kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить понятие о басне и ее характерных признаках;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Развивать творческие способности, образное ассоциативное мышление, речь;

Воспитывать трудолюбие, формировать отрицательное отношение к лени и беспечности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».»

Урок литературного чтения во 2 классе с детьми ОНР 4 уровень

Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цель: Познакомить с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей.

Задачи:

Закрепить понятие о басне и ее характерных признаках;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Развивать творческие способности, образное ассоциативное мышление, речь;

Воспитывать трудолюбие, формировать отрицательное отношение к лени и беспечности.

Оборудование:

Ход урока

  1. Орг. Момент

Положительный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

- Ребята, подойдите все ко мне, встаньте в кружок.

- Скажите, день сегодня солнечный или пасмурный?

- Давайте вспомним стихотворение про солнышко.

(дети проговаривают хором)

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

- Покажите, как вы радуетесь солнышку. (дети улыбаются друг другу, учителю)

Проверка готовности к уроку

- Назовите те предметы, которые должны лежать у вас на столе. Все лишние предметы убрать.( учитель ходит и проверяет)

2. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

Начнем урок со звуковой1 разминки.

Изобразите звуками как:

- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш – ш – ш),

- жужжит жук (ж-ж-ж)

- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч)

- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ)

-Произнесенные вами звуки гласные или согласные?

- Почему?

- Прочитаем чистоговорки:

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа;

Ши-ши-ши-сидят дома малыши;

Чу-чу-чу-молоточком я стучу;

Ща-ща-ща-я поймал леща.

- Для чего мы выполняем речевую разминку?

(чтобы правильно говорить)

  1. Проверка домашнего задания

  2. Подготовительная беседа перед чтением

а) Сообщение названия произведения

- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением И. А. Крылова.

- Давайте вспомним, что такое басня?

- Что высмеивается в басне? (поступки людей, их недостатки)

-Чему учит мораль?

(в морали осуждаются глупые или плохие поступки)

- А название вы узнаете, отгадав загадки.

Без работы, хоть убей, жить не может ……(муравей)

(показ иллюстрации)

На ромашку у ворот опустился вертолет.

Золотистые глаза. Кто же это?....(стрекоза)

(показ иллюстрации)

- Как вы думаете, как звучит басня?

б) Актуализация знаний о насекомых.

- Кто такой муравей?

- Как можно его охарактеризовать?

(если дети затрудняются, помогает учитель)

- Муравьи живут в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто тащит веточки, кто-то торопится на поиски пищи. Каждый муравей может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

- Что вы можете сказать о стрекозе?

(-Это одно из самых красивых насекомых. Ее можно увидеть летним солнечным днем над водой. Она очень прожорлива и постоянно охотится. Питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами.)

в) Формирование читательского кругозора

-С какими баснями И.А.Крылова мы знакомились?

(если дети затрудняются, показ иллюстрации)

г) Формирование представления по содержанию произведения

по- пры-гу-нья







(ключевые слова выписаны на доске, сначала учитель читает, затем дети по слогам и слитно)

- Повторим еще раз название басни.

- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

0 стрекозе: красавица, беззаботная, веселая.

О муравье: труженик, умный,

- Давайте проверим наши предсказания и послушаем текс басни.

(учитель читает наизусть)


  1. Первичное восприятие произведения

Учитель читает наизусть басню

Первичный анализ

- Каковы ваши впечатления от басни?

- Понравилась вам басня «Стрекоза и муравей»?

- Почему понравилась?

- Кто запомнился из героев?

- Во всем ли совпали наши предположения?

- Такой ли предстала перед нами стрекоза?

- А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко)

- Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (выслушиваются мнения детей)

6. Работа над техникой чтения

На доске выписаны слова по слогам

злой то-ской уд-ру-че-на- очень расстроена

нуж- да - когда чего то не хватает

веш- ние дни – весенние дни, теплые

му-ра-ва- травка

рез-вость- движение, танцы

Сначала читает учитель, затем дети хором по слогам, затем целыми словами, индивидуально.

