kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Славные символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация  по теме: «Славные символы России» для 4 класса любого УМК. Формирует представление учащихся о государственных символах России.

Задача учителя-познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой; содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах); способствовать развитию умения анализировать, обобщать; воспитывать патриотизм, коллективизм; развивать интерес к истории Родины.

Класс поделен на три группы. Имеется группа экспертов (5-6 учащихся), которая в ходе урока оценивает ответы ребят, вносит дополнительные замечания, отмечает наиболее полные и правильные ответы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Государственные символы России»

"Окружающий мир". 4-й класс.

Тема: " Государственные символы России"


Цели:

  • Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;

  • содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);

  • способствовать развитию умения анализировать, обобщать;

  • воспитывать патриотизм, коллективизм;

  • развивать интерес к истории Родины.

Материалы и оборудование:
1. Географическая карта России;
2. Конституция РФ;
3. Дидактический материал к игре «Цветок дружбы» (лепестки с названием государств»);
4. Изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг;
5. Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV ), Петр I , В.В. Путин;
6. Выставка рисунков на тему «Моя Родина»;
7. Аудиокассета   с записями: Г. Струве «Россия», «Государственный гимн Российской Федерации», «Интернационал», «Варшавянка»;
8. Учебник .
9. Призы участникам (календарь «Времена года», буклеты с государственной символикой, маленькие календарики).

            Класс поделен на три группы. Имеется группа экспертов (5-6 учащихся), которая в ходе урока оценивает ответы ребят, вносит дополнительные замечания, отмечает наиболее полные и правильные ответы.

Ход урока:

I. Оргмомент. Приветствие.

II. Просмотр выставки рисунков.
            Беседа:
Учитель: К этому уроку вы подготовили рисунки. Посмотрим, какие они разные, каждый по-своему великолепен. А что их объединяет?
(они посвящены Родине, родному краю)
Учитель
: Как называется наша Родина
(Россия, Российская Федерация)
Учитель
: А какое официальное название государства?
(Россия, Российская Федерация)
Учитель: Где можно найти информацию об этом?
(В Конституции РФ).
Учитель:
Что такое Конституция?
(Основной закон нашего государства)
Учитель:
Возьмите Конституцию, зачитайте.
(зачитывание статьи 1 из Конституции) .

III. Цель урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, его символике. Мы, как настоящие граждане государства, должны быть компетентны в этих вопросах.

IV. Основная часть.

4.1. Географическое положение России.
Учитель:
Начнем с географического положения Российского государства.
(каждой группе предлагается назвать особенности географического положения, климата, природных ресурсов. Ответы учащихся анализируются экспертами. Возможны дополнения).
Эксперт 1 (ученик): Россия – самая большая по площади страна мира (17,1 млн. км2), находящаяся на материке Евразия.
Самое глубокое озеро в мире и в России Байкал (максимальная глубина 1637м).
Самая многоводная река – Обь с Иртышем (общая длина 5410 км).
Самая высокая вершина – г. Эльбрус.
Самое жаркое лето – район Волгограда (+43о).
Самая холодная зима – Оймякон (-71о).
Самая распространенное дерево   в России – лиственница, а из лиственных – береза.
Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.

4.2. Дидактическая игра «Цветок дружбы».

Каждой группе предлагается собрать цветок, состоящих из лепестков, на которых написаны названия государств. Учащиеся работают в группах за партами, у доски – по 1 представителю от группы.
                  В ходе работы устанавливаются, что цветок собран из лепестков сине-бело-красного цветов, символизирующих цвета Государственного флага России /если задание выполнено верно/. Предлагаются лепестки с названиями стран: Монголия, Италия, Китай, Украина.
            Учитель: Обратите внимание на сочетание цвета в   нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?
(На государственном флаге России)

4. 3. Символика России.

Учитель: Как любое государство, Россия имеет свои символы. Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны.

а) Государственный флаг.

Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага. Расположите сочетание цветов в правильной последовательности.

(учащимся предлагается расположить лепестки в правильном сочетании).
Обсуждение:
- Что означает каждый цвет на флаге?
- Где можно увидеть государственный флаг России?
- Когда он вывешивается?
- Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?

Эксперты выделяют наиболее полные и правильные ответы. Вносятся дополнения.

