Тема: "Запятая в сложном предложении с союзами и, а,но.
Цель: к концу урока учащиеся смогут объяснит постановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.
Планируемые результаты:
Предметные: -умение выделять грамматическую основу предложения;
-умение отличать простое предложение от сложного предложения;
-умение выделять способ соединения частей сложного предложения;
-умение составлять схемы сложного предложеня; (и т.д.)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: к концу урока учащиеся смогут объяснить постановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.
Планируемые результаты:
Предметные:
-умение выделять грамматическую основу предложения;
-умение отличать простое предложение от сложного предложения;
-умение выделять способ соединения частей сложного предложения;
-умение составлять схемы к сложным предложениям;
-умение обосновывать постановку запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
Личностные:
- осознание роли запятых перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
-умение планировать свои действия по выполнению задания;
- умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока;
- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);
- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.
2) Познавательные:
- умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос;
- умение «открыть» вместе с детьми новое знание о постановке запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
3) Коммуникативные:
- умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала в парах, в группах;
- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе наблюдения по учебнику;
- умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы.
Ресурсы необходимые к уроку:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144 с.
Слова на карточках для составления предложения.
Презентация.
Интерактивная доска
Проектор.
Компьютер.
Электронный словарь С.Ожегова.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие «Я желаю тебе сегодня добра»: Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу! - Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах. | |
2.Минутка чистописания
| - Определите, какую букву будем сегодня писать?(на слайде наборы букв) -Вспомним как пишется буква А.(слайд) - В какой орфограмме мы можем встретить эту букву? - Как проверить безударную гласную? |
Безударная гласная в корне слова. Подобрать проверочное слово. |
3.Словарная работа | Знакомство с новым словарным словом
- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.(на слайде задания) Какое слово получилось? Что означает это слово? Найдите в словаре. Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить. - Какая орфограмма встретилась в этом слове? - Проверьте, запишите рядом проверочные слова. - Выделите корень. | (АЛМАЗ) (Ученик работает с электронным словарем С.Ожегова) (парная согласная в корне слова) (АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ) |
4.Актуализация знаний. | *На доске слова, из которых нужно составить предложение.(можно использовать интерактивную доску) -Ребята, прочитайте предложение и скажите, правильно ли поставлен знак препинания? -Почему? -В каких предложениях? -Что называется простым предложением? -А почему я поставила здесь запятую? |
(работают 2 человека) -Нет. -Так как мы учили, что перед союзами а и но всегда ставится запятая, а перед одиночным союзом и не ставится. -В простых предложениях с однородными членами. -Это предложение с одной грамматической основой. -Наверно в каких-то случаях запятая ставится. |
5.Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока. | -Какой проблемный вопрос у нас возник? -Что мы должны будем сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос? | -В каких случаях в предложении перед союзами и, а, но ставится запятая? -Выполнить упражнения. -Вывести правило. |
6.Динамическая пауза. |
7.«Открытие» детьми новых знаний на основе наблюдения по карточкам в парах. | Работаем по карточкам №1. Какие это предложения? -Как вы определили, что эти предложения сложные? -А что интересного заметили? -Что мы можем сказать о запятой? -Сейчас выполните схемы к предложениям в тетрадях. *Один ученик выполняет схемы на доске. -Опираясь на наши наблюдения и полученные схемы, попробуйте сформулировать вывод, ответить на наш основной вопрос, соедините союзы и виды предложений (карточка – раб. в парах.) -Давайте сравним свой вывод с авторских. Откройте С.69 учебника. | -Эти предложения сложные. -Так как состоят из двух грамматических основ. -Части соединены союзом а, но, и. -Запятая ставится в любом случае. -[- =], и [- =]. [= - ], но [= -]. [- = ],а[- = ]. -Перед союзами и, а, но в сложных предложениях ставится запятая. |
8.Первичное закрепление нового знания. | -Давайте применим нише новое знание, выполнив задание на карточке №2. -Что предлагается сделать, прочитайте задание. Работа в группе по карточкам №3. Составление алгоритма.(работа в парах) | -Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и исправьте ошибки. Спиши предложения и составь схемы. Сложные предложения с союзом и – это 2 и 5. |
9.Рефлексия деятельности. Итог урока. | - Давайте вернёмся к нашему основному вопросу урока. Ответили ли мы на него? -Каким способом ответили на вопрос? -Что у нас получилось? - Вспомните ключевые слова урока, которые нам помогли ответить на вопрос. Нарисуйте настроение. | -Ответили. -Мы в группах исследовали группы сложных предложений. -Что запятая в сложном предложении ставится перед союзами и, а, но. -Сложное предложение, однородные члены, несколько грамматических основ, запятая, союзы, простое предложение. |
Приложение к уроку
алмазным |
удар |
вспыхнула |
грома |
блеском |
и |
молния |
раздался |
Инструкция (алгоритм).
Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.
1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………
Карточка № 1
Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО. Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
Начались сильные морозы. Утром солнце поднялось в морозной дымке. - с союзом А.
В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.
Карточка № 2
Спишите, исправляя ошибки. Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
Лето собирает а, зима подъедает. Летела пташка высоко но села она недалеко. Беда вымучит и беда выучит.
Карточка № 3.
Расставьте знаки препинания. Укажите только сложные предложения.
1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.
__________________________________________________________________________________
Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»