  1. Чтение произведения детьми и его анализ

Басня читается целиком

- Прочтите басню вполголоса самостоятельно.

- Как жила стрекоза летом? Прочитайте.

- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

- К кому пошла Стрекоза за помощью?

- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? (пустить к себе перезимовать)

- Выполнил ли Муравей просьбу стрекозы? (нет)

(жестокость или справедливость)

- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

- В чем смысл басни? (нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в басне.)

Физ.минутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой умылась,

Два-изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Обобщающая беседа

- О ком была басня?



- Ваше задание по стрелочкам из слогов составить пословицы.

Делу время – потехе час.

Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

- Какая пословица подходит к басне и почему?

9. Итог урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Кто написал эту басню?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали. Поднимите желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше. _Зеленый – старался, но работал неактивно.

Рефлексия

_Что нового и интересного открыли для себя на уроке?

- Кто из героев басни вам понравился больше?

- Чему учит пословица «Делу время – потехе час»?

- Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?

- Чему научила нас басня?


Конспект урока литературного чтения в классе с ОВЗ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и Журавль»

Задачи урока:

Общеобразовательные.

Познакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль». создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности;

Развивающие:

развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы; развивать связную речь.

Воспитательные:

способствовать привитию любви к устному народному творчеству, воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1.Организационный момент

Положительный настрой урока

(звучит мелодия из «В гостях у сказки» 

- Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку. И сегодня мы с вами отправимся на сказочный двор, где встретимся со сказкой.

- На чём же мы отправимся?

На автобусе, на трамвае, на автомобиле, …..

- Вы очень много назвали видов транспорта, но мы же отправляемся на сказочный двор, поэтому мы отправимся на ковре-самолете.

Проверка готовности детей к уроку

-Но прежде чем отправится в путь, проверим все ли мы взяли с собой (Проверка готовности к уроку)

- Я называю предмет, который должен быть с вами, а вы кладете на него руку.

(Дети присаживаются на ковер. Звучат голоса животных, дети отгадывают, чей голос и пробуют повторить).

2 этап. Речевая разминка

Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

-  тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц)

- низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

-  хриплый, грубый, «толстый» (волк);

- вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).

3 этап. Проверка домашнего задания

- Какую сказку проходили на прошлом уроке? (Лисичка со скалочкой)

- Проверка выборочного чтения.

- Молодцы, хорошо постарались (словесная оценка и выставление)

- Чему учит сказка «Лисичка со скалочкой»?

- Сказка учит нас не обманывать, жить честно.

4 этап. Подготовительная беседа перед чтением произведения

- Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами на сказочном дворе. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, здесь чьи-то следы (обратить внимание детей на следы, а на них, написаны загадки о лисе и птице)

 Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своим домам. А чтобы узнать, нужно отгадать загадки:

1 Загадка: Живет в лесу, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)

2 Загадка: Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья. (Журавль)

(показ иллюстрации лисы и журавля)

- Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

- Нет, лиса хищное животное.

- Скажите, а где они могли бы подружиться?

- В сказке.

- С какими сказками мы уже знакомились?

- Какие это сказки?

- Почему сказки называются народные?

И сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль»

(на доске написано ключевое слово НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ)

Уточнение значения фразы

- Как вы думаете, что обозначает «не солоно хлебавши»?

- Т.е. не получив удовлетворения, ничего не добившись.

Чтение слов учителем

Чтение слов детьми по слогам.

НЕ – СО – ЛО – НО ХЛЕ- БА – ВШИ

- Как вы думаете, о чем будет говорится в сказке? (предположение детей)

- А о чем эта сказка, узнаем прочитав ее.

  1. Первичное восприятие произведения.

- Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

(первичный синтез)

- Понравилась вам сказка?

- Кто из героев сказки вам понравился и почему?

(Ответы детей разные.)

-Кто запомнился из героев?

- Кто запомнил, как называется сказка?

- Как вы думаете, почему сказка называется именно так?

- Молоды!

6. Работа над техникой чтения.

На доске выписаны трудные слова, разделенные на слоги (многосложные, незнакомые, со стечением согласных).

- Но перед чтением сказки мы подготовимся и прочитаем слова, которые вам встретятся в этой сказке.

- Читаем эти слова по слогам хором (затем дети индивидуально читают целыми словами).

Взду-ма-ла, раз-ма-за-ла, пот-че-вать, не обес-судь, аук-ну-лось

- Какие слова непонятны?

7. Чтение произведения детьми по частям.

- А теперь прочитаем эту сказку вместе (учитель делит рассказ на смысловые части, затем глубоко анализируем после прочтения, дети по цепочке читают по 2-3 предложения)

Прочитывание сказки по абзацам и анализ.

- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?

(Ответы детей)

Обобщение учителя:

В природе лиса и журавль не дружат, а в сказке решили подружиться.

- Что значит покумились?

Стали кумовьями, почти родственниками.

- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слово «вздумала»?

Подберите похожее слово по значению. (задумала, решила)

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля?

(По-доброму, как принято у русских людей.)

- Прочитайте 4 абзац.

- Что приготовила Лиса?

- Как подала лиса кашу журавлю?

-Найдите это слово в тексте.

- Зачем она размазала кашу по тарелке?

(ей было жалко, потому что лиса жадная)

- Как она угощала гостя?

(Льстиво, по – доброму)

«Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)

- Стряпала, значит готовила.

-Кто может сказать, какая лиса?

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- Знала ли об этом Лиса?

(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)

- Как ела Лиса?

(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

- Смог журавль отведать каши?

-Почему?

- Как поступает Журавль?

(Он не показал виду и пригласил к себе в гости лису.)

- Как вы думаете, зачем?

- Прочитайте следующий абзац.

- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

- Как вы думаете, почему журавль подал угощение в кувшине?

- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел, хотел проучить лису).

- Найдите и прочитайте строчки, что почувствовала лиса после такого угощения.

- А как мы с вами должны встречать гостей? (позаботиться о том, чтоб все понравилось)

- Дочитаем сказку до конца.

- Что значит «несолоно хлебавши»?

( ни с чем, остались голодные)

Физминутка.

-Изобразите, как пришла лиса в гости?

- Как пришел в гости журавль?

- Как лиса крутилась вокруг кувшина?

-Как журавль пытался достать клювом кашу?

- Прочитаем сказку по ролям.

(Чтение сказки учащимися по ролям, учитель следит за выразительностью чтения, произнесение вместе значимых фраз)

Обращать внимание на интонацию, мимику и силу голоса.

8. Обобщающая беседа по произведению.

(вторичный синтез)

-Как называется сказка?

-О ком она?

Чему сказка нас учит?

- Правильно ли поступали они?

- Что у них общего? (Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)

- Могут ли люди также поступать в жизни друг с другом?

- Хорошо ли они поступили?

Обобщение учителя.

- Народные сказки были придуманы очень- очень давно.

-Как вы думаете, зачем они нужны нам сегодня? (Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)

- Чему учит эта сказка?

- Как вы понимаете смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»?

- Пословицы учат нас быть мудрыми, добрыми, чуткими.

В жизни надо стараться никого не обижать, даже случайно. Если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.

9. Итог.

- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке? (со сказкой)

- Как она называется?

- Кто ее сочинил?

- Понравилась ли вам эта сказка?

- Хотели бы вы прочитать другие сказки?

(Оценка деятельности детей в общем, затем индивидуально)

- Как вы считаете, хорошо ли вы сегодня поработали на уроке?

- Как отвечали на вопросы? Как читали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок литературного чтения Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Автор: Максудова Милана Нажмуттиновна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-i-a-krylov-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "256604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448187418"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок литературного чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieraturnogho-chtieniia-i-a-krylov-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "256606"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448187675"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Изучение басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей" "
    ["seo_title"] => string(48) "izuchieniie-basni-i-krylova-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "119402"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413397847"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литературному чтению И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_i_a_krylov_striekoza_i_muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "357599"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478805402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства