1.Создание атмосферы сотрудничества: игра «Домино» (3 мин). 2. Стадия вызова: игра «Верно, неверно» 3. Формулировка темы и цели урока самостоятельно: задание 4. Стадия осмысления. а) развитие талантливых и одарённых детей: задание «Подготовка сообщения» б) просмотр видео: «Сердце – двигатель крови» в) самостоятельная работа с текстом: задание «Инсерт» 5. Физминутка. «Зарядка для глаз» 6. Выделение смысловых единиц текста: задание «Кластер» 7. Практическая работа: а) определение пульса в покое; б) определение пульса после физических упражнений (активная физминутка) 8. Обеспечение обратной связи. Работа в парах: задание «Корзина идей» 9. Стадия рефлексии: а) задание «Синквейн» б) оценивание для обучения «Сердечко» 10. Домашнее задание | Учитель является начальной «костью» в игре, задав ей тему. Подняв правую руку, произносит «я люблю клубнику», подняв левую руку, произносит «я люблю мороженое». Слайд 1. Учитель представляет на доске кластер «Организм человека», где не заполнена только кровеносная система. - Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали. - Посмотрите, как разросся наш кластер. - Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. Слайд 2. Учитель зачитывает утверждения: 1.Верно ли что человек это часть живой природы? 2.Верно, ли что кожа защищает внутренние органы от повреждений 3.Верно, ли что Скелет служит только опорой. 4.Верно ли что нос служит только для распознавания запахов? 5.Верно ли что самая подвижная мышца языка 6.Верно ли что в лёгочных пузырьках происходит газообмен 7.Верно ли что пища в желудке находится 1 час 8.Верно ли что головной мозг находится в черепе 9.Верно ли что нервная система объединяет наш организм в единое целое? 10. Верно ли что в организме человека около 8 литров крови? - Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение? - Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос. - Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам достичь цели? Слайд 3. - Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кровь и познакомитесь со строением и работой кровеносной системы человека. - А что же такое кровь? - Что вы знаете о крови? - А что хотели бы узнать? - Кровь – удивительная жидкость. Учитель предлагает детям послушать два сообщения, которые заранее подготовили, работая с дополнительной литературой, ребята с повышенной учебной мотивацией.. Слайд 4 – 6. -Ребята как вы думаете, а что заставляет кровь двигаться? - Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек. Слайд 7. - Сердце человека невелико. - Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди? -Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди? -Ежедневно оно прокачивает примерно 10000 литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам. - Сердце это мышца. -А что делают мышцы? -Мышцы сокращаются и расслабляются. Вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется, поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди. - Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой фильм о сердце. - Что вы узнали о сердце? - Продолжаем открывать новые знания. Учитель просит учащихся взять листы с текстом, прочитать его, сделав пометы. Слайд 8. Учитель предлагает снять усталость и отдохнуть глазам. - Ребята, что вы нового узнали о сердце из текста? У кого возникли вопросы после чтения? Слайд 9. - Давайте обратимся к кластеру? - У вас на партах лежит часть кластера, заполните её. После заполнения кластера детьми, учитель подытоживает работу, показав детям готовый кластер. Слайд 10. - Какие органы входят в кровеносную систему? - Ребята, сверьтесь со слайдом! - Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце. - О работе сердца можно судить по пульсу. Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца. - Найдите у себя пульс на руке. - Посчитайте ваш пульс. - Какое количество сокращений сделало ваше сердце за минуту? - Запишите в тетрадь. Учитель включает активную музыку и зачитывает рифмовку об укреплении сердечной мышцы. - Посчитайте ваш пульс после зарядки. Запишите данные в тетрадь. - Какой вывод сделаете? - При физической нагрузке начинают работать многие мышцы. Им нужно больше питания и воздуха поэтому сердце начинает подавать их больше с кровью. - Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки. - Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки? Слайд 11. «Как нужно укреплять сердце?». По истечении минуты листочки с идеями нужно поместить в корзинку. После чего эти идеи зачитывает учитель. - Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока. - Верно ли что в организме человека, находится около 8 литров крови? Слайд 11. - Вы сегодня много узнали о сердце, о крови. И сейчас вам предстоит написать синквейн. - Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ответили на поставленный вопрос? - Кого вы бы хотели сегодня за рок похвалить? Учитель просит оценить свою работу и понимание темы с помощью сердечек. Слайд 12. д/з - с. 14-17 читать текст «Кровеносная система», ответить на вопросы; - провести исследование по определению размеров сердца у мамы и у себя, сделать записи в тетрадях. | Учащиеся присоединяются к той руке, которая озвучила их предпочтение, а так же продолжают цепь. Таким образом, выстраивается цепочка детей, связанные между собой различными предпочтениями, не зависимо от их личностных отношений. Дети рассматривают кластер, активизируют ранее изученный материал по строению организма человека. После, слушая утверждения учителя, заполняют таблицу. Если утверждение верно, то ставим знак «+», если не верно знак «-». В итоге дети сравнивают свои таблицы с эталоном на доске, подводя к определению темы и цели урока. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | + | + | - | - | + | + | - | + | + | ? | Учащиеся определяют, что последний десятый вопрос вызвал у них недоумение, незнание. После чего, они еще раз обращают внимание на кластер, определяют тему и цель урока. Так озвучивают критерии успеха: -Я могу… -Я умею... -Я знаю… Дети дают ответы, поясняя на столько, сколько они знакомы со значением или встречались с этим словом раньше. Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни. Она разносит по всему телу питательные вещества, без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела. Кровь разносит по всему телу воду и тепло. -Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они расположены по всему организму. Одни сосуды широкие плотные. Другие очень узкие, что через них не пропустить и волоса. Так вот по этим сосудам по телу всё время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. Ученики просматривают видео о работе сердца. По окончанию говорят о том, что узнали о сердце. Учащиеся самостоятельно изучают текст и походу помечают каждую мысль соответствующим значком: V- знал ,+ - новое, ? – не понятно. Дети следят за различными предметами на доске, двигающимися в разных направлениях, тем самым, снимают глазное напряжение.
Каждый работает по заполнению кластера «Кровеносная система», отображая в нем смысловые единицы изученного текста. После ребята сверяют свои кластеры с эталоном на интерактивной доске. Дети прикладывают большой палец к основанию кисти (у правой – справа, у левой – слева) и по толчкам нащупывают пульс. Таким образом, они определяют частоту своего сердцебиения. Ребята записывают данные в тетради. Ребята повторяют за учителем слова и активные движения. После физминутки опять измеряют свой пульс, считая количество ударов. Записывают данные в тетрадь напротив первых данных. Дети делают вывод о том, что данные отличаются: второй показатель гораздо больше первого. Каждый уяснил для себя, что если хочешь сохранять большее время свое сердце здоровым, необходимо вести ЗОЖ, заниматься спортом и укреплять сердце. «Напарники» очень быстро набрасывают идеи по укреплению и сохранению сердца и пополняют ими корзинку. . Дети с уверенностью отрицательно отвечают на этот вопрос. Учащиеся составляют синквейн по изученной на уроке теме. Ребята, осознав и оценив собственный уровень усвоения нового материала, выходят к доске и прикрепляют к ней сердечки. Красное сердечко – я понял и могу объяснить другим; синее сердечко – остались затруднения. Учащиеся делают заметки в дневниках. |