3.ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ а) Постановка учебной проблемы Приём создания проблемной ситуации. | -Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Скажите, кто вам на каждом уроке окружающего мира помогает узнавать что-то новое, кто задаёт непростые, но интересные вопросы? - Сегодня муравей Вопросик не смог прийти к нам на урок, но он прислал вам письмо. Давайте его прочитаем. Он пишет: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, так как мой друг пригласил меня в зоопарк посмотреть на белых медведей. Но вы не скучайте. Я приготовил для вас мой новый вопрос. Я очень хочу узнать, почему медведи белые, и где они живут? В добрый путь! Ваш друг- муравей Вопросик. -Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи? - Кто догадался, какая тема урока? (учитель вывешивает тему урока на доске) - Какие задачи вы поставите перед собой? | - Тема нашего урока «Где живут белые медведи?» -Узнать, где живут белые медведи, чем они питаются, почему медведи белые. | 3 мин |
4 Работа в группах. | Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы с вами отправимся в экспедицию. -Что такое экспедиция? - Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? - А что может помочь нам в экспедиции? -Что такое глобус? -Вы знаете, какой представляли нашу планету в древние времена? - Одни говорили, что планета имеет форму черепахи, другие утверждали, что она держится на трёх китах, третьи считали, что Земля плоская - в виде тарелки. И вот в 1519 году путешественник Фернандо Магеллан доказал, что наша планета имеет форму шара. (Работа с глобусом и картой) - Кто сможет показать самые холодные районы нашей планеты на глобусе? Как они называются? - На карте и глобусе принято считать: название – северный и южный полюсы. - Если мы «раскроем» наш глобус- шар, то получим два полушария- восточное и западное. Их изображения можно увидеть на карте полушарий. (учитель показывает на карту) - Кто может показать Северный и Южный полюсы на карте? - Как вы думаете, что обозначает белый цвет? - Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. А как вы считаете, могут ли тут жить люди и животные? - Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы, посмотрим, насколько вы были правы. - Прежде чем нам отправится в экспедицию, нам нужно срочно вооружится всем необходимым. Сейчас вы будете работать в группах. Повторим правила. (карточки с предметами) - Перед вами на столах лежат белые конверты с карточками, я прошу, чтобы вы в своей группе обсудили и решили какие предметы, вам понадобятся в экспедиции. - Что же вы выбрали? Давайте проверим. (Отвечает один ученик из каждой группы) Немного согрелись, набрались сил. Отправляемся в экспедицию. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными островами называют Арктикой. - Кого мы видим? - Так вот где живут белые медведи! На Северном полюсе, на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Посмотрите, ребята. Это самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его тела достигает трёх метров. Белые медведи, кроме Арктики, нигде не живут. - Посмотрите, внимательно, что его окружает? -Ребята, посмотрите на медведя и скажите, почему он белый? - Как передвигаются белые медведи? Белые медведи- отличные пловцы. Они могут часами находиться в ледяной воде и им не страшна никакая простуда, т.к. вода не проникает им под шубу, они остаются сухими. Передвигаясь по снегу, не мёрзнут, т.к. на лапах у них тоже есть мех. В отличие от бурого медведя, белые медведи не впадают в спячку. Белый медведь занесён в красную книгу. - А чем питается белый медведь? | Экспедиция – это путешествие со специально определённой научной целью. ной или военной. Ответы детей - Карта и глобус -Земной шар в уменьшенном виде Ответы детей -Экватор -Полюсы -Цвет снега - И там, и там холодная Ответы детей Белого медведя -Снег и лёд - Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания - По снегу, вплавь -Тюленями, рыбой, морскими водорослями, птичьими яйцами) - Моржи, треска, тюлень, поморник - В Арктике на Северном полюсе - Моржи, треска, тюлень, поморник -Подкожный жировой слой, густой мех. | 15 мин |
6. Самостоятельная работа с учебником. | - Самостоятельная работа Откройте учебники на стр. 12-13. - Какие ещё животные нас встречают? - Что помогает этим животным выжить в таких суровых условиях? - Ребята на Северном полюсе мы побывали, отправимся на Южный. Южный полюс- это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда называется Антарктида. - В Антарктиде тепло или холодно? -Какие животные нас встречают? Какие животные здесь обитают? Знакомы ли они вам? Да, это пингвины. Итак, где же живут пингвины? В Антарктиде. А сейчас послушаем рассказ о пингвинах. Подготовленный ученик читает своё сообщение. Ребята, Мудрая черепашка приготовила для вас интересный вопрос Охотятся ли белые медведи на пингвинов? | | 7 мин |
7.Практическая работа в парах Аппликация. | А сейчас мы выполним аппликацию. (Демонстрируем раздаточный материал: мелко нарезанные бумага, нитки и шерсть) - Какой материал вы выберете для аппликации? А теперь, ребята, попробуем сделать своего белого медведя, точнее, медведицу с медвежонком. Закройте учебники и тетради, положите их на край парты. Перед собой положите файлы с рисунками и клей-карандаш. Сейчас мы соберём вот такую аппликацию. Но сначала послушайте, как мы будем работать. Достаньте из файла голубой лист бумаги. Это наш Северный Ледовитый океан. Чем покрыт Северный Ледовитый океан? Льдом и снегом. Сначала расположите на листе вырезанную льдинку, а на льдинке медведицу и медвежонка. Затем над ними - хлопья снега. Теперь можно приступать к приклеиванию. Дети работают. Звучит песенка «Колыбельная медведицы». Почему медведи белые? | -Где живут белые медведи, почему они белые? | 7 мин |