Методические рекомендации к уроку ОРКСЭ
4 класс.
Модуль Основы светской этики.
Урок №3 в курсе Основы светской этики .
Мною представлен второй урок по теме «Культура и религия» для 4 класса. Основная цель урока – помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .
Задачи урока:
Личностный результат: воспитание толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи.
Предметный р-т: раскрыть понятие «культура», раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Метапредметный р-т: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.
Рассматриваются ключевые понятия: культура, материальная культура, духовная культура, уровень культуры, национальная культура.
1.В начале урока детям предлагается представить себя на месте учителя и предложить такое начало урока , которое лучше всего настроило бы уч-ся на работу. Хороший прием как для детей, так и для учителя. Учитель возьмет на заметку новые идеи, а дети , побывав на месте учителя, возможно, внимательнее будут относиться к интересным формам работы на уроке.
2.Домашнее задание проверяется с помощью игры «Создай паспорт». Игра развивает умение работать в статических группах, дает возможность вступить в диалог с одногруппниками и одноклассниками, быстро и легко позволяет отследить уровень освоения материала учащимися.
3. Выход на тему урока .Предлагается прочитать ряд афоризмов и найти понятие, о котором они все говорят. Афоризмы рассматривают понятие культуры с разных сторон , поэтому эта работа научит выделять главное из текста, обратит внимание детей на многозначность слова «культура » ,обратится к жизненному опыту ребенка, поможет не только сформулировать тему урока , но и поставить вопросы к самим себе и одноклассникам, на которые ответы появятся в ходе урока.
4. Работа с притчей всегда заставляет уч-ся чувствовать настроение и характер героев притчи, обращаться к жизненному опыту ребенка, делать выводы самостоятельно. Данная притча раскрывает не только понятие «культура», но и показывает, из чего складывается культура человека и общества, показывает место такого понятия как «религия», заставляет подумать, какие ещё аспекты человеческой жизни особенны и ими стоит гордиться, восхищаться.
5.Обращение к учебнику носит цель сравнить выводы ,к которым мы пришли в процессе рассуждений и информацией учебника. Работа продолжается по слайдам 6-11. Разводится понятие духовной и материальной культуры. Обсуждается как измерить уровень культуры . Определяем характерные черты национальной культуры. С помощью этой работы отвечаем на вопросы к уроку( слайд 4).
Игра «Две цепочки» позволяет не только отследить уровень усвоения материала на данном этапе урока , но и развивает умение вступать в диалог, доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания, выслушивать и принимать чужую позицию.
6. Игра «Стенд» позволяет высказать разные точки зрения на понятие, которое изучили, учит приходить к консесусу в рабочей группе, дает возможность защитить работу своей группы. Учителю дает возможность не навязывать свое мнение, выполнять роль фасилитатора.
Подводим итоги урока . Проверяем ,ответили ли на вопросы к уроку, высказываем зародившиеся мысли в процессе работы над понятием «культура».
Игра «Подарок» позволяет задуматься о роли культуры в собственной жизни рассуждающих, о культурном уровне уч-ся класса в целом.
7. Домашнее задание разноуровневое . Позволяет определить ребенку свои желания, возможности. Дает возможность поделиться информацией ,накопленной во время семейных путешествий.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ЗотиковаАВ»
Конспект урока учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кольчугино Владимирской области Зотиковой Александры Викторовны по курсу ОРКСЕ.
Модуль: Основы светской этики.
Тема №3. Культура и религия.
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .
Задачи урока:
Личностный результат: воспитание толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи.
Предметный р-т: раскрыть понятие «культура», раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Метапредметный р-т: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.
Ключевые понятия: культура, материальная культура, духовная культура.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, карточки для создания паспорта понятия на 4 команды( прил. 1), вопросы урока на каждую парту( прил 2), карточки для игры «Стенд»( прил 3), лист с домашним заданием( прил 4).
