kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зона Арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «арктическая пустыня».

Задачи:

1.  Создать условия для формирования понятия «арктическая пустыня»; познакомить с растительным и животным миром этой зоны.

2.  Совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность детей.

  1. Расширять кругозор учащихся;
  2. Развивать общеучебные навыки и умения ( логически рассуждать, наблюдать, работать с дополнительной информацией, ресурсами Интернета)
  3.  Воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме Зона Арктических пустынь »

МБОУ Ганчуковская ООШ Полковникова Светлана Викторовна


Урок окружающего мира в 4 классе

по теме «Арктические пустыни»

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «арктическая пустыня».

Задачи:

1. Создать условия для формирования понятия «арктическая пустыня»; познакомить с растительным и животным миром этой зоны.

2. Совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность детей.

  1. Расширять кругозор учащихся;

  2. Развивать общеучебные навыки и умения ( логически рассуждать, наблюдать, работать с дополнительной информацией, ресурсами Интернета)

  3. Воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

  1. Организация класса.

Звенит звонок, начинается урок. Желаю вам хорошего настроения и интересной работы.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. А с одной из них познакомимся поближе.

  1. Проверка домашнего задания. (Игра (разминка). Узнать зону и показать её на карте)

  • Значительная часть поверхности земли покрыта льдами. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого тёплого месяца близка к нулю. Это холодные пустыни.

  • До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт.

  • Хорошо здесь ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится птичьих голосов.

  • С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями.

  • Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.

Почему существует столько природных зон? От чего это зависит?

  1. Работа над новым материалом.



«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белые залы тянулись одна за другой на сотни миль – просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко, грациозно могут они ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно, мёртво, пустынно.»



- Отыщите на карте место, где могла бы жить снежная королева.

- Что непременно должно быть в её королевстве?

- Как называется страна вечных льдов и снегов?



С сегодняшнего урока мы будем совершать путешествия по природным зонам. Наше самое первое путешествие мы начнём на крайнем севере, это тоже наша Родина - Россия, и Арктика – этот удивительный и интересный мир приглашает нас. Давайте задумаемся. Арктика – это страна белого безмолвия, или всё же «живая» Арктика? Кто живёт там, на крайнем севере? На эти вопросы мы постараемся ответить в конце урока. По ходу урока будем заполнять таблицу. Посмотрите, о чём нам нужно узнать.



Арктику называют безмолвной, унылой, суровой, но ещё о ней говорят, что она гостеприимна и чарующе красива. Но её красоту могут увидеть только те, кто понимает и много знает о русском севере.



Итак, мы начинаем наше путешествие.

Мы приземлились в арктической пустыне.

EMBED PowerPoint.Slide.12

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая её. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти не образуется. Вечная мерзлота.

Летом в Арктике – полярный день, несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С.

Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается. Светит только луна, мерцают звёзды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в тёмном небе – полярное сияние. Зима очень суровое время года. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до -600 С



Почему эта зона называется пустыней?

Какие растения могут выжить в таких природных условиях? (чтение текста в учебнике).

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые растения. Здесь долгая холодная зима и короткое лето, поэтому растительность скудная : мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Всё белым бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Как растения приспособились к жизни в Арктике? (растут в защищённых от ветра местах, низкорослые, успевают за короткое лето прорасти, отцвести и образовать семена.)

(Заполнение таблицы).



Как выдумаете, почему здесь бедный животный мир?

Самый главный «коренной полярник» в Арктике белый медведь. Это самый крупный из животных Арктики. Густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Встречаются медведи до 3 метров в длину. Под водой может находиться до 2 минут, плавает со скоростью до 7 км\ч, запах тюленя чувствует за 6 – 7 км. Плотный, могучий, с острыми когтистыми лапами проплывает в ледяной воде десятки километров. Живут белые медведи в снежных берлогах, там они пережидают самые трудные месяцы холодной арктической зимы.



Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.



На льдинах можно увидеть моржей, тюленей. Им не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Уж очень они любят погреться на солнышке. Моржи – близкие родственники тюленей. Длина тела моржа достигает 3 метров, весит до 1,5 тонн. Отдыхать и спать морж может в воде, наполнив воздухом внутренние мешки.



На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: тупики, кайры, различные чайки.

Тупик хорошо ныряет, порой на глубину до 60 м, под водой может находиться до 3 минут.

Как приспособились животные к жизни в Арктике?

( толстый слой подкожного жира, густой мех, хорошие пловцы).







А сейчас давайте вспомним, чем питаются животные Арктики.

Составим цепи питания.

Рачки – рыбы – птицы ;

Водоросли – рачки – рыбы – белые медведи;

Представьте, что вдруг исчезли рыбы. Что произойдёт тогда? Сделайте вывод. (Исчезнет один вид, будут исчезать другие.)

По какой причине могут исчезнуть рыбы? Почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания? Что нужно делать?

( Ограничить рыболовство; запретить охоту, создать заповедники;)



Всё в природе взаимосвязано. Человек невидимая нить связи со всем живым.

Почему в зоне Арктики люди не живут постоянно?

Выступления учащихся.(Заповедник «Остров Врангеля»)

Заполнение таблицы.



Выставка книг.

(Дети заполняют планшет – животный и растительный мир Арктики)

- Давайте, определим, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце? Объясните своё решение.

- Выберите и прикрепите картинки с теми животными, которые обитают в Арктике.

- Расскажите коротко о том, как приспособились эти животные к условиям Арктики.

- Выберите и прикрепите картинки с теми птицами, которые обитают в Арктике.

Расскажите коротко о том, как приспособились к условиям Арктики эти птицы.

- Прикрепите к карте картинки с изображением растений, растущих в Арктике.

- Почему в Арктике растут только эти растения?

5. Ребусы.



  1. Итог урока.

Какой вывод можно сделать о зоне Арктической пустыни?

Давайте продолжим игру, начатую в начале урока.



7. Проверка знаний (тест, задание в тетради)



8. Было ли вам интересно работать? Что особенно понравилось?

Довольны ли вы своей работой на уроке? Покажите это карточками.



9. Домашнее задание.



  1. Прочитать текст учебника с. 65 – 73.

  2. Подготовить сообщение о деятельности человека в Арктике.

  3. Экологические проблемы в Арктике.

  4. Арктика в литературе.

  5. Арктика в изображении художников.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зона Арктических пустынь"

Автор: Полковникова Светлана Викторовна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Природная зона арктическая пустыня" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "158365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737724"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация "Зона арктической пустыни" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia_zona_arktichieskoi_pustyni_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477072642"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Зона Арктических пустынь""
    ["seo_title"] => string(26) "zona_arktichieskikh_pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "360422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479563326"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Природная зона Арктическая пустыня» "
    ["seo_title"] => string(39) "prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "246977"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446480373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства