Урок познания мира на тему "Зима" разработан для 1 класса с применением ИКТ. В ходе урока, выполняя задания Матушки-зимы, учащиеся знакомятся с характерными признаками зимы, зимними явлениями в неживой природе, читают стихотворения о зиме, разгадывают загадки о зимних месяцах, выполняют творческое задание. У учащихся развивается познавательная активность, коммуникативные способности, расширяется кругозор, воспитывается гуманное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать гуманное отношение к природе, любознательность;
чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:презентация, бумага, ножницы, произведение
П. И. Чайковского «Времена года» (зима).
Ход
I. Организационный момент.
Приветствуем всех, кто время нашёл,
И сегодня на урок к нам пришёл!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол.
Урок познания мира начнём.
II. Основная часть.
1. Повторение.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из времён года, а о каком вы узнаете позже.
Но прежде давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (об осени. Слайд 1 )
- Какие изменения произошли с наступлением осени?
( В начале осени бывают тёплые и солнечные дни, меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках. Они желтеют, сохнут, опадают на землю, увядает много цветов. Начинается листопад. (Слайд 2)
Иногда идёт дождь. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. С каждым днём становится холоднее. Деревья сбросили листву и стоят голые. К концу осени сильно похолодало. Небо всё чаще заволакивают тёмные дождевые облака. Часто моросит мелкий холодный дождь, а иногда вместе с дождём идёт снег.
- Ребята, а сколько месяцев продолжалась осень?(3) Назовите их. Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Слайд 9)
- Какое время года наступает после осени? (Зима.) (слайд)
2. Сообщение темы урока: Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, зимних явлениях в неживой природе. Мы познакомимся с тремя этапами зимы. Послушаем стихи, загадки о зиме. И в классе на доске устроим карнавал снежинок, которые вы сделаете сами из бумаги. Ну что ж, вперед, в путь, в гости к Волшебнице Зиме, которая приготовила для вас много заданий и сюрпризов.
3. Стихотворение о зиме.
А.С.Пушкин
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.
4. Задания Зимы.
А) отгадать зимние месяцы
Сколько месяцев продолжалась осень? Назовите их.
А сколько календарных месяцев будет длиться зима?
Постарайтесь отгадать, о каких зимних месяцах пойдет речь в следующих загадках. (слайд)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни кого – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица, Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»
Б) признаки зимы
Послушайте внимательно стихотворение и выделите из него характерные признаки зимы. (Слайд)
Солнце землю греет слабо.
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом -
Белоснежным серебром.
А теперь читаем по цепочке до точки, вместе выделим признаки зимы. (Солнце греет слабо, мороз, снежные бабы, река замёрзла, вьюга, снег кружится – метель.)
В) явления природы
- Молодцы. С этим заданием Матушки - зимы вы справились. А теперь, ребята, посмотрите на доску, прочитайте и выберите явления, которые характерны для зимы.
Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, а льдом – лужи, озера, реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный - деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. но давайте внимательно приглядимся. Первый этап – начало зимы, которое отмечают с того момента, когда ляжет надолго снег. Второй этап – коренная зима. Теперь раньше светает, солнце поднимается все выше над горизонтом, светит ярче, бывают и метели. Вот отшумела метель и на улице оставила большие кучи снега – сугробы. Властвует коренная зима до начала февраля, до песни большой синицы. (Показываю рисунок синицы)
Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленую курточку. Она легко прыгает с ветки на ветку с помощью острых и цепких коготков. Синица всем интересуется, всюду сует свой клювик.
А вы знаете, ребята, что синица – это неперелетная птица, т.е. с наступлением холодов она не улетает в теплые края, а остается зимовать на родине, рядом с человеком. вы знаете ребята, как зимой бывает холодно. А как мы можем помочь таким птичкам?
Как только запоет эта веселая птичка, знайте: наступил последний этап – перелом зимы. Тогда синее день ото дня будет небо. Облака плывут по небу белыми кучками. Солнце поднимается еще выше и будет греть еще сильнее. В солнечный день снег на крышах тает – начинается капель. И теперь только в середине марта, с началом снеготаяния, закончится последний этап зимы.
- Что является наиболее ярким признаком зимы? (снег)
Теперь Матушка – зима приготовила для вас следующее задание. Приготовьте карандаш, ножницы и заготовку из бумаги. Нанесите узор, вырежьте его. Разверните. Что получилось?
(Демонстрирую работу на доске.) Давайте устроим настоящий снегопад, карнавал снежинок. Я прикреплю ваши снежинки к доске. Молодцы, ребята! Посмотрите, как красиво у нас все получилось! Посмотрите, какие все снежинки разные, непохожие друг на друга, как и мы с вами. Давайте оживим наши снежинки, вдохнем в них нашу любовь, доброту. (Дуем на снежинки.)
5. Закрепление.
стр. 65-67 учебника
Ответить на вопросы, которые приготовила Зима.
О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали о зиме?
Что вам запомнилось больше всего? Возникали ли у вас трудности?
6. Рефлексия.
Молодцы, ребята! Спасибо за работу. Волшебница зима осталась довольна вами и вашими ответами и вам на память оставляет своих верных помощников – снеговиков, которые всю зиму будут дарить веселое настроение.