kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого, потому я вновь говорю: «Здравствуй, замечательный русский писатель, Л.Н. Толстой!»  (Слайд 3). Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (Добрые, внимательные, мудрые). Как он относился к людям? ( С пониманием, сопереживал, приходил на помощь. Очень любил детей).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА"»

Урок

Л. Н. толстой «Лев и собачка»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока



1.     Организационный момент.

.

Доброе утро, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Чтобы наш урок прошел успешно, начать его я бы хотела со слов великого французского философа, писателя и композитора Ж.Ж. Руссо (Слайд 1).

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению!» слайд 2




Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания


Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого, потому я вновь говорю: «Здравствуй, замечательный русский писатель, Л.Н. Толстой!»  (Слайд 3). Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (Добрые, внимательные, мудрые). Как он относился к людям? ( С пониманием, сопереживал, приходил на помощь. Очень любил детей).

Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчивым и скромным человеком с добрым и открытым сердцем. Поэтому нашим помощником сегодня на уроке будет эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны».Что помогает понять эти слова?( (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)



Произведения Л.Толстого вы читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам уже известны, а некоторые ещё не знакомы. Я рекомендую прочитать эти книги.

Давайте вспомним, какие его произведения вы уже знаете (называют)

-

- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты.

- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом.


- - Работать будете в группах.  (Детям раздаются карточки с разными текстами, дети обсуждают прочитанное, дают ответ).














«Акула», «Прыжок»

Выполняют тестовые задания


Самопроверка

Владеют логическими действиями.










Анализируют содержание рассказов.


Осуществляют самопроверку.

III. Постановка учебной задачи / Разминка


- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя


Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.


– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?


– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.







Читают стихотворение







Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Беседа












Прослушивание








Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности



















Высказывают свое мнение.


III. Изучение нового мате-

риала. 1. Первичное восприятие

текста.





2. Словарная

работа

– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?


– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)

Внимательно слушают.





Делятся своими впечатлениями.




Определяют совместно

с учителем толкование слов.









– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.



Выполняют физкультминутку

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.


Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.









Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения








Работа в парах

(составить диалог героев)

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече





Выполняют задания, отвечают на вопросы.







– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи

Работа с иллюстративным материалом

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
    – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

Как выглядят животные?
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

– Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

– В дружбу.




Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)


- Отчего лев умер? Он умер от тоски
    – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.


– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться

в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Высказывают свое мнение.


Работа в группах

1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.

2, 5 группа портрет героя – льва

3, 6 группа портрет героя – собачки

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.











Отвечают на вопрос.



















Полно и точно выражают свои мысли

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Делают выводы и обобщения.

















Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.
















Владеют навыками самоанализа





ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.


(Прыжок)

4. Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.


5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

А. Он был безразличен.

Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»


6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

Б. Он заплакал.































ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.


(Прыжок)

4. Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.


5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

А. Он был безразличен.

Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»


6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

Б. Он заплакал.

ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

А. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

А. Его сковал страх за детей, за сына.

Б. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

(Прыжок)

6. Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.


7. Когда мальчик опомнился?

А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.

Б. Когда открыл глаза.


8. Как отреагировал капитан на поступок сына?

А. Он был безразличен.

Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

Б. Он заплакал.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА"

Автор: Темирканова Ирина Ахмедовна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по литературному чтению на тему:Лев Толстой «Лев и собачка»"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-liev-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "309714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458841187"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnoie-chtieniie-3-klass-l-n-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "201048"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428952224"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""
    ["seo_title"] => string(27) "l-n-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "205001"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429781832"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План-конспект открытого урока по литературному чтению 3кл Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_3kl_tema_uroka_l_n_tolst"
    ["file_id"] => string(6) "530094"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575406211"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Л.Н.Толстой "Лев и собачка" (технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе)"
    ["seo_title"] => string(80) "l_n_tolstoi_lev_i_sobachka_tekhnologicheskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "554930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1595332455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства