Просмотр содержимого документа
«урок окружающего мира в 3 классе «Золотые ворота» в Древнюю Русь»
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА
Тема урока: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» В ДРЕВНЮЮ РУСЬ
Цели:
Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.
Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.
Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие с Анютой и Илюшей по Древней Руси и очень много интересного узнаем о памятниках культуры того времени. Познакомимся с новыми словами (терминами) как… (на доске). Узнаем о временах Древней Руси, об этом нам могут рассказать сохранившиеся памятники культуры: дома, храмы, книги…»
- Давайте откроем «Ленту времени» в УЧЕБНИКЕ стр. 26-27.
-Покажите на ленте это время (9-13 вв). Да, в 9 веке началась история нашего государства! Здесь у нас даже показан год 882 г., в этом году было образовано ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. А какая столица была у нашего государства? (Киев), Верно!
-Назовите ещё города древней Руси (Новгород, Суздаль, Москва, Ярославль, Смоленск, Псков, Владимир).
- Хорошо, слышала я кто- то сказал ВЛАДИМИР. И сегодня мы отправимся вместе с Анютой и -Илюшей во Владимир.
- Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха. А побываем мы в городе во времена правления Андрея Боголюбского. Он был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом. При нём город Владимир стал крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей “сильно устроил” Владимир, привлёк в него “купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.”
- А сейчас внимание на доску Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира, построены в XII веке. (Слайд 1) они пропускают нас в Древнюю Русь!!!!
- Как вы думаете, почему они так называются? (версии детей) Чем то особенные!
- Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью, замечательное сооружение крепостной архитектуры.
- Посмотрите на макет старого города. (Слайд 2).
III. Формирование новых знаний.
- Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – памятник культуры Успенский собор. (Слайд 3). Что такое культура, смотрим в учебнике с. 34.
- Слышен колокольный звон, откуда? А вот рядом с храмом всегда рядом строилась колокольня. (Слайд 4). А почему они звонят? Они зовут нас в храм! Давайте зайдём!
- В храме тихо, горят свечи (Слайд 5), священнослужители, облачённые в дорогие блестящие одежды, произносили слова молитвы.
- Давайте посмотрим на стены и вверх храма (Слайд 6). Что же мы видим???
-Фрески (Слайд 7). А что такое фрески??? Найдите в учебнике с. 34
- Посмотрим вперёд, и что же мы видим? (Слайд 8), Алтарь. Что такое алтарь найдите в учебнике, с 35.
- А над алтарём Иконостас (Слайд 9), что такое иконостас найдём в учебнике, с. 34
- Икона (Слайд 10)
- В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. СООБЩЕНИЕ Насти Песковой
- Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями. (Слайд 11).
- Ну что давайте выйдем их храма, и посмотрим его нашими, глазами, такой он сейчас!!! (Слайд 12).
Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.
Физминутка.
5. Чтение текста учебника с.35
6. Беседа по иллюстрации с.35. На доске презентация (Слайд 3)
- Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите на знакомые и незнакомые вам начертания букв. (Слайд 2).
- Далее читаем в учебнике с. 35 (Слайд 1).
- Ну что, мы знаем, что на Руси владели грамотой, даже был алфавит!
Ведь в XII веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных занятий использовали берёзовую кору (бересту). Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заостренной с одного конца (“писало”). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживали написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.
- ПОКАЗАТЬ берестяную грамоту и книгу Михаила Попова,
- Чернила готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт – смесь дубовых орешков, вишневого клея и кислого мёда.
- Большинство книг было написано на пергаменте –специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузницы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник-златописец. Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ. Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти, прежде всего.
-Центрами грамотности и просвещения были монастыри. Монахи стали первыми летописцами.
- Монах, монастыри, летопись! Новые слова, смотрим в учебнике с. 37
IV. Первичное закрепление.
1. Работа в “Рабочей тетради” тест, в конце уровень сложности, что было сложным в тесте.
Мы с вами не заметили, как вновь прошли под сводами Золотых ворот – ворот в Древнюю Русь (Слайд 13). Современный вид Золотых ворот