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Вызов (Мотивация) | Создание эмоционального настроя на учебную деятельность. -Ребята , представьте, что вы учитель. Ваша задача настроить учеников на урок,на открытое общение. Что бы вы сказали или сделали? -Ребята, подумайте, культура-это многозначное слово или нет? -Что вы понимаете под словом культура? -Не забудьте рассуждения свои и одноклассников. В конце занятия мы сравним, что изменилось в ваших мыслях. Слайд 1 |
Рассуждения учеников по теме. Настрой на урок, включение в учебную деятельность. |
Личностные УУД - мотивация учения Коммуникативные УУД. - формирование умения вступать в диалог Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и работы других |
Осмысление учебной задачи. | Организация игры и работы в группах.. Интерактивная игра «Создай паспорт» (При ложение 1 ) Слайд 2 Класс делится на 4 группы. Группа получает листок, на котором общими усилиями отвечает на вопросы: 1.Что такое религия? 2. Какие бывают религии? 3. Напиши в 2 столбика слова-ассоциации с понятием религия. Предметы | Качества человека |
Организация подведения итогов игры и беседы по основным понятиям |
Работа в группах .
Озвучивание полученных результатов. Ответы учеников по шаблону
|
Коммуникативные УУД. - формирование умения вступать в диалог. - Работать в статических группах.
|
Погружение в деятельность | Предлагает прочитать ряд афоризмов и найти понятие, о котором они все говорят. Организация беседы Слайд 3 Что такое афоризмы? -О каком понятии все высказывания? -Какую общую мысль они до нас доносят? Обращение к личному опыту учеников. -Какой из афоризмов, вы бы могли применить к конкретной жизненной ситуации из вашего опыта?
Постановка темы и цели урока в сотворчестве с учащимися -Как бы вы сформулировали тему урока? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить и на какие вопросы должны ответить? Слайд №4 появляется как итог рассуждений учащихся. На каждой парте в течении урока лежат копии слайда №4.(Приложение 2.)
| Чтение слайда 3
Рассуждения учеников по теме.
Озвучивание ответов.
Постановка темы и цели урока в сотворчестве учителя
| Познавательные УУД. - синтезировать общий признак. Регулятивные УУД. - постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. |
Осуществление деятельности | Организация работы с притчей . Слайд 5. Организация беседы и актуализация знаний учащихся -Что по мнению ангела-наставника является культурой? -Зачем человеку культура? -Как вы думаете, о чем ещё хотел рассказать ангел, гордясь достижениями человека? | Притчу читают два подготовленных ученика по ролям.
Выделение того из чего состоит ,собрана культура. Ответы учащихся. | Познавательные УУД. -классифицировать объекты по определенному признаку. Коммуникативные УУД. - формирование умения вступать в диалог. Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и работы других;
|
Открытие новых знаний | Организация работы по учебнику -Найдите в учебнике определение термина «культура». -Как вы считаете, совпало ли определение учебника с определением в притче? Организация диалога. Конструирование определения Слайды 6 -9 Работа с интерактивной доской и учебником, ответы на вопросы , которые поставили в начале урока. О рганизация работы по слайду 10- 11. Игра «Две цепочки». -Выделите общее в национальной культуре народа. -Выделите различное в национальной культуре народа. -Как связаны два понятия «религия » и «культура»? | Фронтальная работа с классом.
Участие в диалоге
Участие в конструировании определения
Работа по вариантам. 1 вариант-отвечает за 1 цепочку «общее», 2 вариант-2 цепочка «различное».
Участие в диалоге
| - Работа с информацией: обработка, вычленение необходимой информации.
Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. |
Рефлексия | Организация рефлексии Организация работы по слайду 12. Игра «Стенд». (Приложение 3) На доске написан текст: Культура. Как я понимаю термин? | Какую роль играет в жизни людей? | Кем и как создаётся? | У учащихся есть несколько готовых ответов , они пытаются выбрать наиболее точный. Выбрав, правильный ответ, прикрепляют его на доску-стенд. Подведение итогов - О чем вам помог задуматься этот урок? -Изменились ли наши суждения о понятии «культура» к концу урока? Игра «Подарок» - Подарите пожелание соседнему ряду. Что по-вашему могут предпринять ребята , что бы повысить свой культурный уровень? | Рефлексия
Работа в группах. Обсуждение результатов работы каждой группы.
| Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и ее результата. Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. |
Домашнее задание | Озвучивание домашнего задания 1. Заполнить схему-дерево к термину «культура». Приложение ( Приложение 4) 2*** Подготовить краткое сообщение о любом памятнике культуры мира.
| Принятие задания |
|
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендацииЗотикова АВ»
Методические рекомендации к уроку ОРКСЭ
4 класс.
