Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашёл»
Рассказчик. Расскажу я вам, ребята, что случилось недавно в нашем лесу, а вы послушайте внимательно и подумайте …
Потерял лесник свою трубку, кисет с табаком да самодельную зажигалку. А Медведь их нашёл. С этого всё и началось. Стал медведь трубку курить, изо рта не выпускает. И так он привык к этой трубке, что когда лесников табак весь выкурил, то стал собирать в лесу сухой лист и трубку им набивать. Раньше, бывало, проснётся медведь вместе с солнышком, в траве покувыркается – разомнётся, да и на речку побежит. Умоется холодной водой или искупается, а потом начнёт рыбу ловить на завтрак, если захочет. Или в малинник за малиной отправится, или мёд в дуплах ищет. А теперь …
(Появляется медведь, идёт медленно, едва ноги волочит, головой трясёт)
Медведь. Ой! Как трудно вставать поутру, кости ноют, голова болит. Плохо что-то мне. Не пойду я никуда, лягу под кустом, отдохну немного и трубку покурю.
(Медведь опускается на пенёк. На поляну выбегает, напевая, лиса)
Лиса. Я лисичка – сестричка,
Всех людей я хитрей.
Обману я медведя
И волка, ей – ей!
Ха – ха – ха! Хи – хи – хи!
Это всё пустяки!
Медведь. Здорово, лисичка – хитричка!
Где была и что делала?
Лиса. Я в крапиве пролежала,
Петуха за хвост поймала,
Сытно волка накормлю –
Очень серого люблю!
Медведь. Хорошо тебе, лиса… А я вот захворал – мочи нет!
Лиса (оглядев медведя, удивлённо)
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел.
Будто целый год не ел!
Что с тобой?
Медведь (хрипло):
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь …
Лиса (сочувственно):
Что ж ты к дятлу не пойдёшь?
К дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
Медведь. Вот недельку обожду,
Станет хуже – вот пойду!
Лиса (убегает с песенкой):
Я лисичка – хитричка,
Всех людей я хитрей.
Обману я медведя.
И волка – ей – ей!
Ха – ха – ха! Хи – хи – хи!
Это всё пустяки!
Рассказчик. Прошла неделя, прошла другая, а медведю всё хуже и хуже. И вот однажды плетётся медведь по оврагу, едва лапы передвигая, а навстречу ему серый волк.
(Появляется волк, напевает, пританцовывает)
Волк. В гости я иду голодный,
Съесть могу я что угодно!
Так ужасно есть хочу,
Что любого проглочу!
Чем накормят – то и съем – р – р – р,
Не побрезгаю ничем – р – р – р!
Рассказчик. Увидел волк медведя, да так и присел от удивления на задние лапы.
Волк (удивлённо):
Слушай, Миша – Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалились бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь (грустно, опустив голову):
Да, хвораю.
Волк. Что с тобой?
Медведь (нездоровым голосом):
Я сам не знаю …
Нездоровится мне что – то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь …
Пропадаю!
Волк (взволнованно):
И пропадёшь,
Если к дятлу не пойдёшь!
Надо к дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет,
Да – так да, а нет – так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдёшь его?
Медведь. Найду!
Волк. В гости я иду голодный,
Съесть могу я что угодно!
Так ужасно есть хочу,
Что любого проглочу!
Чем накормят, то и съем – р – р – р!
Не побрезгаю ничем – р – р - р!
Рассказчик. Разыскал медведь дятла на сосне в лесу. Подошёл медведь к дереву, поднял голову и говорит жалобным голосом.
Медведь. Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел (внимательно глядя на медведя и отвечая приветливым голосом):
Ба, Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь (хрипло):
Видно, нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь …
Дятел. Верно, куришь, коль не пьёшь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. (строго):
Больно дымом ты воняешь!
Ну – ка, сядь под этот сук!
Дай – ка спину! Тук – тук – тук!
Да – с! Выстукивать непросто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и медведь!
