Разработка урока содержит стихи,пословицы,поговорки,которые позволяют расширять кругозор учащихся.Содержание материала урока позволяет учителю организовывать различные формы работы на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок природоведения во 2 классе "В гости к осени" »
Конспект урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
во 2 классе
Тема: «В гости к осени»
Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой и живой природе.
Задачи:
1.Расширить знания детей об осенних изменениях в неживой и живой природе. 2.Показать связь живой и неживой природы, а также взаимосвязь природы и человека в осенний период, необходимость смены времен года, зависимость человека от природы, а природы - от человека. 3.Влиять на развитие эмоциональной - волевой сферы учащихся. 4.Развивать связную речь детей. Формировать межличностные отношения, умение контролировать собственное поведение, организуя групповую работу как условие самостоятельного добывания знаний. 5.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю.
Оборудование: рисунки солнышка и тучки; картины с изображением природы осенью и летом; карточки со словами; рисунки деревьев; фотографии перелетных и оседлых птиц; карточки с творческим заданием; листья и плоды деревьев; учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2.Психологический настрой.
- На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи.
- Подымите рисунок, который соответствует вашему настроению.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.- Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Беседа о погоде.
2. Сообщение темы и цели урока.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
- Это осень.
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. Узнаем об изменениях в живой и неживой природе.
3.Введение в тему урока
Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. Тютчева и др.) были посвящены именно этому времени года.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт (1867-1942)
• Какие стихотворения об осени или об осенней природе знаете вы?
– Послушайте стихи про осень. Ваша задача, узнать про какие месяцы эти строки?
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Опустел наш школьный сад.
Паутины вдаль летят.
И на каждый край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к вам пришел?
(Сентябрь).
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь).
Творческое задание
Расположите по порядку осенние месяцы-ноябрь, сентябрь, октябрь.(картинки по месяцам )-У меня 3 осенних картины. Вам нужно определить какой месяц изображен на каждой из них?
Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?
Сентябрь – листопад.
В Сентябре лес реже и птичий голос тише.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
Октябрь – грязник.
Плачет октябрь холодными слезами.
Холоден батюшка – октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрь – полузимник.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
4.Повторение и закрепление ранее изученного материала
а)Изменения в неживой природе осенью.
-Используя картины, назовите предметы, относящиеся к неживой природе ?
Небо
облака
осадки
солнце
ветер
вода в водоёмах
б)Изменения в живой природе осенью.
А к живой?
Растения
А какие предметы живой природы художники не изобразили?
-грибы…
Покажите картину, которая ближе к лету?
- Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось с приходом осени?
- Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.
- В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег.
Упражнение на внимание
Рассмотри картинки. Какое время года нарисовано? Что перепутал художник? Почему? Можно ли в конце осени увидеть в лесу цветы, насекомых? Почему?
Представьте что вы художники - Закрасьте предметы относящиеся к живой природе зеленым цветом, а к неживой – желтым.
-Обратите внимание и на оформление доски-кто самый внимательный. Что лишнее?
5. Гимнастика для глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Мы гимнастику для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх, и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Повторить так 8 раз.
6.Изучение нового материала
- Прочитаем текст «Неживая природа осенью» на стр.26 учебника.
Целью будет выявить -О каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?
-Так о каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?
(заморозки, иней, туман, ледостав)
- Кто из вас может объяснить, как образуется туман?
Туман – это облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли.
- Что такое иней? Иней – образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами, температура которых ниже ноля градусов.
- К концу осени всё реже идут дожди, всё чаще падает мокрый снег.
Постепенно становится холоднее и вода в водоёмах. В отдельных местах на водоёмах появляется лёд. Этот лёд совсем ещё тонкий, легко ломается, поэтому выходить на него очень опасно. От частых осенних дождей намокает почва, а к концу осени она станет замерзать. _
Творческое задание- Закончи предложение об изменениях в неживой природе осенью…
7. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
- Летом вокруг было больше всего зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.
Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале» листопада, конечно, рябина.
Очень красив осенний лес!
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
- Краски осени на листьях хитро перемешаны. Особенно у клёна. Вот на листочке тёмно – жёлтая, оранжевая и коричневая краски. Но кое – где ещё заметна зелёная краска.
- Почему листья бывают сначала зелёными, а потом изменяют свой цвет?(карточки)
- Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада.
- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
ответы детей
- Начало листопада подсказывает листьям укорачивающийся день и понижение температуры воздуха.
Основной смысл ежегодного сбрасывания листьев – сохранение влаги.
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.
Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
8. Повторение и закрепление изученного материала.
- Сейчас мы поиграем в игру . Я показываю осенние листья, а вы отгадываете с какого дерева или кустарника этот лист.
- Какие звуки осени вы можете вспомнить?
- Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.
• будете голосом передавать пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, или фью-фью-фью).
• передаст жужжание насекомых (ж-ж-ж).
Если вы произнесете все звуки все вместе, то мы «услышим» звуки леса.
А теперь послушайте настоящие звуки осеннего леса. Звучит аудиозапись “Осень. Звуки леса”. Правда, у нас похоже получилось?
Жизнь птиц осенью.
Дети,посмотрите на картину и подумайте,а каких звуков не хватает?
- Обратите внимание на птичьи звуки.
Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.
_Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края?
Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
В Карелии в конце лета птицы уже начинают собираться к отлёту. Не слышно стрижей – улетели: ведь насекомых в верхних слоях убавилось. За ними – ласточки. Поодиночке, без родителей улетают кукушата. Собираются в дальний путь и скворцы. Звери и птицы, которые остаются зимовать, готовятся к зиме: кто гнездо утепляет, кто корм заготовляет. Для птиц остающихся на зиму уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Отгадайте загадки:
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
В синем небе он высоко
То мелькнёт, то прозвенит,
Даже самый быстрый
сокол медленней его летит.
(стриж)
Между веток новый дом,
Невелик, дверей нет в нём.
Кто в том домике живёт?
Кто весною там поёт?
(скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(соловей)
Листья медленно с крон облетают,
И мороз приударил в ночи.
Собираются в шумные стаи
перед дальней дорогой …(грачи) (П. Ялыгин)
- Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов?(кукушка)
7.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (сорока).
-Ребята,а какая птичка лишняя?Почему?
-Давайте перечислим перелетных птиц?
- Какие запахи осенней природы вам запомнились?
- Главные запахи в осенней природе – это запахи увядания. Среди них запах прелых листьев, сухой травы. А ещё в лесу пахнет грибами. Зайдёшь в лес и по запахам чувствуешь, что кончилось лето.
9.Обобщение изученного материала.
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
- Почему осень называют золотой?
Песня «Кто сказал, что осень-грустная пора…!»
10. Домашнее задание.
- Прочитать текст на стр. 27-29 учебника, ответить на вопросы.
11. Итог урока.Рефлексия.
Знания свои вы показали нам прекрасные.
Видим, что ребята очень классные!
Под стульчик дружно загляните
И сюрпризик получите!
(Заглядывают под стул, отрывают листок со словами «Молодцы!»)