Модуль Основы светской этики.
Урок №3 в курсе Основы светской этики .
Мною представлен второй урок по теме «Культура и религия» для 4 класса. Основная цель урока – помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .
Задачи урока:
Личностный результат: воспитание толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи.
Предметный р-т: раскрыть понятие «культура», раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Метапредметный р-т: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.
Рассматриваются ключевые понятия: культура, материальная культура, духовная культура, уровень культуры, национальная культура.
1.В начале урока детям предлагается представить себя на месте учителя и предложить такое начало урока , которое лучше всего настроило бы уч-ся на работу. Хороший прием как для детей, так и для учителя. Учитель возьмет на заметку новые идеи, а дети , побывав на месте учителя, возможно, внимательнее будут относиться к интересным формам работы на уроке.
2.Домашнее задание проверяется с помощью игры «Создай паспорт». Игра развивает умение работать в статических группах, дает возможность вступить в диалог с одногруппниками и одноклассниками, быстро и легко позволяет отследить уровень освоения материала учащимися.
3. Выход на тему урока .Предлагается прочитать ряд афоризмов и найти понятие, о котором они все говорят. Афоризмы рассматривают понятие культуры с разных сторон , поэтому эта работа научит выделять главное из текста, обратит внимание детей на многозначность слова «культура » ,обратится к жизненному опыту ребенка, поможет не только сформулировать тему урока , но и поставить вопросы к самим себе и одноклассникам, на которые ответы появятся в ходе урока.
4. Работа с притчей всегда заставляет уч-ся чувствовать настроение и характер героев притчи, обращаться к жизненному опыту ребенка, делать выводы самостоятельно. Данная притча раскрывает не только понятие «культура», но и показывает, из чего складывается культура человека и общества, показывает место такого понятия как «религия», заставляет подумать, какие ещё аспекты человеческой жизни особенны и ими стоит гордиться, восхищаться.
5.Обращение к учебнику носит цель сравнить выводы ,к которым мы пришли в процессе рассуждений и информацией учебника. Работа продолжается по слайдам 6-11. Разводится понятие духовной и материальной культуры. Обсуждается как измерить уровень культуры . Определяем характерные черты национальной культуры. С помощью этой работы отвечаем на вопросы к уроку( слайд 4).
Игра «Две цепочки» позволяет не только отследить уровень усвоения материала на данном этапе урока , но и развивает умение вступать в диалог, доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания, выслушивать и принимать чужую позицию.
6. Игра «Стенд» позволяет высказать разные точки зрения на понятие, которое изучили, учит приходить к консесусу в рабочей группе, дает возможность защитить работу своей группы. Учителю дает возможность не навязывать свое мнение, выполнять роль фасилитатора.
Подводим итоги урока . Проверяем ,ответили ли на вопросы к уроку, высказываем зародившиеся мысли в процессе работы над понятием «культура».
Игра «Подарок» позволяет задуматься о роли культуры в собственной жизни рассуждающих, о культурном уровне уч-ся класса в целом.
7. Домашнее задание разноуровневое . Позволяет определить ребенку свои желания, возможности. Дает возможность поделиться информацией ,накопленной во время семейных путешествий.
Просмотр содержимого документа
«прил 3 (2)»
Для группы №1
Ответить на вопрос--------- Что такое культура?
Культура как раз обладает свойством преодолевать время, соединять прошлое, настоящее и будущее.
(Д.С. Лихачев)
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных.
Культура - видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.
Александр Круглов
Культура - это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
Александр Ахиезер
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек.
Группа №2
Ответ на вопрос -------------------Какую роль играет в жизни людей?
То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Дела, которые одобряются людьми, закрепляются в обществе и становятся ориентиром для поведения остальных.
С помощью культурного наследия мы воспитываем своих детей .
Равнодушным к ценностям человеческой цивилизации может остаться только слепец.
Группа №3
Ответ на вопрос ----------Кем и как создается ?
Культуру создают умные люди.
Культура зафиксированный опыт человечества.
Каждый из нас составляющая культуры общества и страны в целом .
Культура создается каждый день. Каждый день в мире происходят события, которые вписываются в летопись цивилизации.
Просмотр содержимого документа
«прил 3»
Для группы №1
Ответить на вопрос--------- Что такое культура?
