Составила: Литвинова Лариса Ивановна,
учитель начальных классов,
МБОУ Курагинская СОШ № 3.
Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония».
Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»
Цель: повторение учащимися двух знакомых способов обозначения звука [й,], дать представление о функции разделительных знаков, мягкого и твердого
(обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор этих знаков, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].
Ход урока
I Постановка проблемной ситуации.
Учитель ставит перед учениками учебную задачу.
- Первоклассница Арина начала писать своей маме записку, но не захотела сделать ошибки при письме. Что вы ей посоветуете? (Не писать опасные буквы, а оставить для них окошки, а потом вставить правильные буквы).
(Учитель осуществляет приём сознательного пропуска букв - письмо с «окошками»)
На доске: Мамочка! Я с ела варен е.
(Ребята предлагают свои варианты)
II Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»
- Хватит ли Арине знаний за 1 класс, чтобы решить проблему?
Обобщим знания о звуке [й,].
На доске: Строй, яблоко, ёлка, юла.
- Назовите звук, который присутствует во всех словах. ( Звук [й,].)
- Какими буквами он обозначен на письме? ( Буквами й, я, ё, ю.)
- Какой буквы недостает? (Е)
- Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й].
III. Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й
- Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.
IV. Этап мотивации новых знаний.
- Достаточно ли нам запаса знаний об этих буквах? (Нет.)
- Объединитесь в группы, напишите и сравните транскрипции слов СЕЛА и СЪЕЛА.
Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.
- Что общего и в чём различия этих слов?
Вывод: В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с,], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.
(Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).
- Какие помощники понадобятся Арине, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).
Физминутка. Зарядка для глаз.
- Найти буквы ь и ъ знаки среди остальных букв алфавита.
- Наблюдать за плывущими по экрану в разном направлениями буквами ь, ъ.
V. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.
- Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?
Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:
ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ
- Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?
(Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.)
- Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ ?
Поищите помощь в книге. (стр. 112)
Устно упр. 553. Объяснить, почему пишется Ь или Ъ разделительные знаки пользуясь памяткой.
- Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:
ВАРЕН?Е, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, В?ЕХАЛ, С?ЁМКА
(Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.)
- Проверьте правильность выбранных вами букв.
- Допишите в столбики слова из предложенных: с.ехал, мурав.и, под.езд, солов.и.
Звукобуквенный разбор слов СУЧЬЯ и ПЕРЬЯ по вариантам.
VI. Закрепление изученного.
1.- Найдите ошибки.
У воробьйа маленькие крыльйа и серые перьйа.
- Ребята, проверьте правильности написания. Напишите правильно.
2. - Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, враги, болезнь.
(Получились слова подъём, друзья, здоровье).
- Запишите слова, используя подсказку, проверьте написание.
- Объясните выбор Ь и Ъ.
VII. Итог урока.- Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?
- Как можно уходить от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать: Ь или Ъ знаки?
VIII. Домашнее задание.
Расскажите родителям о способах обозначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.