Просмотр содержимого документа
«Урок "Дорогою добра"»
Сценарий открытого урока «Дорогою Добра»
Организационный момент.
-Ребята, вы уже обратили внимание, на то, что у нас в классе сегодня много гостей. Поприветствуйте их. Садитесь .
-А с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (ответы детей, если кто-то скажет что с плохим, то нужно сказать о том, что я надеюсь, что после нашего мероприятия вашего настроение улучшится.)
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
–Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.
-А помогут мне начать наше мероприятие: (Карина, Варвара, Карен, Руслан).
Детская сценка в стихах
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:Автор, бабушка, Петя, Сережа
АВТОР: День прошедший догорает.
Вечер тихий наступает.
Только слышно там и тут
Птички весело поют.
Солнце яркое устало,
Поработало немало.
И теперь спешит опять
Поскорей умчаться спать.
На крыльце сидит старушка,
Перед ней лежит игрушка.
За игрушкой внук стоит
И старушке говорит.
ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,
А теперь и сам жалею.
И зачем я только дал?
Всю машину он сломал.
И теперь стоит, смеется,
Да еще не сознается.
Говорит, была такая,
Будто я его не знаю.
Не прощу ему я это.
Ты мне только посоветуй,
Что мне делать? Как мне быть?
Как Сергею отомстить?
АВТОР: Смотрит бабушка на внука.
Говорит ему
БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.
Я ведь, знаешь, плохо вижу.
Сядь со мною на крылечко
Успокой свое сердечко.
Мы сейчас поговорим,
Как Сергею отомстим.
Помнишь, я тебе, мой милый,
Об Иисусе говорила?
Как Он по земле ходил,
Как Он грешников любил.
Как, горя святой любовью,
Он больным давал здоровье.
Как несчастных утешал,
Как обиды всем прощал.
И слова его звучали,
Чтобы мы врагов прощали,
Чтобы как друзей любили,
Чтоб добром за зло платили.
Хочешь ты, как Он любить?
На Него похожим быть?
АВТОР: Внук кивает
ПЕТЯ: Да, конечно.
АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,
А потом сказал, робея
ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?
АВТОР: Молвит бабушка тогда
БАБУШКА: И учил Христос всегда,
Если враг голоден твой,
Накорми его, родной.
Если враг твой хочет пить,
Постарайся напоить.
АВТОР: Петя молча это слушал.
Молча пил и молча кушал.
И потом , в постели лежа,
Долго думал о Сереже.
А на утро, встал с постели,
Только петухи пропели.
Солнце красное встает,
Петя завтракать идет.
Он в веселом настроенье
Молока попил с печеньем.
Что-то думает, сидит
И на бабушку глядит.
Кто-то бабушку позвал,
Внук со стула сразу встал.
Быстро принял он решенье.
Положил в карман печенье,
Взял он кружку с молоком
И во двор бежит бегом.
Как чудесно солнце греет!
Увидал Он там Сергея.
И кричит ему
ПЕТЯ: Сергей! Подойти ко мне скорей!
Да не бойся подходить, я тебя не буду бить.
АВТОР: Подошел Сергей к порогу.
На Петра глядит с тревогой.
Тот с приветливым лицом
Держит кружку с молоком.
Говорит ему
ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?
АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал
СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…
АВТОР: Петя смотрит с сожаленьем
Ах, как жалко!
И с волненьем говорит
ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?
Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое!
АВТОР: И Сергею прямо в рот
Кружку с молоком сует.
А Сергей стоит невесел,
Низко голову повесил.
Прямо под ноги глядит
И тихонько говорит.
СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина?
Мы ее сейчас починим.
АВТОР: Помолчал, потом сказал
СЕРГЕЙ: Это я ее сломал.
-Спасибо вам ребята вы можете вернуться в свои группы.
Обсуждение инсцинировки:
-Ребята, как вы думаете почему Петя изменил свое решение? Что на него повлияло? Какой Петя? Почему Сережа все-таки решил признаться в том, что это он сломал машинку? О чем это стихотворение. (О добром поступке Пети, об умении прощать)
-Как вы думаете, чему будет посвящено наше мероприятие? О чем мы будем говорить? (О добре, добрых поступках).
-Верно.
Какие задачи будут стоять перед нам, которые необходимо решить в рамках нашей темы «Дорогою добра»?
Задачи:
1.Что такое добро, доброта , какими качествами обладает добрый человек?
2.Что должен делать человек и я, в частности, для того чтобы сказать, что иду Дорогою добра?
-Вот об этом мы и будем говорить сегодня.
АССОЦИАЦИИ:
-Ребята, а какие ассоциации, слова вам приходят на ум, когда вы слышите слова: Добро, доброта?
(Ответы детей)
Вы согласны с тем что здесь написано?
Доброта- СЛАЙД (мама с ребенком)
это отзывчивость;
заботливое отношение к людям;
стремление делать добро другим;
способность сострадать, сопереживать, сочувствовать.
Что-то можно добавит?
-А каким должен быть по вашему мнению добрый человек? (Ответы детей)
СЛАЙД (качества доброго человека)
Вы согласны? (Добродушный-добрый и мягкий по характеру, относящийся душевно, приветливо к людям,
Доброжелательный- желающий добра, готовый содействовать благополучию других, Добронравный- это просто человек с добрым характером ,
Добропорядочный- это честный человек, благородный ,
Добросовестный- честно, старательно выполняющий свои обязанности, обязательства)
Работа со словарем.