Культура как раз обладает свойством преодолевать время, соединять прошлое, настоящее и будущее.
(Д.С. Лихачев)
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных.
Культура - видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.
Александр Круглов
Культура - это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
Александр Ахиезер
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек.
Группа №2
Ответ на вопрос -------------------Какую роль играет в жизни людей?
То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Дела, которые одобряются людьми, закрепляются в обществе и становятся ориентиром для поведения остальных.
С помощью культурного наследия мы воспитываем своих детей .
Равнодушным к ценностям человеческой цивилизации может остаться только слепец.
Группа №3
Ответ на вопрос ----------Кем и как создается ?
Культуру создают умные люди.
Культура зафиксированный опыт человечества.
Каждый из нас составляющая культуры общества и страны в целом .
Культура создается каждый день. Каждый день в мире происходят события, которые вписываются в летопись цивилизации.
Просмотр содержимого документа
«прил 4 (2)»
Просмотр содержимого презентации
«Презентация для уч-ся ЗотиковаАВ»
Религия и культура в курсе ОРКСЭ Модуль: Основы светской этики. 4 класс
Учитель начальных классов
Зотикова А.В. МБОУ СОШ №1 Кольчугино
1
- Что это такое ?
- Что это такое ?
2
- Какие бывают религии? (мировые, национальные)
- Какие бывают религии?
- (мировые, национальные)
3
- Напиши слова ассоциации :
- Напиши слова ассоциации :
Вспомним тему прошлого урока. Игра «Паспорт»
Предмет
Качество человека
О каком понятии говорят афоризмы?
- Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.
Альберт Швейцер
- Народ таков, какова его культура.
Гарун Гусейнович Агацарский
- Культура - видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.
Александр Круглов
- Цивилизация без культуры - это культурное варварство.
Аркадий Давидович
- Если культурные люди и ссорятся, то лишь так, что их никому не видно и не слышно.
Бауржан Тойшибеков
- Культура - это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
Александр Ахиезер
Формулируем вопросы на которые ответим за урок.
- 1.Как вы понимаете термин ?
- 2.Какую роль играет в жизни людей?
- 3. Кем и как создается ?
- 4. Одинаковой ли является у разных народов мира?
- 5.Назовите общие черты, характерные для разных народов мира.
Притча о культуре.
Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.
— Зачем Бог сотворил человека? — спросил молодой ангел у своего наставника.
— Чтобы он мыслил, — ответил наставник.
— Зачем человеку мыслить?
— Чтобы он творил Культуру.
— Что есть Культура?
— Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.
— Покажи мне Культуру!
Старший ангел указал ему на один из больших городов Земли.
— Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.
— Искусство, — повторил младший ангел, чтоб запомнить.
— Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину… Делает всё это Наука…
— Наука, Искусство… — повторил молодой ангел.
— В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их Образование…
— Образование, Наука, Искусство…
— А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия…
— Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура?
— Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел-наставник.
Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек.
То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя
Культура
Материальная культура —
Духовная культура — это внутренний мир человека. Именно наличие культуры отличает человека от животных.
это быт, вещи всё,
что окружает человека.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду?
Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Уровень культуры определяется делами, которые мы совершаем.
Дела, которые одобряются людьми, закрепляются в обществе и становятся ориентиром для поведения остальных.
Национальные культуры
Игра «Две цепочки»
- Традиции , одежда, религия , духовные ценности, правила поведения, образ жизни, обычаи, язык, священные книги, религиозные обряды , ритуалы, запреты, религиозное искусство ,архитектура, музыка, живопись , искусство, наука, литература, государство.
Общее
Различное
Проверь себя!
Игра «Стенд»
Домашнее задание
- 1. Заполнить схему-дерево к термину «культура».
- 2*** Подготовить краткое сообщение о любом памятнике культуры мира.
Список используемых источников
Методические рекомендации к курсу ОРКСЭ
Социальная сеть работников
образования nsportal.ru
Сайт филосовская школа «Новый акрополь»
- Источники иллюстраций:
- http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/#_Toc255776520
- http://istok.ru/library/
- http://www.magly.ru/landscape_design/landings.html
- http://mirsovetov.ru/i/52.html
- http://mirsovetov.ru/i/52.html
- http://www.mining.com/two-massive-diamonds-in-angola-dazzle-investors-and-brighten-up-local-industry-34461/