Педагогическая цель | Формировать представление о разнообразии национальных характеров, праздников; познакомить с некоторыми праздниками и обычаями. |
Тип, вид урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Обучающийся научится: называть обычаи своей страны, местности; получит возможность научиться: различать обычаи разных стран. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; представления о здоровьесберегающем поведении. Регулятивные. Обучающийся научится: понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям); получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятия и термины | Национальные характеры, обычаи, праздники, еда, одежда. |
Образовательные ресурсы | Политическая карта мира. Фотографии, иллюстрирующие обычаи разных стран. Книги о национальной кухне, детских играх, национальных костюмах. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка – М. - 1992г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
III. Актуализация опорных знаний, постановка цели урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация. Личностные УУД: наличие познавательных интересов. Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. | Беседа. | Наш мир красив и разнообразен. На прошлом уроке мы говорили с вами о разнообразии стран, о том, какие разные на свете города и люди, живущие в них. - Вспомните, в каком городе вы живете? - В какой области? - В какой стране вы живете? | Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Формулируют гипотезы | Размышляют над вопросами, высказывают предположения. Устанавливают причинно-следственные связи | Устный опрос |
| Игра. Разгадывание ключевого слова. | Давайте попробуем все вместе найти одно важное отличие между людьми, живущими в разных странах. А для этого ответьте на вопросы, связанные со знанием сказок. Из выделенных букв ответов на загадки должно сложиться задуманное мною слово («ОБЫЧАИ»). Вопросы: Где расположено царство славного Салтана? (На море-океане). Как называлась чудесная обувь Маленького Мука? (Волшебные башмаки). Сапоги, надевая которые без труда преодолеваешь большие расстояния. | Отгадывают загадки, составляют ключевое слово из ответов на загадки. | Используют знаково-символические средства для решения задачи, формулируют собственное мнение, учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Устный опрос. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | (Скороходы). Всеми любимый герой, друг крокодила Гены и «неизвестный науке зверь»? (Чебурашка) Она искала братца своего Иванушку? (Алёнушка). На её конце Кощеева смерть? (Игла). | | | |
| Постановка цели урока. | - Скажите, о чём мы хотим сегодня узнать на уроке? (Об обычаях разных народов). | | | |
Словарная работа. | Определяем значение слова «обычаи» (на уровне понимания детей) Обычай – это традиционно установившиеся правила общественного поведения. Народные обычаи (так принято, заведено). Традиция – это, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (вкусы, обычаи). | Слушают и запоминают | Уясняют смысл понятия | Работа со словарём, или выпиской из словарной статьи. |
Составление плана работы на уроке. | Все мы разные. А что же в нас различного? (культура, цвет кожи, внешность, одежда, еда, занятия, приветствия, праздники). Таблички с пунктами плана урока вывешиваются на доску: приветствия, одежда, питание, праздники. | | | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска нужной информации в учебнике; логические – осуществление анализа, сравнения объектов. | Работа по материалам учебника (с. 39) | Давайте проверим наши предположения о том, чем различаются люди разных национальностей. Открываем учебник стр. 39. (по закладке) Что вас удивило в этой статье учебника? | Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. | Составляют вопросы по тексту. Девочки задают вопрос мальчикам, мальчики – девочкам. | Наблюдение учителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. | | | | | |
| Физкультминутка. | Встаньте, пожалуйста, у своих парт и попробуйте мне ответить на вопросы по-болгарски. Если «да». То вы мотаете головой и машете руками, а если «нет», то вы мне киваете. Начинаем: Сейчас на улице лето? За окном распустились цветы? На улице ещё лежит снег? Скоро будет Новый год? У вас хорошее настроение? Показать на карте мира Болгарию. | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Наблюдение учителя |
| Работа с иллюстрациями учебника (с. 39) | Рассмотрим иллюстрации в учебнике на стр. 39. - Кто догадался, что делают люди на первой картинке? (Здороваются) А о том, как здороваются в других странах нам расскажут ваши одноклассники. (Сообщения детей по теме). Дружелюбные японцы кланяются, как и китайцы. Впрочем, сейчас знакомые приветствуют друг друга излюбленным жестом актеров и политиков — сцепленными руками, поднятыми над головой. А наш жест приветствия — ладонь, обращенную | Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока. | Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Наблюдение учителя. Устный опрос. Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | к собеседнику, раскачивающуюся влево-вправо — японец истолкует как жест прощания. Италия. Люди друг другу говорят «Чао!». Индия. Люди в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно прижимают их к груди. Россия. Люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются дружеским рукопожатием. | | | |