Эксперт 2: - Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайлович – отца Петра I .
Во второй половине XIX века государственный флаг изменил свои цвета : он стал черно – желто – белым.
Но уже к концу XIX века Россия вернулась к бело-сине-красному флагу Россия  в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/.
Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/ красный/.
            В 1917 году как и многие другие символы трехцветный флаг    был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды.
В 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.

б) Гимн государства.
Группам предлагается прослушать три аудиозаписи: «Интернационал», «Варшавянка», «Государственный гимн РФ».
Учитель:   Какое по счету произведение является гимном России? Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?
(С. Михалков, А. Александров)
Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
(торжественность, чувства гордости за Родину)
Учитель: Как нужно слушать гимн?
(стоя, в торжественном молчании).
Наиболее полные ответы отмечаются экспертами.

в) Государственный Герб Российской Федерации
Учитель
: Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.
(на доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб города Челябинска)
Эксперты выделяют наиболее ценные ответы. Вносят дополнения.
Эксперт 3: С XVII века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
            В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.
Внесение дополнений, вопросы.

4.4. Кто стоит во главе государства Российского?
Учащимся предлагается рассмотреть портреты государственных деятелей и подумать, какой вклад внесли они в развитее государства.
(Иоанн IV., Петр I, Путин В.В.).
Выслушиваются ответы учащихся:
(Иоанн IV – первый русский царь, Петр I – первый русский император, Путин В.В. – ныне действующий президент России).
Эксперты выслушивают ответы. Возможны дополнения.

Эксперт 4: Первый царь
Первым царем на Руси был Иоанн IV Васильевич , прозванный Грозным. Ему было три года, когда скончался его отец.    Государством     стала    управлять его мать Елена. Лет через пять и она скончалась. Иоанн, на восьмом году от роду, остался круглым сиротой, без отца    и матери. Он получил очень     дурное воспитание. Об Иоанне никто не заботился, он рос заброшенным. Бояре ничему хорошему не научили его; оказывали ему неуважение, часто унижали и оскорбляли его, иногда дразнили    и вообще обращались с ним очень грубо. Мальчика никто не вразумлял, никто не внушал ему чувства справедливости, сострадания, милосердия; никто не согрел его сердца любовью.
   От такого воспитания развились у Иоанна дурные черты характера: он был очень вспыльчив и жесток.
От природы Иоанн был очень умен и любознателен. Он рано стал читать книги, церковные и светские; читал он священную историю, римскую историю, русские летописи.    чтению он рано развивался. Достигши    совершеннолетия, Иоанн созвал бояр и высшее духовенство     и объявил, что желает вступить на престол и принять титул царский. Вслед за тем он торжественно короновался в Успенском соборе и первым из    русских князей стал называться царем.

Эксперт 5: Первый император.        
            Петр I в 1721 году принял императорский титул, который носили и все его потомки. Династия Романовых.
Пётр I (1672-1725) – русский царь с 1682, с 1721 до 1725 – первый русский император. Великий государственный деятель, полководец, флотоводец, дипломат. Он активно содействовал строительству промышленных предприятий на Урале и центре страны (металлургия, судостроение, текстильная промышленность и др.). Были созданы регулярная армия, русский флот. Пётр I способствовал распространению культуры и просвещения. Он основал в 1703 году город Петербург и сделал его столицей. В области внешней политики вёл борьбу за выход к морям. Полководческий талант раскрылся в войне с Турцией и в Северной войне против Швеции. Благодаря Петру I Россия овладела жизненно необходимым побережьем Балтийского моря.
Эксперт 6: Президент России.
     Действующий президент Российской Федерации – В.В. Путин. Он же является Верховным Главнокомандующим РФ.

 

 

 

Обсуждение выступлений.
Учитель: Мы заметили, что каждый из государственных деятелей внес большой вклад в развитие государства Российского, старался и старается преодолевать возникающие в стране проблемы, сложные ситуации, которые могут возникнуть из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная, с различными укладами и устоями. Давайте прочитаем об этом статью учебника.

4.5. Работа по учебнику.
Чтение статьи. Ответы на вопросы после статьи учебника.

