Постановка темы и целей урока | Слайд 2 (3) | -Послушайте стихотворение и подумайте, о чем будет наш урок. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои! - Молодцы! Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели. Что мы должны узнать на уроке. | - Мы будем говорить о лесе. - Ответы детей | 5 мин |
3.Работа по теме урока | Слайд 3 (3) Слайд 4 (3) Слайды 5,6 (3) Раздаточный материал (2) Слайд 7 (3) | - А как вы понимаете, что такое лес? - Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? - Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? - Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. 1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев. - Приведите примеры первого яруса. - 2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры? - 3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы). - 4 ярус – это мхи и лишайники. - Для кого лес является домом? - Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. -Назовите обитателей леса. - Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку. - А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки. - Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? -Почему? - Это и есть природное сообщество. Физминутка | - Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы - Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. - СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе. - ели, сосны, березы, осины. - малина, смородина, калина, шиповник. - костяника, кислица, ландыши. -Для животных - Ответы детей - дети выполняют задания - Ответы детей - Нет - Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща. | 15 мин |
4. Продолжение работы по теме. | Слайд 8 (3) Учебник стр. 179 (1) Слайд 9 (3) | - Ребята, сейчас мы с вами поговорим еще об одном обитателе леса. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. - Правильно, молодцы! А какие грибы можно встретить в лесу? - Ребята, как вы думаете, нужны ли лесу грибы? -Чтобы более подробно представить картину о роли грибов в лесу, прочитайте статью в учебнике на странице 179. - Для чего же нужны грибы лесу? -Молодцы! А теперь давайте вспомним правила поведения в лесу.
| - Это гриб - Ответы детей - Ответы детей - Чтение статьи детьми. - Ответы детей. - Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу, на лугу цветов. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек. Не разоряй птичьи гнезда. | 12 мин |
5. Рефлексия | | - Давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок и смогли ли ее достичь. Были ли трудности. -Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают дома, наряжают елки. И мы с Вами нарядим елочку. Если вам понравился урок, все было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – синий шарик. - Теперь поднимите свои елочки. Все молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо всем за урок. | - Ответы детей - Дети рисуют шарики. | 7 мин |