Раздает учитель словари (1 гр.-Даль «Толковый словарь; 2гр.-Ожегов Словарь русского языка; 3гр.-Современный толковый словарь; 4гр.- Пословицы и поговорки).
-Сейчас я предлагаю вам обратиться к словарям и посмотреть как же толкуются эти слова в них?
(Уч-ся 1,2,3 групп отвечают по готовности).
-Посмотрите ребята как много разных значений данного слова и все они схожи с нашим пониманием.
По какому словарю работала 4 группа-(пословицы)
- А сколько пословиц о добре? (Много). Что такое пословица? (Устное народное творчество, это совет старших).А когда появилась пословица? (Очень давно). Это, значит, о добре еще говорили много лет назад? Для чего?(Учат быть добрыми).
-Еще много лет назад учили быть добрыми . Добро- главная ценность.
Остров пословиц
Здесь вам предстоит собрать из слов которые лежат в конвертах на ваших столах пословицы о добре , добрых поступках и объяснить их значение.
Жизнь дана на добрые дела- 1гр.
Худо тому, кто добра не делает никому-2гр.
Доброе слово лечит, а злое калечит.-3гр.
Доброе дело само себя хвалит.-4гр.
(По группам озвучить что получилось, вывесить на доске и объяснить значение)
-Да, правильно. Из этих пословиц мы видим?( что добро всегда приносит радость окружающим).
Почему первый шаг к доброте – это доброе слово? ( Ответы детей)
«Чтобы радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть» СЛАЙД
Город вежливости вам нужно будет продолжить строчки которые я вам зачитаю.
-Каждой я буду зачитывать первые строчки, вашей задачей будет досказать их.
Игра «Доскажи словечко…»
-Придумано кем-то, просто и мудро
С утра говорить всем…(доброе утро)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. ..(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…… (здравствуйте)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ……. (до свидания)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ……(извините, пожалуйста)
- Какие это слова? (вежливые слова). А как их мы можем назвать (волшебные слова?)Почему? (да, потому что когда мы их произносим , то у окружающих вдруг неожиданно поднимается настроение и даже кто-то ,кого- то случайно толкнет и тут же извинится, то совершенно не хочется злиться, а хочется улыбнуться в ответ и сказать ничего страшного).
-Давайте возьмем себе за правило чаще употреблять в речи эти слова. Неправильное употребление этих слов в речи, может привести к конфликтной ситуации.
-А сейчас я предлагаю вам разобрать следующие ситуации, обсудить и скажите, в чем дети были не правы?
Ситуация 1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.
Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.
Ситуация 2. Оля сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась: она боялась, что Оля испачкает ей пальто.
-Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя все- таки вести себя, заметила соседка (старушка).
-А что я сделала?- возразила Оля.-Подумаешь! Пожалуйста буду сидеть спокойно.
Можно ли Олино «пожалуйста» волшебным?
Ситуация 3. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги.
Вот Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешил прервать беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед.
Ситуация 4. Шел Боря домой из школы. Видит- идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», догадался Боря и пошел своей дорогой.
Как бы ты поступил на его месте?
Вывод: -Слово- лечит, слово- калечит. Иногда словом можно обидеть человека, а добрые слова
Могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепит его дух.
Физкультпауза:
Ребята представьте, что мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть действия и если вы одобряете их, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам они не нравятся, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут. Итак, готовы?
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- сделать подарок своими руками
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу Слайд. Качества доброго человека.
Спешите делать добро.
-Помните ребята: добрые слова - корни, добрые мысли - цветы, добрые дела - плоды, Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его, добрыми словами и делами.
Сказочные герои- Слайд (сказочные герои)
Сказочная долина - Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
-Что происходит в сказках? (Герои проходят испытания, но заканчивается всегда тем, что добро побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, сказочных героев. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы? ( Шляпа, аптечка , розы, цветик - семицветик, , сапожек, собачка)
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) 4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.(кот в сапогах) 6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.(Тотошка, девочка Элли)
-Что можно сказать об этих сказочных героях? Почему мы вспомнили о них? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).
-Сказочные герои своими поступками показывают нам, что мы должны делать добро.
-А теперь ребята я, предлагаю украсить наше Дерево добрых дел(на доске вывешена Ёлка). Чего же не хватает на нашей ёлке? (новогодних игрушек)
- На новогодних игрушках лежащих у вас на парте напишите какие добрые дела вы уже успели сделать .
Ребята подходят к доске по группам и прикрепляют на Дерево игрушки.
-Посмотрите ребята, как красиво украшена наша ёлка от ваших добрых поступков и для того чтобы оно не погибло , давайте наполним его солнечным светом, лучиками доброты.
(Раскрываем лучики).
Подведение итогов.
-Какая тема нашего занятия?(Добро и добрые поступки).
-Какие задачи мы ставили?
-Смогли мы их решить?
-Что мы для этого сделали?(Мы узнали что такое добро и добрые поступки, составили пословицы и объяснили их значение, вспомнили волшебные слова, разобрали ситуации, вспомнили о сказке и добрых героях)
-Что вам понравилось на уроке?
- Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. «Поступайте по отношению к другим так, как бы вам хотелось, чтобы поступили по отношению к вам».
- Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.
Пирамида Добра.
Дети выстраиваются у доски лицом к гостям.
Предлагаю всем встать и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.
-Лена прочитает нам стих-е , слова которой могут стать девизом для нас.
Стих-е
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
СЛАЙД ( видеоклип)
СЛАЙД Солнышко (будьте добры)
Для наших гостей ребята приготовили по маленькому солнышку олицетворяющему Доброту.