V. Домашнее задание.
К следующему уроку подготовить рассказ «Россия – многонациональное государство» (об отдельно взятой народности, традиции, национальные костюмы, национальные блюда, т.д.)
Возможно приглашение родителей.

VI. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Награждение лучших групп памятными подарками (календарь «Времена года России», буклеты с государственными символами России, календарики.
Учитель: Что узнали? Где могут пригодиться знания? В конце урока попробуем выделить основные моменты, рассматриваемые нами:
-  Россия наша находится на материке … (Евразия).
- Она богата …, …,   (лесами, полезными ископаемыми, водными ресурсами и т.д.).
- Россия граничит с …, (с Турцией, Финляндией, Китаем, Монголией, Украиной, …).
- Национальный флаг России состоит из .., (белого, синего, красного цветов).
-  Герб состоит из элементов …(двуглавый орел, щит, Георгий Победоносец)
-  Первый царь России…(Иоанн Грозный).
- Первый император… (Петр I)
- Настоящий президент Российской Федерации… (В.В.Путин).





Просмотр содержимого презентации
«славные символы России»

МОУ Остроленская СОШ Горбунова Н.И.

МОУ Остроленская СОШ

Горбунова Н.И.

Каждая страна имеет свой герб, гимн и флаг.  Они являются государственными символами. Слово «символ» означает знак, примету, признак, пароль, сигнал, предзнаменование. Символика является своеобразной формой раскрытия сущности государства, его отличий или, наоборот, сходства с другими странами.

Каждая страна имеет свой герб, гимн и флаг.

Они являются государственными символами.

Слово «символ» означает знак, примету, признак, пароль, сигнал, предзнаменование.

Символика является своеобразной формой раскрытия сущности государства, его отличий или, наоборот, сходства с другими странами.

Герб Флаг Гимн

Герб

Флаг

Гимн

Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» означает «наследство». В нем отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» означает «наследство». В нем отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны.

Россия расположена в двух частях света- Европе и Азии, потому и повёрнуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.  Короны, соединённые лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства.  Всадник, поражающий копьём дракона,- готовность народа встать на защиту родной земли.

Россия расположена в двух частях света- Европе и Азии, потому и повёрнуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.

Короны, соединённые лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства.

Всадник, поражающий копьём дракона,- готовность народа встать на защиту родной земли.

Флаг – это прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов. В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. Петр I лично сделал рисунок флага, цвета которого имеют следующую трактовку: белый - благородство, чистота и незапятнанность законов государства; синий – выход к морю и владение Россией морями; красный – общеславянский символ борьбы и крови, пролитой за Отечество.

Флаг – это прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов.

В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом.

Петр I лично сделал рисунок флага, цвета которого имеют следующую трактовку:

белый - благородство, чистота и незапятнанность законов государства;

синий – выход к морю и владение Россией морями;

красный – общеславянский символ борьбы и крови, пролитой за Отечество.

Как можно объяснить символику цветов на российском флаге? Внизу расположен мир земной(красный цвет), выше- мир небесный(синий цвет), ещё выше- мир божественный(белый цвет). Россия обрела свой исторический флаг в 1991году.

Как можно объяснить символику цветов на российском флаге?

Внизу расположен мир земной(красный цвет), выше- мир небесный(синий цвет), ещё выше- мир божественный(белый цвет).

Россия обрела свой исторический флаг в 1991году.

Такие же почести, как и государственному флагу России, воздаются Красному знамени Победы. Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне.

Такие же почести, как и государственному флагу России, воздаются Красному знамени Победы.

Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне.

Гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Слово «гимн» с греческого языка переводится как «торжественная песня».

Гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Слово «гимн» с греческого языка переводится как «торжественная песня».

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

Пусть крепнет от моря до моря Двуглавого сила орла! Пусть вечно на вольном просторе Россия стоит как скала! Пусть высится гордо и смело Над нею трехцветный наш флаг Во благо славянского дела, Врагам всем на сором и страх!

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит как скала!

Пусть высится гордо и смело

Над нею трехцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на сором и страх!

Дата принятия: 08.01.2002 Герб Челябинской области:

Дата принятия: 08.01.2002

Герб Челябинской области: "В червленом (красном) поле навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина".

Герб области составлен на основе исторического герба Исетской провинции, на землях которой расположена территория современной Челябинской области.

