2 4 1 2 3 1 1. Расы Земли. – Рассмотрите фотографии. Прочитайте, какие три группы людей упоминаются в задании. (Европеоиды, негроиды, монголоиды.) – - От каких слов произошли эти названия? (Ученики упоминают Европу, Монголию. О негроидах можно сообщить, что их название произошло от латинского слова niger – «чёрный».) - Найдите на с. 86 учебника, как называются эти группы людей одним словом. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «расы».) – Так что же такое расы? (Особые группы людей, которые отличаются от других своими внешними признаками.) В истории человечества существовало множество классификаций рас. Ученые выделяли до 35 видов рас. Иоганн Блюменбах вывел современное название рас: Монголоидная Европеоидная Негроидная Работа в группах – Попробуйте выполнить задание к фотографиям на с.87. На экран вопросы Название расы. Чем люди этой расы схожи с людьми других рас? Какие отличительные черты в их внешности? Чем вызваны именно такие отличительные особенности? Признаки этой расы у человека врожденные или приобретенные? Ученики совещаются в группах. Представители от групп предлагают свои варианты ответов, объясняют свои предположения. Выборочно ТОУУ (самооценка) Работа в тетрадях ( с.59 ) - Задание №2.Н – Давайте еще раз вернемся к фотографии, с которой мы начали урок. Можете ли вы сказать, какие эмоции испытывают дети? – Зависят ли эмоции, чувства, настроения людей от их расы? – Вам было бы интересно играть, общаться с этими весёлыми ребятами? – Посмотрите на доску. Какие из ваших версий подтвердились? ФИЗМИНУТКА А теперь давайте поиграем в греческую игру «Агалмата». Ведущий стоит лицом к доске и считает до трех. Остальные же в это время стараются принять позу любой понравившейся статуи. «Агалмата» («статуя» по-гречески), — кричит ведущий, и игроки замирают. Если «статуя» не удержала равновесия, она выбывает, ведущий старается рассмешить игроков. Самого стойкого объявляю новым ведущим. - В эту игру играют ребята из Греции. А какую нашу игру она вам напоминает? - Смогли ли бы вместе с ребятами из других стран сыграть в эту игру? 2. Народы и национальности. – Итак, мы с вами выяснили, что признаки той или иной расы являются у людей врожденными. Люди осознают свою принадлежность к той или иной расе, но вы вряд ли услышите, чтобы человек говорил: «Я – негроид» или «Я – европеоид». Зато часто можно услышать: «Я – русский», «Я – француз», «Я – цыган». Что называют эти люди? – Сегодня на Земле живёт около 3000 народов. Помимо того, что у каждого народа есть своё название и представителей этого народа, как правило, объединяет общий язык, у каждого народа есть своя культура. Посмотрите на иллюстрацию на с. 88. На ней изображены представители восьми народов. Давайте разберёмся, какие это народы, похожи они или различаются по численности и расположению на карте мира. – Попробуйте определить, что у них общего? (Общее то, что у каждого народа есть свои народные сказания, песни, танцы, костюмы и т.д., что составляет культуру народа.) - Найдите в учебнике определение, что такое народ. Работа в тетрадях ( с.61) - Задание №5. - Принадлежность к тому или ному народу является врожденным качеством личности или приобретенным? Кто решает, представителем какого народа является человек? - На территории Ставропольского края проживают представители около 85 национальностей. Назовите, какие из них известны вам. - Наш класс тоже многонационален. Можете ли вы сказать, к какой национальности вы относите себя? Работа в тетрадях ( с.60) - Задание №2. П Работа в группах – Можно ли сказать, что одна раса лучше или хуже другой? Что какие-то народы лучше или хуже других? - Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между людьми разных рас и народов или они всегда жили в мире и согласии? - Можете ли вы привести примеры этих разногласий? - Недавно мы с вами ездили на экскурсию «Дорогами Победы». Экскурсовод привела нас к этому памятнику. В память о каком событии он был установлен? (Еврейским медикам и их семьям , расстрелянным фашистами ). - Почему этих медицинских работников и их семьи расстреляли фашисты? (Они были евреями) – Посмотрите на доску. Вы уже высказывались о том, с кем вам было бы интереснее общаться: с тем, кто похож на вас цветом кожи, или с тем, кто не похож. Что вы теперь добавите к своим ответам, если бы вам предложили поиграть с ребятами – представителями разных народов? |