-молоточком я стучу;
Ща-ща-ща-я поймал леща.
- Для чего мы выполняем речевую разминку?
(чтобы правильно говорить)
Проверка домашнего задания
Подготовительная беседа перед чтением
а) Сообщение названия произведения
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением И. А. Крылова.
- Давайте вспомним, что такое басня?
- Что высмеивается в басне? (поступки людей, их недостатки)
-Чему учит мораль?
(в морали осуждаются глупые или плохие поступки)
- А название вы узнаете, отгадав загадки.
Без работы, хоть убей, жить не может ……(муравей)
(показ иллюстрации)
На ромашку у ворот опустился вертолет.
Золотистые глаза. Кто же это?....(стрекоза)
(показ иллюстрации)
- Как вы думаете, как звучит басня?
б) Актуализация знаний о насекомых.
- Кто такой муравей?
- Как можно его охарактеризовать?
(если дети затрудняются, помогает учитель)
- Муравьи живут в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто тащит веточки, кто-то торопится на поиски пищи. Каждый муравей может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
- Что вы можете сказать о стрекозе?
(-Это одно из самых красивых насекомых. Ее можно увидеть летним солнечным днем над водой. Она очень прожорлива и постоянно охотится. Питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами.)
в) Формирование читательского кругозора
-С какими баснями И.А.Крылова мы знакомились?
(если дети затрудняются, показ иллюстрации)
г) Формирование представления по содержанию произведения
по- пры-гу-нья
(ключевые слова выписаны на доске, сначала учитель читает, затем дети по слогам и слитно)
- Повторим еще раз название басни.
- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
0 стрекозе: красавица, беззаботная, веселая.
О муравье: труженик, умный,
- Давайте проверим наши предсказания и послушаем текс басни.
(учитель читает наизусть)
Первичное восприятие произведения
Учитель читает наизусть басню
Первичный анализ
- Каковы ваши впечатления от басни?
- Понравилась вам басня «Стрекоза и муравей»?
- Почему понравилась?
- Кто запомнился из героев?
- Во всем ли совпали наши предположения?
- Такой ли предстала перед нами стрекоза?
- А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко)
- Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (выслушиваются мнения детей)
6. Работа над техникой чтения
На доске выписаны слова по слогам
злой то-ской уд-ру-че-на- очень расстроена
нуж- да - когда чего то не хватает
веш- ние дни – весенние дни, теплые
му-ра-ва- травка
рез-вость- движение, танцы
Сначала читает учитель, затем дети хором по слогам, затем целыми словами, индивидуально.
Чтение произведения детьми и его анализ
Басня читается целиком
- Прочтите басню вполголоса самостоятельно.
- Как жила стрекоза летом? Прочитайте.
- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? (пустить к себе перезимовать)
- Выполнил ли Муравей просьбу стрекозы? (нет)
(жестокость или справедливость)
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- В чем смысл басни? (нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в басне.)
Физ.минутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два-изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Обобщающая беседа
- О ком была басня?
- Ваше задание по стрелочкам из слогов составить пословицы.
Делу время – потехе час.
Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
- Какая пословица подходит к басне и почему?
9. Итог урока
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто написал эту басню?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали. Поднимите желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше. _Зеленый – старался, но работал неактивно.
Рефлексия
_Что нового и интересного открыли для себя на уроке?
- Кто из героев басни вам понравился больше?
- Чему учит пословица «Делу время – потехе час»?
- Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?
- Чему научила нас басня?
Конспект урока литературного чтения в классе с ОВЗ
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».
Цель: Познакомитьс русской народной сказкой «Лиса и Журавль»
Задачи урока:
Общеобразовательные.
Познакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль». создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности;
Развивающие:
развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы; развивать связную речь.
Воспитательные:
способствовать привитию любви к устному народному творчеству, воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход урока
1.Организационный момент
Положительный настрой урока
(звучит мелодия из «В гостях у сказки»
- Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку. И сегодня мы с вами отправимся на сказочный двор, где встретимся со сказкой.
- На чём же мы отправимся?
На автобусе, на трамвае, на автомобиле, …..
- Вы очень много назвали видов транспорта, но мы же отправляемся на сказочный двор, поэтому мы отправимся на ковре-самолете.
Проверка готовности детей к уроку
-Но прежде чем отправится в путь, проверим все ли мы взяли с собой (Проверка готовности к уроку)
- Я называю предмет, который должен быть с вами, а вы кладете на него руку.
(Дети присаживаются на ковер. Звучат голоса животных, дети отгадывают, чей голос и пробуют повторить).
2 этап. Речевая разминка
Игра «Чей это голос?».
– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
- тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц)
- низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
- хриплый, грубый, «толстый» (волк);
- вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
3 этап. Проверка домашнего задания
- Какую сказку проходили на прошлом уроке? (Лисичка со скалочкой)
- Проверка выборочного чтения.
- Молодцы, хорошо постарались (словесная оценка и выставление)
- Чему учит сказка «Лисичка со скалочкой»?