Дата принятия: 08.01.2002 Флаг Челябинской области представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 красного цвета с желтой полосой, составляющей 1/6 ширины полотнища, отвлеченной от нижнего края полотнища на 1/6, и несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей, составляющего 1/2 ширины полотнища

Дата принятия: 08.01.2002

Флаг Челябинской области представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 красного цвета с желтой полосой, составляющей 1/6 ширины полотнища, отвлеченной от нижнего края полотнища на 1/6, и несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей, составляющего 1/2 ширины полотнища

Дата принятия: 01.10.1997, 08.01.2002 Гимн Челябинской области представляет собой музыкальное произведение Смирнова М.Д. на стихи Алюшкина B.C.

Дата принятия: 01.10.1997, 08.01.2002

Гимн Челябинской области представляет собой музыкальное произведение Смирнова М.Д. на стихи Алюшкина B.C.

Наш край величавый с петровских времен  Ты светом великих побед озарен.  Священным металлом, рукой трудовой  Веками ты служишь России родной.   Тобой мы гордимся, тебе мы верны,  Наш Южный Урал — честь и слава страны.  Озер твоих синих, лесов и полей  Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.   Надежда России, ее часовой,  Хранишь ты любимой Отчизны покой.  Тобой мы гордимся, тебе мы верны,  Наш Южный Урал — честь и слава страны

Наш край величавый с петровских времен Ты светом великих побед озарен. Священным металлом, рукой трудовой Веками ты служишь России родной.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал — честь и слава страны. Озер твоих синих, лесов и полей Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.

Надежда России, ее часовой, Хранишь ты любимой Отчизны покой. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал — честь и слава страны

сл. Л. Янченков  муз. Ю. Ветошева Только зорька встанет над Уралом, Зашумят берёзки тонкою листвой, Гул моторов раннею порою О любимом крае песню заведут.  Как кудряшки у девчонки милой,  Разбросались колки в глубине полей.  Степь ответит на любовь и ласку  Тучными хлебами, нежностью своей. Выйдешь в поле, где хлеба густые, Обведёшь ты взором свой любимый край, Ой, вы степи, степи золотые, Степи золотые, Нагайбакский край .

сл. Л. Янченков

муз. Ю. Ветошева

Только зорька встанет над Уралом,

Зашумят берёзки тонкою листвой,

Гул моторов раннею порою

О любимом крае песню заведут.

Как кудряшки у девчонки милой,

Разбросались колки в глубине полей.

Степь ответит на любовь и ласку

Тучными хлебами, нежностью своей.

Выйдешь в поле, где хлеба густые,

Обведёшь ты взором свой любимый край,

Ой, вы степи, степи золотые,

Степи золотые, Нагайбакский край .

Государственные символы: герб, флаг и гимн- это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. Неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству. Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.

Государственные символы: герб, флаг и гимн- это символы достоинства страны.

Символы призваны сплачивать и объединять весь народ.

Неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.

Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.

Зачем государству нужны символы?

Зачем государству нужны символы?

Назовите символы государства.  Что изображено на Государственном гербе России?  Как выглядит флаг Российской Федерации?  Что тебе известно о Красном знамени Победы?  Что ты знаешь о Государственном гимне России?
  • Назовите символы государства.
  • Что изображено на Государственном гербе России?
  • Как выглядит флаг Российской Федерации?
  • Что тебе известно о Красном знамени Победы?
  • Что ты знаешь о Государственном гимне России?
Придумай символы для своего класса, своей семьи.

Придумай символы для своего класса, своей семьи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по окружающему миру "Славные символы России"

Автор: Горбунова Наталья Ивановна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Урок окружающего мира"
    ["seo_title"] => string(80) "gundareva_kseniia_olegovna_studkentka_4_kursa_gapou_ao_astrakhanskii_sotsialno_p"
    ["file_id"] => string(6) "596082"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640379531"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "proiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-slavnyie-simvoly-rossii-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426697945"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" 4 класс по программе "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(100) "proiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-slavnyie-simvoly-rossii-4-klass-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "188972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426780779"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "разработка урока "Славные символы России" "
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-slavnyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "171967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423746285"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Славные символы России "
    ["seo_title"] => string(23) "slavnyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "171973"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423747466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства