І. Организационный момент (приветствие, настрой на работу) - Ребята, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться низко за столом? ( чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко дышать) - Ребята, когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее! - Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться? (да) - А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку? - Вы готовы показать, ваши знания? (да) Ваше настроение 2. Проверка домашнего задания. - Каких диких и домашних животных вы знаете? Назовите их и опишите их повседневную жизнь. - Какие продукты питания получает человек от домашних животных? 3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Работа в группах. (приложение 1) - Составить синквейн к слову «окраска». Проверка нескольких работ. - Существуют ли какие-нибудь другие приспособления животных к окружающей среде? - Есть ли такие приспособления у ваших домашних животных? Почему? Введение в тему. Работа в группах. Отгадаем загадки (приложение 2) Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая Известная персона. Кто она? | Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появиться опять. (Снегирь) | Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица) | Вертится, Стрекочет, Весь день Хлопочет. (Сорока) | Он по-рабочему одет - Удобно, просто, ловко На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (дятел) | Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса, Кто же это? (лиса) | О ком мы будем говорить на уроке? (о птицах) Беседа - Чем птицы отличаются от других групп животных? (Тело птиц покрыто перьями) - Каких птиц вы знаете? (ответы ребят) - А если бы вы были волшебниками и могли на некоторое время превращаться в птиц, то в какую птицу вы хотели бы превратиться и почему? (ответы детей) - А для чего нужен птицам клюв? (ответы ребят) 4. Сообщение темы и цели урока. - Мы продолжаем с вами говорить о жизни животных, об их приспособленности к окружающей среде. Тема урока: Птицы. 5.Работа над новым материалом. А для чего нужен птичкам клюв? На самом деле, для очень многих вещей. К примеру, с помощью клюва птица ухаживает за собой, за своими перьями, употребляет пищу. Также с помощью клюва птицы могут и общаться между собой, и передавать какую-то информацию или выражать эмоции. Случается такое, что ваш питомец начинает скрежетать своим клювом. Что же это означает? В большинстве случаев то, что птица всем довольна и удовлетворена. Обычно такие звуки можно услышать перед тем, как птица легла спать. Но существует и другое мнение, что птица, таким образом, содержит свой клюв в надлежащем порядке. Можно очень часто наблюдать, как птицы щелкают своим клювом. К примеру, если вы услышали один щелчок, и птица во время него сузила и расширила свои зрачки, то это означает, что птичка вас поприветствовала и выказала свое удовольствие или благодарность. Если же вы услышали многократное щелканье клювом, то это было своего рода предостережение, означающее, что птица не в настроении, и лучше ее сейчас не трогать. Многие птицы, занимаясь очисткой своего клюва, просто помечают территорию. Почему же птицы порой кусаются? Может быть много различных причин. Например, испуг, злость, какие-то сильные эмоции. Многие птички любят что-нибудь погрызть. В основном, для того, чтобы содержать клюв в прекрасном состоянии и или из-за того, что им нечем заняться. Лучше всего сделать так, чтобы ваш питомец грыз специально отведенные для этого игрушки. 6.Физминутка. Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) 7.Чтение текста «Дикие и домашние птицы» стр.103-104. 8.Работа в группах. (Приложение 3) Задание: по данному клюву определите, где живёт эта птица, и чем она питается. Предположите, порассуждайте. Время работы 5 минут. Презентация работ. Оценивание. Форма клюва птиц. форма | Вид птиц | применение | Длинный | Аист, цапля, тукан, топорок. Медонос, колибри. Пеликан. | Толстый – добывать пищу из воды, из под камней Тонкий – добывать нектар, цветочную пыльцу. Сочком – ловить рыбу | Средний | Орлы, ястребы. Стрижи, ласточки. Дятлы. | Изогнутый разрывть пищу. Широкий ловить на лету Крепкий, прямой, острый – добывать из под коры | короткий | Синица, воробей, зяблик. Клест. Совы. | Округлый – клевать семена. Перекрещивающийся – шишки потрошить. С крючком . | Формы клювов различных птиц можно посмотреть в приложении 9. ВЫВОД: у насекомоядных птиц - клювы тонкие и острые, у зерноядных – толстые и тупые. У птиц – рыболовов – сачком, у дятла – стамеской. Птичий клюв «на все руки мастер» - щиплет хватает, дробит, хватает, обороняется и нападает. Гнезда плетет, перышки чистит, яички в гнезде переворачивает, птенцов кормит да и песни поет. 9. Рефлексия. Работа в группах. Возвращаемся к главному вопросу. Правила обращения с птицами: дикими и домашними. Задание: составить и записать правила. Взаимооценивание работ с помощью стратегии «Кулак и большой палец» Резерв: (приложение 4) Закрепление изученного материала Классификация животных Работа в парах. – Распределите животных в два столбика: домашние и дикие. косуля | лиса | свинья | кролик | медведь | петух | страус | слон | тигр | синица | пчела | верблюд | попугай | гусь | пудель | индюк | олень | лошадь | котёнок | овца | утка | собака | корова | теленок | Взаимооценивание работ в группах с помощью карточек-цифр (3,4,5) 10.Итог урока: Сопереживание полета. Раз птицы летают, значит, летают и душа, и мысль, и сам человек мог бы летать. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах не мешать, а это уже не мало. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете плохо и нам самим. 11. Домашнее задание. Стр.101-104 читать, пересказывать. Реферат о понравившейся птице. |