II. Проверка домашнего задания (5мин.) | Проверка усвоения материала; развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение. | 1.Интерактивная игра « Тест ногами» (работа в парах). У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске – таблички с надписями «Христианство», « Ислам», « Иудаизм», « Буддизм». Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках. (Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда « Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, « Пятикнижие Моисея», Джабраил.) 2.Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже (слайд 3). | Учащиеся раскладывают карточки по столбикам. Учащиеся проверяют свои работы. | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, выступают в диалог, обмениваются мнениями. |
lll. Актуализация знаний (3мин.) | Создание проблемной ситуации | -Есть такое слово « хранитель». Давайте разберем его, а для этого вспомним, от какого слово она произошло. От какого слово оно образовано? -Что оно обозначает? Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек? | Ребята перечисляют родственные слова (хранить, хранение, охрана и т.д.). - От слова « хранить» -Хранитель - это человек, который что-то бережет, хранит. -Это люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции, ритуалы, предания, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам, согласно которому следует жить | Познавательные: Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. |
lV. Формулирование темы и цели урока (3мин.) | Развитие умения анализировать делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся; воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству). | 1.-Кто дома рассказал родственникам о священных книгах религий мира? -Что особенно заинтересовало родных в твоем рассказе? -Какая священная книга вас самих заинтересовала больше всего? - Есть ли священные книги у вас дома? Какие? - Где вы могли видеть священные книги? -Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? 2. -Посмотрим на фотографии (слайд 4). - Кто изображен на них? -Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама. | -Да. - В церкви, по телевизору… -Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение. -Мудрецы, монахи… | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. Личностные: проявляют уважительное отношение к истории и культуре других народов. |
IV.Изучение нового материала ( 11мин.) | Познакомить с понятиями: жрец, духовенство, раввин, умма, епископ, имам, мулла,хафиз, сангха,лама; развитие умения анализировать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи уч-ся; воспитание уважения к профессиональным священнослужителям | 1.Работа с понятиями «хранитель», «жрец», « служитель», «духовенство». Чтение текста в учебнике на стр.22 -Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции. Древние ритуалы, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам( заповедям), согласно которым следуют жить. Эти люди и были хранителями традиций. В древности их называли жрецами, служителями. Так они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками , учеными, знахарями, прорицателями. С течением времени преемником жрецов стало духовенство. Духовенство - профессиональные священнослужители той или иной религии. Священнослужители являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед богом, регулируют отношения между людьми, учат людей жить по заповедям. Они являются посредниками между высшими силами и человеком. 2.Работа в группах. - Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания (слайд 5). Задание для 1 группы: (учебник стр. 22) 1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: *Как верующие евреи называли хранителей предания? * Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции? Задание для второй группы: (учебник стр.22) 1. Прочитайте статью « Христианские священнослужители». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: *Кто является хранителем предания в христианском учении? Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве? Задание для 3 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью « Мусульманская община». 2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: * Как в исламе называется церковная организация? * Кого мусульмане называете «имамом», а кого « хафизмом»? Задание для 4 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью « Буддийская община». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: * Что в буддизме называется «сангхой»? * Кто хранит религиозные традиции буддистов? 3.Проверка - выступления детей ( слайды 6-9). | Учащийся разбиваются на группы и читают заданный раздел учебника. Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают в Словарь терминов новые слова: жрец, раввин, епископ, диакон, иерархия, умма, имам, сангха, лама. Иудейская культура. Раввин (учитель) – в иудаизме ученое звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы. Присваивается после получения еврейского религиозного образования. Это звание дает право возглавлять общину и быть членом религиозного суда. В христианстве духовенство составляют три ступени священства, которые образуют иерархию. Епископ (архиерей)- высший чин в церкви. Он получает высшую степень благодати. Они могут совершать все таинства и все церковные службы. Они могут не только совершать обычное богослужение, но и посвящать в священнослужители. Священник (иерей, пресвитер)- второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех , которые положено совершать только епископу. Диакон - лицо , проходящее церковное служение на первой , низшей степени священства. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но совершать их не могут. Подниматься по ступеням иерархии можно только последовательно , начиная с самой низшей: диакон, священник, епископ. Все мусульмане - это большая единая община (умма). Возглавляет ее имам. Имам - (предводитель)- в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы ( определенные службы, ритуалы). Во время общей обязательной молитвы выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет. Отличия в одежде имама – белый тюрбан и белые рукава. Мула - арабское мусульманское духовное звание, аналогичное званию имама; настоятель мечети. Хафиз - человек, знающий Коран наизусть. Буддийская община называется сингха ( собрание). Так называют всех верующих буддистов, а также буддийских монахов. Это люди отказались от всех жизненных благ, живут только на пожертвования других людей и носят специальные оранжевые одежды. Лама - это учитель, который ведет верующих по пути, указанной Буддой. Выступление одного из ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией | Коммуникативные: учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир его органичном единстве. Познавательные: поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
IX. Домашнее задание (1мин.) | Организация самостоятельной работы и творческой работы учащихся. | 1.Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 (стр.22-23), ответить на вопросы на стр.23 ( слайд 15). 2.Узнайте у родителей , старших (или найти в дополнительной литературе, Интернете) , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма ( по выбору). 3.Индивидуальные занятия и задания по желанию: - сделать на альбомном листе рисунок по теме урока; -приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама, иудаизма, буддизма (по выбору). До свидания. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. До свидания. | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач. |