Ну – с … Мне всё как будто ясно …
Медведь (испуганно):
Не смертельно? Не опасно?
Дятел (очень строго):
Накопилась в лёгких копоть.
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь (жалобно):
Бросить трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел (очень строго):
Выполняй-ка мой совет,
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик. Поблагодарил медведь дятла за совет и поплёлся домой. Всё лето и всю осень, до самой зимы, бросал медведь трубку курить, да не смог справиться со своим желанием баловаться табаком.
Наступила зима. Поехал лесник в лес за дровами… Выбрался на поляну и видит: лежит большая ель, бурей поваленная, с огромными вывороченными корнями. А у корней – большой снежный бугор. Догадался лесник, что это медвежья берлога. Но только вот что странно: из берлоги синий дымок вьётся. Удивился лесник. Вытащил он медведя из берлоги, а тот от курения так ослаб, что стоять даже на четырёх лапах не может – качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками висит, а в зубах – трубка дымит! Узнал лесник свою трубку, вынул её из медвежьей пасти, а в берлоге кисет с зажигалкой нашёл. Спрятал лесник находку в карман, медведя на сани взвалил и отвёз его в город, в цирк зверей, где теперь живёт и работает наш Мишка.
Дятел. В нашем цирке есть медведь –
Приходите посмотреть!
Смел и ловок мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой –
Самый лучший акробат!
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой – запах дыма
Мишка чует за версту.
И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь,
Потому что …
Рассказчик (детям). Почему же медведь начинает громко реветь, учуяв запах табака? Как вы думаете? (ответы детям)
Учитель. Привычка курить едва не стоила медведю жизни. И только случай с лесником, встреча с лесником, спас мишку.
А вот ещё одна история.
Цапля – курильщица.
(Чтение стихотворения учеником в соответствии с рисунками к тексту)
Жила цапля на болоте.
Выходила на охоту:
Свежей травки пощипать
Да лягушек погонять.
И могла стоять носатая
Целый день в воде,
Как статуя.
Скучно стало цапле жить,
Цапля начала курить …
Выйдет цапля на болото –
Ну какая тут охота?!
Стал у цапли бледный вид,
И пропал вдруг аппетит!
Так курила цапля лето,
Хоть и знала:
Вредно это!
Стало вскоре цапле плохо:
Цапля чахла, цапля сохла,
К осени бедняга сдохла…
А могла бы долго жить!
И зачем было курить?
Учитель. Табак губительно действует не только на животных, но и на растения. Если поливать растения крепким настоем табака, то они погибнут.
Учёные различных стран мира доказали, что курение приводит к отравлению организма человека.
А кто из вас хотя бы раз курил?
Люди, начавшие курить в раннем возрасте, становясь взрослыми, чаще других страдают от различных заболеваний. У них болит желудок, печень, нарушена деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность жизни сокращается.
Но опасно не только курить самому, но и дышать табачным дымом. В нём содержится более 30 различных веществ, вредных для всех жизненно важных органов человека. Учёные доказали, что влияние табака на молодой растущий организм губительно. Курение вызывает у школьников снижение памяти: при выполнении письменных работ ученики допускают массу ошибок, плохо усваивают новый материал. Учатся такие школьники, как правило, очень плохо.
Человек, который начал курить с детства, не сможет никогда стать космонавтом, лётчиком, подводником и настоящим спортсменом.
Пятикратный чемпион по конькобежному спорту, заслуженный мастер спорта И.Аниканов говорил: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения». Он советовал всем, кто хочет стать сильным и здоровым, навсегда отказаться от курения и следить за своим здоровьем.
Следует всегда помнить, что курение – одна из вредных и отвратительных привычек. Табак – это яд!
Рефлексия.
Что вы возьмёте для себя с этого урока?
За что вы похвалили бы себя?
Итог урока.
А) Работа с пословицами.
* Кто курит табак, тот сам себе враг.
* Если хочешь долго жить, брось курить.
Б) Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье – своё и близких!