Цель: создать условия для формирования знаний о строении рыбы, о способах питания и местах обитания рыб. Работа по учебнику. Учитель: - Рассмотрите рисунок в учебнике. Кто здесь изображен? Что объединяет этих животных? Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? Прочитайте текст учебника и расскажите об отличительных признаках рыб. - Что способствует быстрому передвижению рыб в воде? - Посмотрите на экран. (слайд 1 ) - У большинства рыб тело удлиненное, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды. Посмотрите, как располагается на теле рыбы чешуя? Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы. (слайд3) - Почему рыбы могут жить в воде, а на суше погибают? (слайд 4 ) - Посмотрите на экран и скажите - где изображен морской конек, а где – летучая рыбка? (слайд 5 ) - Ребята, скажите, что едят рыбы? Все ли рыбы питаются одинаковой пищей? ( слайды 6 - 9 ) Учитель: - Ребята, скажите, а где живут рыбы? ( слайд 10 – 11) - Какие рыбы обитают в наших водоемах? (слайд 13) - Находясь вблизи с водоемом старайтесь беречь окружающую природу. (слайд14) - Посмотрите на экран. Некоторые виды рыб занесены в красную книгу. (слайд 15- 16) Самостоятельная работа по тетради. - Откроем тетради для самостоятельных работ на странице 6 задание 9. Прочитаем задание. Скажите, что мы должны выполнить? Поднимите руку, кому не понятно задание? Проверяем. Учитель: - Посмотрите, теремок От воды совсем промок. В этом тереме жильцы – Очень ловкие пловцы. ( слайд 12) Учитель: - Наблюдали ли вы за аквариумными рыбками? Чем они обычно заняты? - Обитают ли в аквариумах другие животные? Назовите их. - Что необходимо обитателям аквариума? - Для чего в аквариум помещают растения? - Всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме? Почему? Физминутка (слайд 18) Учитель: - Немного отдохнем и проверим хорошие ли мы рыбаки. Выберем «рыбки»: 3 девочки – маленькие «рыбки», 2 – 3 мальчика – большие «рыбки». Остальные дети, взявшись за руки, встают вокруг них. Это «рыбки» с сетью. Когда мелкие «рыбки» подплывают, «рыбаки» поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную «рыбу» - мальчиков. - Рыболов, рыболов, Покажи – ка, свой улов! - Я поймал леща большого И налима – вот такого! Двух горбатых, полосатых Окуней и двух линей, Щуку, карпа, судака… А в ведерке – два малька. Самостоятельная работа по тетради. - Прочитаем задание 10 в тетради. Ребята, вы знаете, как окрашены ее тело, плавники и хвост? Посмотрите на экран и с помощью цветных карандашей покажите это в тетради. (слайд 13?) Самостоятельная работа по группам. Работа с хрестоматией. Учитель: - Первая группа откроет наши хрестоматии на странице 73 и прочитает текст «Записи на чешуе». Практическая работа в группе. - У вас на партах в одноразовых тарелках лежит чешуя рыбы и рядом лупа. Определите возраст этой рыбы. Проверяем. - О чем вы узнали по чешуе леща на рисунке? - Как можно узнать возраст рыбы? - Вторая группа прочитает рассказ « Что рыбы едят» на странице 75. Проверяем. - Назовите рыб, о которых шла речь в тексте? - Назовите растительноядных рыб? - Назовите всеядных рыб? - Назовите рыб – хищников? - Третья группа на странице 76 читает рассказ «Как рыбы охотятся». Проверяем. - Почему рыбу морской черт называют еще удильщиком? |