kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающий мир Битва на Чудском озере

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: окружающий мир

Тема: « Битва на Чудском озере»

Цель: - рассказать о битве русских воинов на Чудском озере

  • раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского
  • объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. - воспитывать почитание традиций и героических подвигов прошлого своей страны.

Оборудование: слайды, портрет Александра Невского (дети рисовали сами), репродукция картин, документальный фильм, музыка « вставайте люди русские», карточки.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Проверка домашнего задания.

 а. Беседа по вопросам:

  • Какую тему изучат на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?
  • Какая опасность пришла на Русь с северо-запада?
  • Почему новгородцы пригласили Александра на княжение?
  • Как воспринял угрозу Александр Ярославович?

Дети скажите пожалуйста чьим именем назван этот год?

Ответ ученика.(слайд А. Невский)

б. Назовите, какие черты личности присущи Александру Невскому.

На доске вокруг портрета карточки, уберите лишние.

Открытый, властный, самолюбивый, мужественный, решительный, мудрый, дальновидный, талантливый, расчетливый, злой, коварный, опытный, мстительны

Какой вывод мы можем сделать?

Ответ ученика. (Правильно он смелый, мужественный, мудрый... поэтому и назвали год его именем.)

в. Оденьте и вооружите русских дружинников и крестоносцев у доски? (одежда и оружие сделано из картона)

Обсуждение (верно или нет).

 

 

 

 

г. Выполнение заданий по карточкам.

 

Карточка№1

Что ты знаешь о князе Владимире Мономахе?

Карточка №2

Что вы можете рассказать об Александре Невском?

Карточка №3

Что произошло в 1240 году?.

  1. Ответы детей сопровождаются слайдами.

 

  1. Физкультминутка        ( звучит музыка, ученик делает показ упражнений под музыку).
  2. Формирование новых знаний

После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло, не мело бед.

д. Рассказ о битве на Чудском озере. (индивидуальное домашнее задание двум ученикам.)

1 ученик. (показ. слайд)

Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили все население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.

Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с братом князем Андреем Ярославовичем. Братья действовали стремительно, был возвращен Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242года на льду Чудского озера.

Это была ранняя весна . все реки и озера. Были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо

 

понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжелые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими войнами на льду озера.

2.ученик, (показ слайда)

Численность противостоящих друг другу в тот день армий точно не известно. Рыцари построились «свиньей» - глубокой колонной, начинающейся тупым клином.

Подобное построение позволяло тяжеловооруженной рыцарской кавалерии наносить таранный удар по неприятелю. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских —княжеские дружины — не трогались с места. Когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его • построение. « и была сеча жестокая, и стоял * треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

В память народную это сражение вошло как « Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадежный весенний лед не выдержал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.

Показ документального фильма на

интерактивной доске.

Стихотворение

(1 ученик)

Был первый натиск немцев страшен В пехоту русскую, углом,

Двумя рядами конных башен Они врубились на пролом Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали новгородские полки.

По льду летели с лязгом с громом,

(2ученик)

И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь...

Стоял суровый беспорядок

 Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы.

-С кем воевали новгородцы в1242 году?

-Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?

  1. Работа по тексту учебника

- Прочитаем текст « Битва на Чудском озере»(учебник,с134;с )

—Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?

 

  1. Показ слайдов. (сопровождается музыкой «Вставайте люди русские)
  2. Итог урока.

-Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?(значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские войны спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

  1. Домашнее задание:

Сделать макет из пластилина « Как я представляю битву на Чудском озере».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир Битва на Чудском озере »

Урок: окружающий мир

Тема: « Битва на Чудском озере»

Цель: - рассказать о битве русских воинов на Чудском озере

  • раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского

  • объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. - воспитывать почитание традиций и героических подвигов прошлого своей страны.

Оборудование: слайды, портрет Александра Невского (дети рисовали сами), репродукция картин, документальный фильм, музыка « вставайте люди русские», карточки.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Проверка домашнего задания.

а. Беседа по вопросам:

  • Какую тему изучат на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?

  • Какая опасность пришла на Русь с северо-запада?

  • Почему новгородцы пригласили Александра на княжение?

  • Как воспринял угрозу Александр Ярославович?

Дети скажите пожалуйста чьим именем назван этот год?

Ответ ученика.(слайд А. Невский)

б. Назовите, какие черты личности присущи Александру Невскому.

На доске вокруг портрета карточки, уберите лишние.

Открытый, властный, самолюбивый, мужественный, решительный, мудрый, дальновидный, талантливый, расчетливый, злой, коварный, опытный, мстительны

Какой вывод мы можем сделать?

Ответ ученика. (Правильно он смелый, мужественный, мудрый... поэтому и назвали год его именем.)

в. Оденьте и вооружите русских дружинников и крестоносцев у доски? (одежда и оружие сделано из картона)

Обсуждение (верно или нет).





г. Выполнение заданий по карточкам.


Карточка№1

Что ты знаешь о князе Владимире Мономахе?

Карточка №2

Что вы можете рассказать об Александре Невском?

Карточка №3

Что произошло в 1240 году?.

  1. Ответы детей сопровождаются слайдами.


  1. Физкультминутка ( звучит музыка, ученик делает показ упражнений под музыку).

  2. Формирование новых знаний

После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло, не мело бед.

д. Рассказ о битве на Чудском озере. (индивидуальное домашнее задание двум ученикам.)

1 ученик. (показ. слайд)

Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили все население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.

Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с братом князем Андреем Ярославовичем. Братья действовали стремительно, был возвращен Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242года на льду Чудского озера.

Это была ранняя весна . все реки и озера. Были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо

понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжелые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими войнами на льду озера.

2.ученик, (показ слайда)

Численность противостоящих друг другу в тот день армий точно не известно. Рыцари построились «свиньей» - глубокой колонной, начинающейся тупым клином.

Подобное построение позволяло тяжеловооруженной рыцарской кавалерии наносить таранный удар по неприятелю. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских —княжеские дружины — не трогались с места. Когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его • построение. « и была сеча жестокая, и стоял * треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

В память народную это сражение вошло как « Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадежный весенний лед не выдержал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.

Показ документального фильма на

интерактивной доске.

Стихотворение

(1 ученик)

Был первый натиск немцев страшен В пехоту русскую, углом,

Двумя рядами конных башен Они врубились на пролом Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали новгородские полки.

По льду летели с лязгом с громом,

(2ученик)

И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь...

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы.

-С кем воевали новгородцы в1242 году?

-Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?

  1. Работа по тексту учебника

- Прочитаем текст « Битва на Чудском озере»(учебник,с134;с )

Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?


  1. Показ слайдов. (сопровождается музыкой «Вставайте люди русские)

  2. Итог урока.

-Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?(значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские войны спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

  1. Домашнее задание:

Сделать макет из пластилина « Как я представляю битву на Чудском озере».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающий мир Битва на Чудском озере

Автор: Егорова Ирина Николаевна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка   «Уроки нравственности» "
    ["seo_title"] => string(100) "vospitaniie-liubvi-i-uvazhieniia-k-svoiemu-otiechiestvu-na-zaniatiiakh-kruzhka-uroki-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "174412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424116296"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Промежуточная аттестация  по музыке для учащихся 3 класса "
    ["seo_title"] => string(71) "promiezhutochnaia-attiestatsiia-po-muzykie-dlia-uchashchikhsia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "190713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427211892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства