Составила: Литвинова Лариса Ивановна,
                     учитель начальных классов,
                     МБОУ Курагинская СОШ № 3.
 Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония».
 Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»
 Цель: повторение учащимися двух знакомых способов обозначения звука [й,], дать представление о функции разделительных знаков, мягкого и твердого
(обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор этих знаков, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].
                                                    Ход урока
 I  Постановка проблемной ситуации.
Учитель ставит перед учениками учебную задачу.
- Первоклассница Арина начала писать своей маме  записку, но не захотела  сделать ошибки при письме. Что вы ей посоветуете? (Не писать опасные буквы, а оставить для них окошки, а потом вставить правильные буквы).
(Учитель осуществляет приём сознательного пропуска букв - письмо с «окошками»)
На доске: Мамочка! Я   с ела    варен е.
(Ребята предлагают свои варианты)
 II Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»
- Хватит ли Арине знаний за 1 класс, чтобы решить проблему?
Обобщим  знания  о звуке [й,].
На доске: Строй,  яблоко, ёлка,  юла.
-  Назовите звук, который присутствует во всех словах. ( Звук [й,].)
-  Какими буквами он обозначен на письме? ( Буквами й, я, ё, ю.)
-  Какой буквы недостает? (Е)
-  Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й].
 III. Чистописание: Яя  Ее  Ёё Юю й
-  Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.
 IV. Этап мотивации новых знаний.
- Достаточно ли нам  запаса знаний об этих буквах? (Нет.)
 - Объединитесь в группы, напишите и  сравните транскрипции слов СЕЛА и СЪЕЛА.
Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.
- Что общего и в чём различия этих слов?
Вывод:  В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с,], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.
 (Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).
-  Какие помощники понадобятся Арине, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).
   Физминутка. Зарядка для глаз.
	- Найти буквы ь и ъ знаки среди остальных букв алфавита.
- Наблюдать за плывущими по экрану в разном направлениями буквами ь, ъ.
 V. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.
 - Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?
Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:
ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ
- Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?
(Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.)
-  Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ ?
 Поищите помощь в книге.   (стр. 112)                                           
Устно упр. 553. Объяснить, почему пишется Ь или Ъ разделительные знаки пользуясь памяткой.
 -  Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:
ВАРЕН?Е, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, В?ЕХАЛ, С?ЁМКА
(Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.)
- Проверьте правильность выбранных вами букв.
- Допишите в столбики слова из предложенных: с.ехал, мурав.и, под.езд, солов.и.
Звукобуквенный разбор слов СУЧЬЯ и ПЕРЬЯ по вариантам.
VI. Закрепление изученного.
1.- Найдите ошибки.
         У воробьйа маленькие крыльйа и серые перьйа.
- Ребята,  проверьте правильности написания. Напишите правильно.
2. -  Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск,  враги, болезнь.
(Получились слова подъём,  друзья, здоровье).
- Запишите слова, используя подсказку, проверьте написание.
- Объясните выбор Ь и Ъ.
VII. Итог урока.-  Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?
- Как можно уходить от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать: Ь или Ъ знаки?
 VIII. Домашнее задание.
 Расскажите родителям о способах обозначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Литванова»
                            
            
                                                              Составила: Литвинова Лариса Ивановна,
  учитель начальных классов,
  МБОУ Курагинская СОШ № 3.
  Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония».
  Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»
  Цель: повторение учащимися двух знакомых способов обозначения звука [й,], дать представление о функции разделительных знаков, мягкого и твердого  
  (обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор этих знаков, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].
  Ход урока
  I Постановка проблемной ситуации.
  Учитель ставит перед учениками учебную задачу.
  - Первоклассница Арина начала писать своей маме записку, но не захотела сделать ошибки при письме. Что вы ей посоветуете? (Не писать опасные буквы, а оставить для них окошки, а потом вставить правильные буквы).
  (Учитель осуществляет приём сознательного пропуска букв - письмо с «окошками»)
  На доске: Мамочка! Я с ела варен е.  
  (Ребята предлагают свои варианты)
  II Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»
  - Хватит ли Арине знаний за 1 класс, чтобы решить проблему?
  Обобщим знания о звуке [й,].
  На доске: Строй, яблоко, ёлка, юла.
  - Назовите звук, который присутствует во всех словах. ( Звук [й,].)
  - Какими буквами он обозначен на письме? ( Буквами й, я, ё, ю.)
  - Какой буквы недостает? (Е)
  - Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й].
  III. Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й
  - Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.
  IV. Этап мотивации новых знаний.
  - Достаточно ли нам запаса знаний об этих буквах? (Нет.)
  - Объединитесь в группы, напишите и сравните транскрипции слов СЕЛА и СЪЕЛА.
  Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.  
  - Что общего и в чём различия этих слов?
  Вывод: В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с,], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.
  (Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).
  - Какие помощники понадобятся Арине, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).
   Физминутка. Зарядка для глаз.
  -  Найти буквы ь и ъ знаки среди остальных букв алфавита. 
-  Наблюдать за плывущими по экрану в разном направлениями буквами ь, ъ. 
 V. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.
  - Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?
  Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:
  ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ
  - Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?
  (Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.)
  - Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ ?
  Поищите помощь в книге. (стр. 112)  
  Устно упр. 553. Объяснить, почему пишется Ь или Ъ разделительные знаки пользуясь памяткой.
  - Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:
  ВАРЕН?Е, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, В?ЕХАЛ, С?ЁМКА
  (Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.)
  - Проверьте правильность выбранных вами букв.
  - Допишите в столбики слова из предложенных: с..ехал, мурав..и, под..езд, солов..и.
  Звукобуквенный разбор слов СУЧЬЯ и ПЕРЬЯ по вариантам.
  VI. Закрепление изученного.
  1.- Найдите ошибки.
   У воробьйа маленькие крыльйа и серые перьйа.
  - Ребята, проверьте правильности написания. Напишите правильно.
  2. - Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, враги, болезнь.
  (Получились слова подъём, друзья, здоровье).
  - Запишите слова, используя подсказку, проверьте написание.
  - Объясните выбор Ь и Ъ.  
  VII. Итог урока.- Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?
  - Как можно уходить от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать: Ь или Ъ знаки?  
  VIII. Домашнее задание.
  Расскажите родителям о способах обозначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.