- Сказка учит нас не обманывать, жить честно.
4 этап. Подготовительная беседа перед чтением произведения
- Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами на сказочном дворе. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, здесь чьи-то следы (обратить внимание детей на следы, а на них, написаны загадки о лисе и птице)
Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своим домам. А чтобы узнать, нужно отгадать загадки:
1 Загадка: Живет в лесу, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)
2 Загадка: Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья. (Журавль)
(показ иллюстрации лисы и журавля)
- Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
- Нет, лиса хищное животное.
- Скажите, а где они могли бы подружиться?
- В сказке.
- С какими сказками мы уже знакомились?
- Какие это сказки?
- Почему сказки называются народные?
И сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль»
(на доске написано ключевое слово НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ)
Уточнение значения фразы
- Как вы думаете, что обозначает «не солоно хлебавши»?
- Т.е. не получив удовлетворения, ничего не добившись.
Чтение слов учителем
Чтение слов детьми по слогам.
НЕ – СО – ЛО – НО ХЛЕ- БА – ВШИ
- Как вы думаете, о чем будет говорится в сказке? (предположение детей)
- А о чем эта сказка, узнаем прочитав ее.
Первичное восприятие произведения.
- Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
(первичный синтез)
- Понравилась вам сказка?
- Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
-Кто запомнился из героев?
- Кто запомнил, как называется сказка?
- Как вы думаете, почему сказка называется именно так?
- Молоды!
6. Работа над техникой чтения.
На доске выписаны трудные слова, разделенные на слоги (многосложные, незнакомые, со стечением согласных).
- Но перед чтением сказки мы подготовимся и прочитаем слова, которые вам встретятся в этой сказке.
- Читаем эти слова по слогам хором (затем дети индивидуально читают целыми словами).
Взду-ма-ла, раз-ма-за-ла, пот-че-вать, не обес-судь, аук-ну-лось
- Какие слова непонятны?
7. Чтение произведения детьми по частям.
- А теперь прочитаем эту сказку вместе (учитель делит рассказ на смысловые части, затем глубоко анализируем после прочтения, дети по цепочке читают по 2-3 предложения)
Прочитывание сказки по абзацам и анализ.
- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы детей)
Обобщение учителя:
В природе лиса и журавль не дружат, а в сказке решили подружиться.
- Что значит покумились?
Стали кумовьями, почти родственниками.
- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слово «вздумала»?
Подберите похожее слово по значению. (задумала, решила)
-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у русских людей.)
- Прочитайте 4 абзац.
- Что приготовила Лиса?
- Как подала лиса кашу журавлю?
-Найдите это слово в тексте.
- Зачем она размазала кашу по тарелке?
(ей было жалко, потому что лиса жадная)
- Как она угощала гостя?
(Льстиво, по – доброму)
«Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)
- Стряпала, значит готовила.
-Кто может сказать, какая лиса?
- Прочитайте следующие два предложения.
- Как ел Журавль? (Клевал)
- Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)
- Как ела Лиса?
(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
- Смог журавль отведать каши?
-Почему?
- Как поступает Журавль?
(Он не показал виду и пригласил к себе в гости лису.)
- Как вы думаете, зачем?
- Прочитайте следующий абзац.
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, почему журавль подал угощение в кувшине?
- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел, хотел проучить лису).
- Найдите и прочитайте строчки, что почувствовала лиса после такого угощения.
- А как мы с вами должны встречать гостей? (позаботиться о том, чтоб все понравилось)
- Дочитаем сказку до конца.
- Что значит «несолоно хлебавши»?
( ни с чем, остались голодные)
Физминутка.
-Изобразите, как пришла лиса в гости?
- Как пришел в гости журавль?
- Как лиса крутилась вокруг кувшина?
-Как журавль пытался достать клювом кашу?
- Прочитаем сказку по ролям.
(Чтение сказки учащимися по ролям, учитель следит за выразительностью чтения, произнесение вместе значимых фраз)
Обращать внимание на интонацию, мимику и силу голоса.
8. Обобщающая беседа по произведению.
(вторичный синтез)
-Как называется сказка?
-О ком она?
Чему сказка нас учит?
- Правильно ли поступали они?
- Что у них общего? (Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
- Могут ли люди также поступать в жизни друг с другом?
- Хорошо ли они поступили?
Обобщение учителя.
- Народные сказки были придуманы очень- очень давно.
-Как вы думаете, зачем они нужны нам сегодня? (Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
- Чему учит эта сказка?
- Как вы понимаете смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»?
- Пословицы учат нас быть мудрыми, добрыми, чуткими.
В жизни надо стараться никого не обижать, даже случайно. Если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.
9. Итог.
- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке? (со сказкой)
- Как она называется?
- Кто ее сочинил?
- Понравилась ли вам эта сказка?
- Хотели бы вы прочитать другие сказки?
(Оценка деятельности детей в общем, затем индивидуально)
- Как вы считаете, хорошо ли вы сегодня поработали на уроке?