I Организационный момент. Психологический настрой.
II Сообщение темы урока.
С горы сбегая без труда, она гремит, как гром.
В морозный день она тверда- руби хоть топором.
Нагрей ее- и к небесам она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам зовут ее … вода.
- Да , сегодня мы будем говорить о воде. Тема нашего урока «Охрана воды»
Мы обобщим наши знания, полученные на прошедших уроках о воде.
Урок у нас необычный. Проведем мы его в виде устного журнала.
А назовем мы наш журнал «Вода, кругом вода»
III. I страница: «Вода- вечный путешественник»
- Вспомним все, что мы знаем о воде. (Ответы детей.)
1.Назовите основные свойства воды.
Составление кластера:
жидкая ----- ВОДА----- лед-пар-вода
Без вкуса без запаха без формы растворитель
2. Рассказ о круговороте воды в природе по схеме. ( Рассказ ученика)
-Видя, как реки-труженицы несут свои воды в другие, более крупные
водные потоки или прямо в океаны и моря, человек с давних пор задумывался над над вопросом, откуда в них берется вода? Почему не переполняются океаны и моря, получающие непрерывный приток речных вод?
Понадобились века и тысячелетия, чтобы ответить на эти два вопроса. Они оставались загадочными до тех пор, пока не был изучен гигантский механизм
нашей планеты- круговорот воды в природе.
Поэтический образ круговорота воды в природе дал монгольский поэт
Цендийн Дамдинсурен:
Туман лежит на кручах, недвижен и глубок,
Где оседает туча, рождается поток…
Как змеи голубые, ползут извивы рек.
И в синем океане заканчивают бег
Как белые драконы, крылами шевеля,
Летят оттуда тучи дождем кропить поля.
Работа в тетради. Заполнение таблицы:
жидкое
твердое
газообразное
Напишите отгадки в таблицу:
1.Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной(сосулька)
2.Стали звездочки кружиться , стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки, не пушинки, а ….. (снежинки)
3.Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем не найдем. (роса.)
4.Молоко над речкой плыло , ничего не видно было,
Растворилось молоко- стало видно далеко. (Туман)
5.На дворе переполох: с неба сыплется горох
Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)
6.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не пойду , покуда он идет. (Дождь)
7. В воде не тонет, в огне не горит. (Лед)
IV. II страница « По страницам знаний»
1. «Мозговой штурм» --- Тест на повторение .
3 класс
1.Самое распространенное вещество на земле?
2.В каких состояниях бывает вода?
3.Назвать самое большое озеро Казахстана?
4.Подземный источник, бьющийся из-под земли?
5.Какая вода на вкус?
6.Углубление в земле, по которому бежит река?
7.Какие бывают облака?
8.Вода в стакане – какое это состояние?
9. назвать части реки?
10.Почему вводу называют «веществом жизни»?
4 класс
1.Какую часть земного шара составляет вода?
2.Назовите газообразное состояние воды?
3.Водонепроницаемый слой земли?
4.Что такое арасан?
5.Как называется начало реки?
6. Какие облака приносят осадки?
7.Водная оболочка земли?
8.Мелкие реки, впадающие в другую реку, море, озеро?
9.В организме человека вода входит в состав чего?
10.Чем питаются реки и озера?
11.Переход воды из газообразного в жидкое состояние называтся?
Конденсация
(Один класс работает самостоятельно с тестами, другой с учителем)
2. Отгадывание кроссворда: (на доске)
По горизонтали: 1.Искусственный водоем. 2.Постоянный или временный водный
Поток, движущийся в разработанном им углублении.
3.Углубление в земле, по которому течет река.
По вертикали: 1.Водная оболочка земли. 2.Впадина на поверхности суши, заполненная водой. 3. Начало реки. 4.Ледяная гора, плавающая в океане.
5. Место впадения реки в озеро, море или реку.
III страница. «Глаза голубые земли» Реки и озера Казахстана.
1. Сообщения о реках и озерах
---Реки с незапамятных времен служат человеку как пути сообщения, для рыболовства, рыбоводства, для сплава леса, орошения полей. Как источник электроэнергии. Люди издавна жили вдоль рек или озер.
Наши корреспонденты приготовили сообщения о крупных реках Казахстана .
Сообщения детей о реке Иртыш, Ишим, Сырдарья
----Озера- это природные водоемы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности -озерных котлованах. Встречаются озера-моря -Аральское море-озеро, Каспийское море-озеро, просто озера, озера-лужи. Вода может быть в них прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой, красной. Изучением озер занимается наука Лимнология (озероведение)
«Глаза голубые земли» так называет М. Алимбаев в своем стихотворении
Озера. В Казахстане есть ряд крупных озер. Назовите самые крупные озера Казахстана. Об озере Балхаш у нас есть сообщение корреспондентов.
Сообщение об Аральском море.
Рассказ о реке.(чтение рассказа учителем)
--Почему Речка погрустнела?
--Как они обидели Речку?
3.Самостоятельная работа
3класс- игра «Разрешается-запрещается
4 класс- Дополни предложение
IV страница Литературная «Родник земли родной»
1. Что такое родник? Как он образуется?
2.Чтение рассказа Ы. Алтынсарина «Чистый родник»
Составление диаграммы Вена.
Работа с пословицами, поговорками, с загадками, которые приготовили
Учащиеся дома
4. Разгадывание кроссворда «Береги воду»
Подведение итогов.
Дома: 3 класс: Составить памятку о поведении около водоемов.
4 класс: Написать мини-сочинение на тему «Вода-хорошо.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}