kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония». Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила: Литвинова Лариса Ивановна,

                     учитель начальных классов,

                     МБОУ Курагинская СОШ № 3.

 Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония».

 Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»

 Цель: повторение учащимися двух знакомых способов обозначения звука [й,], дать представление о функции разделительных знаков, мягкого и твердого

(обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор этих знаков, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].

                                                    Ход урока

 I  Постановка проблемной ситуации.

Учитель ставит перед учениками учебную задачу.

- Первоклассница Арина начала писать своей маме  записку, но не захотела  сделать ошибки при письме. Что вы ей посоветуете? (Не писать опасные буквы, а оставить для них окошки, а потом вставить правильные буквы).

(Учитель осуществляет приём сознательного пропуска букв - письмо с «окошками»)

На доске: Мамочка! Я   с ела    варен е.

(Ребята предлагают свои варианты)

 II Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»

- Хватит ли Арине знаний за 1 класс, чтобы решить проблему?

Обобщим  знания  о звуке [й,].

На доске: Строй,  яблоко, ёлка,  юла.

-  Назовите звук, который присутствует во всех словах. ( Звук [й,].)

-  Какими буквами он обозначен на письме? ( Буквами й, я, ё, ю.)

-  Какой буквы недостает? (Е)

-  Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й].

 III. Чистописание: Яя  Ее  Ёё Юю й

-  Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.

 IV. Этап мотивации новых знаний.

- Достаточно ли нам  запаса знаний об этих буквах? (Нет.)

 - Объединитесь в группы, напишите и  сравните транскрипции слов СЕЛА и СЪЕЛА.

Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.

- Что общего и в чём различия этих слов?

Вывод:  В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с,], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.

 (Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).

-  Какие помощники понадобятся Арине, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).

   Физминутка. Зарядка для глаз.

  1. Найти буквы ь и ъ знаки среди остальных букв алфавита.
  2. Наблюдать за плывущими по экрану в разном направлениями буквами ь, ъ.

 V. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.

 - Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?

Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:

ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ

- Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

(Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.)

-  Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ ?

 Поищите помощь в книге.   (стр. 112)                                           

Устно упр. 553. Объяснить, почему пишется Ь или Ъ разделительные знаки пользуясь памяткой.

 -  Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:

ВАРЕН?Е, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, В?ЕХАЛ, С?ЁМКА

(Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.)

- Проверьте правильность выбранных вами букв.

- Допишите в столбики слова из предложенных: с.ехал, мурав.и, под.езд, солов.и.

Звукобуквенный разбор слов СУЧЬЯ и ПЕРЬЯ по вариантам.

VI. Закрепление изученного.

1.- Найдите ошибки.

         У воробьйа маленькие крыльйа и серые перьйа.

- Ребята,  проверьте правильности написания. Напишите правильно.

2. -  Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск,  враги, болезнь.

(Получились слова подъём,  друзья, здоровье).

- Запишите слова, используя подсказку, проверьте написание.

- Объясните выбор Ь и Ъ.

VII. Итог урока.-  Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?

- Как можно уходить от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать: Ь или Ъ знаки?

 VIII. Домашнее задание.

 Расскажите родителям о способах обозначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литванова»

Составила: Литвинова Лариса Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ Курагинская СОШ № 3.

Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония».

Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»

Цель: повторение учащимися двух знакомых способов обозначения звука [й,], дать представление о функции разделительных знаков, мягкого и твердого

(обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор этих знаков, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].

Ход урока

I Постановка проблемной ситуации.

Учитель ставит перед учениками учебную задачу.

- Первоклассница Арина начала писать своей маме записку, но не захотела сделать ошибки при письме. Что вы ей посоветуете? (Не писать опасные буквы, а оставить для них окошки, а потом вставить правильные буквы).

(Учитель осуществляет приём сознательного пропуска букв - письмо с «окошками»)

На доске: Мамочка! Я с ела варен е.

(Ребята предлагают свои варианты)

II Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»

- Хватит ли Арине знаний за 1 класс, чтобы решить проблему?

Обобщим знания о звуке [й,].

На доске: Строй, яблоко, ёлка, юла.

- Назовите звук, который присутствует во всех словах. ( Звук [й,].)

- Какими буквами он обозначен на письме? ( Буквами й, я, ё, ю.)

- Какой буквы недостает? (Е)

- Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й].

III. Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й

- Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.

IV. Этап мотивации новых знаний.

- Достаточно ли нам запаса знаний об этих буквах? (Нет.)

- Объединитесь в группы, напишите и сравните транскрипции слов СЕЛА и СЪЕЛА.

Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.

- Что общего и в чём различия этих слов?

Вывод: В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с,], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.

(Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).

- Какие помощники понадобятся Арине, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).

Физминутка. Зарядка для глаз.

  1. Найти буквы ь и ъ знаки среди остальных букв алфавита.

  2. Наблюдать за плывущими по экрану в разном направлениями буквами ь, ъ.

V. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.

- Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?

Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:

ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ

- Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

(Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.)

- Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ ?

Поищите помощь в книге. (стр. 112)

Устно упр. 553. Объяснить, почему пишется Ь или Ъ разделительные знаки пользуясь памяткой.

- Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:

ВАРЕН?Е, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, В?ЕХАЛ, С?ЁМКА

(Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.)

- Проверьте правильность выбранных вами букв.

- Допишите в столбики слова из предложенных: с..ехал, мурав..и, под..езд, солов..и.

Звукобуквенный разбор слов СУЧЬЯ и ПЕРЬЯ по вариантам.

VI. Закрепление изученного.

1.- Найдите ошибки.

У воробьйа маленькие крыльйа и серые перьйа.

- Ребята, проверьте правильности написания. Напишите правильно.

2. - Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, враги, болезнь.

(Получились слова подъём, друзья, здоровье).

- Запишите слова, используя подсказку, проверьте написание.

- Объясните выбор Ь и Ъ.

VII. Итог урока.- Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?

- Как можно уходить от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать: Ь или Ъ знаки?

VIII. Домашнее задание.

Расскажите родителям о способах обозначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Литвинова Лариса Ивановна,

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Урок русского языка в 1 классе "О другой работе букв Е, Ё, Ю, Я.Буквы Ю,Ё,Е,Я как способ обозначения звука [й]" "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-russkogho-iazyka-v-1-klassie-o-drughoi-rabotie-bukv-ie-io-iu-ia-bukvy-iu-io-ie-ia-kak-sposob-oboznachieniia-zvuka-i"
    ["file_id"] => string(6) "119271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413375722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства