Цели урока: Дать детям расширенное представление о воде, о её значении в природе и жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов; способствовать повышению стремления детей беречь и охранять воду. Задачи:
Образовательная. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли. Развивающая. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. Воспитательная. Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать
стремление охранять водоемы от загрязнения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Свойства воды". »
Учитель: Балтабаева З.О.
Предмет: познание мира
Тема урока: Свойства воды.
Цели урока: Дать детям расширенное представление о воде, о её значении в природе и жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов; способствовать повышению стремления детей беречь и охранять воду. Задачи:
Образовательная. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли. Развивающая. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. Воспитательная. Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.
Ход урока. 1.Орг. момент.
Слайд № 1
Что может быть в прозрачной капельке воды?
Что может быть в прозрачной капельке воды? На первый взгляд, конечно, ничего. Но капни на стекло, оставь следы, И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать, О чем ты даже не подозревал. Секрет свой тайный может передать Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она Завесу своей тайны приоткроет. Изведай ты ее, познай сполна. И водный мир тебя собой накроет.
2. Сообщение темы и цели урока.
- О чём мы будем говорить на уроке, вы уже догадались, но для большей ясности отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... (воды). Слайд № 2.
- Кто знает, как звучит это слово на казахском и английском языках?
- Верно, ребята, сегодня мы поговорим о самой загадочной жидкости на Земле, о воде, а точнее о её свойствах. Кажется, мы знаем о ней всё, но ученые долгие годы исследуют воду и приходят к новым открытиям.
- Перед тем, как мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним всё, что мы знаем о воде и её состояниях.
3. Проверка домашнего задания.
- У вас на парте лежат листочки с тестом, правильные ответы можно пометить любым способом: обвести, пометить галочкой.
(учитель зачитывает вопросы, ребята молча отмечают правильный ответ, позже проверка по слайдам).
Тест «Вода. Состояния воды»
Во сколько раз на Земле воды больше, чем суши?
а - в 2 раза;
б - в 5 раз;
в - примерно в 3 раза.
Лёд, град, снег, иней – это вода в каком состоянии?
а - в газообразном;
б - в жидком;
в - в твердом.
В каком состоянии находится вода в ручье, роднике, пруду, реке, озере, море, океане?
а - в жидком;
б - в газообразном;
в - в твердом.
Тучи, облака, туман, пар, радуга – это вода в …
а - в твёрдом;
б - в газообразном;
в - в жидком.
Каким цветом вода показана на глобусе и географической карте:
а - зелёным;
б - синим;
в - коричневым.
Проверка ответов. Слайды № 3-7.
4. Новая тема.
- Чтобы иметь большее представление о воде, просмотрим небольшой видеофильм. Слайд № 8.
- Рассказ учителя
а) Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос – Что такое ВОДА?
Слайд № 9, 10.
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! »
б) Она есть во всех уголках Вселенной (работа с физической картой и глобусом).
- Покрутите глобус, посмотрите какого цвета на нём больше? (Синего).
¾ поверхности земли занято водой.
Слайд 11.
– Что обозначают голубым цветом на глобусе и карте? (Воду).
Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.
Слайд 12.
в) Вода – подлинное чудо природы и учёные записывают строение молекулы воды Н2О.
Слайд 13.
Водную оболочку Земли называют гидросферой.
- Представьте, что мы учёные, проведём несколько экспериментов.
Мы заранее разделились на группы. У каждой группы есть карточка с описанием работы. Так же в каждой группе есть спикер( от английского слова speak - говорить), то есть тот человек, который после проведения эксперимента будет делать вывод о своей группы.
(В учебнике, на стр. 32-34 описание каждого эксперимента, после выступления вывод).
5.Инструктаж по ТБ.
- При работе с реактивами (веществами, над которыми проводят эксперименты, надо соблюдать технику безопасности).
- Надо надевать халат, перчатки, защитные очки или маску.
- Кроме того, нужно помнить, что наливать и насыпать вещества надо осторожно, подальше от лица.
- Размешивать вещества надо специальными палочками или в нашем случае ложкой.
- Пробовать на вкус опасные вещества нельзя.
- Исследовать запах нужно направляя ладонью воздух по направлению к себе (показ).
- При попадании веществ на кожу или в глаза, надо быстро промыть их большим количеством воды.
- Сегодня на уроке мы работаем с веществами безопасными, но эти правила надо помнить.
Приготовьте полоски цветной бумаги. Налейте воды в стакан. По очереди приложите полоски цветной бумаги к стакану и сравните их с цветом воды. Можно ли сказать, что вода красная, жёлтая, синяя, серая?
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
Слайд № 15.
(Вывод: вода бесцветна).
Группа № 3. Какова прозрачность воды?
Вам потребуется 2 стакана, 2 ложки, вода, молоко.
Наполните чистой водой первый стакан. Наполните молоком второй стакан. Положите по одной ложке в оба стакана. Что вы видите?
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
Слайд № 16.
(Вывод: вода прозрачна).
7. Физ. минутка «Вода - не вода».
Игра «Вода - не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не относится к воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны.
Вам потребуются сахар, соль, лимон, лук, вода, чашечки. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука, сахар и соль. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, лук, сахар и соль. Опишите их вкус.
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
Слайд № 17.
(Вывод: вода не имеет вкуса).
Группа № 5. Какой запах у воды?
Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона, лука по чашечкам и добавьте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы. По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого.
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
Слайд № 18.
(Вывод: вода не имеет запаха).
Группа № 6. Может ли вода растворять вещества?
Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, глина, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит?
Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете?
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
Слайд № 19.
(Вывод: существуют растворимые и нерастворимые вещества).
Группа № 7. Каким свойством обладает вода в жидком состоянии?
Вам потребуются вода, 1 стакан, 2 блюдца, кусочек льда. Налейте воды в стакан. Перелейте воду в блюдце, во второе блюдце положите лёд. Что вы видите? По очереди наклоните оба блюдца. Что происходит?
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
Слайд № 20.
(Вывод: в жидком состоянии вода текуча).
Слайд 21.
Вывод каждой группы запишем в тетрадь.
Слайд 22.
8. Релаксация: звуки воды.
9.Презентация сообщений учащихся.
Слайд 23.
1 ученица.
-Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Но вода не только поит, но ещё и кормит. По морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.
Слайд 24.
2 ученик.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Моет всех людей, города, машины, дороги.
Слайд 25.
3 ученица.
А ещё вода-это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Слайд 26.
4 ученица.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.
Слайд 27.
Учитель.
Вот она, какая вода!
Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
10. Домашнее задание: стр. 34, задание 2.
11. Оценки за урок:
- Сегодня все работали на уроке, я вам дарю такую весёлую капельку, и , конечно, ставлю за урок оценку пять.
12. Итог урока.
- Чему вы научились на этом уроке?
-В каких состояниях вода встречается в природе?
- Какими свойствами воды вы пользуетесь в жизни?
-Почему нужно беречь воду?
13.Стихотворение (чтение ученицей).
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончиться может вода, И жизнь на планете затихнет тогда.