| Физкультминутка. | Какие приветствия вам больше всего понравились? Встаньте у своих парт. Поздоровайтесь друг с другом по-итальянски, по - японски, по - индийски, по-русски. | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Наблюдение учителя |
| Работа с иллюстрациями учебника (с. 39) Словарная работа: Сари, кимоно, килт. | В центре вы видите иллюстрацию, на которой люди по-разному одеты. Кто знает ответ на вопрос, почему люди в разной одежде? (Они из разных стран) Например, такую юбку – килт – носят мужчины в Шотландии. (Страна на карте) Ученики нашего класса расскажут вам, как одеваются в разных странах. Сообщения «Одежда в разных странах». В Индии носят сари. Это куски шелковой ткани, около 6 метров, обмотанные вокруг тела. Под сари надевают юбки и короткие блузки. В Японии носят кимоно. Одежда крепится на теле поясом оби, который располагается на талии. Вместо обычных пуговиц используют ремни и веревочки. Отличительной чертой кимоно являются рукава соде, которые обычно которые намного шире толщины руки. Японское традиционное одеяние похоже на халат. | Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока. | Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Наблюдение учителя. Устный опрос. Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | 3. Национальный костюм итальянцев отличается яркостью. Мужчины носили штаны чуть ниже колен, белую рубаху, куртку или безрукавку, а женщины — длинную юбку в сборку или в складку, рубаху, вышитую, с широкими рукавами, пестрый передник, и головной платок. Обязательны были украшения. | | | |
| Работа в рабочей тетради стр.34. Словарная работа: Сарафан, кокошник. | Давайте проверим, как вы запомнили во что одеты люди в других странах? Поработаем в парах. Откройте рабочие тетради на странице 34. Посоветуйтесь с соседом по парте и определите, кому принадлежит костюм. Какая из этих женщин живет в России? Какие элементы русского костюма вы знаете? Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Эти рубахи имели длинные рукава. Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. | Работают с тетрадью, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. | Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Наблюдение учителя. Устный опрос. Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях. |
| Работа с иллюстрациями учебника (с. 39) | На картинке справа внизу вы видите, что люди едят разную еду. В каждой стране есть своё национальное блюдо. Сообщения детей о блюдах национальной кухни. В Японии люди в основном питаются отварным рисом, лапшой с овощами, рыбой. Мяса японцы едят очень мало. Особенно любят соленые и квашеные овощи. В Японии едят специальными палочками. Итальянцы любят спагетти – тонкие | Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока. | Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Наблюдение учителя. Устный опрос. Показыва-ет на карте страны, о которых идет речь в |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | макароны из пшеничной муки. Их готовят с сыром, томатом, рыбой и мясом. В Индии не принято есть мясо коровы – это священное животное. Индусы любят острую пищу, орехи и фрукты. Имейте в виду, что в Индии в порядке вещей кушать руками (вернее, ТОЛЬКО правой рукой), без использования столовых приборов. Особенность блюд русской кухни в том, что пища готовилась в печи. Еду варили, тушили, томили. Овощи солили, мочили и квасили. Пекли блины, оладьи и пироги. | | | сообщениях. |
| Работа с иллюстрациями учебника (с. 39) Словарная работа. | У нас остались две картинки, на которых изображены народные праздники. Кто знает, как называется праздник, изображенный на картинке внизу? Внизу – карнавал. (Народное празднество с уличным маскарадом). Все жители выходят на улицу, пляшут и веселятся. А справа вверху мы видим тоже народные гуляния. В какой стране праздник? -Какой народный праздник вы отмечали недавно? - Как готовились к празднику? - Как вы веселились? | Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока. | Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Наблюдение учителя. Устный опрос. Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях. |
V. Контроль знаний. Подведение итогов. Выявление уровня знаний Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме. | Закрепляющая игра. | Нам в класс пришли по почте письма. Попробуйте узнать из какой страны они прибыли. Для этого ученика каждого ряда должны собраться за партой, на которую положен конверт с письмом, обсудить содержание письма и вписать ответ. Мы приветствуем вас, сложив руки вместе и уважительно прижав их к груди. Чтобы | Отвечают на вопросы, угадывают страны, доказывают правильность ответа. | Построение речевого высказывания в устной форме. Систематизируют полученные знания, строят полные ответы | Устный опрос |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию. | | написать вам письмо мы надели самые красивые сари. Приглашаем вас в гости, но только забудьте про рагу из говядины, зато на столе всегда будут орехи и фрукты в остром соусе. Будем есть все руками! Ваши _______. Здравствуйте, ребята! Мы пишем вам из страны восходящего солнца. Наши кимоно такого же нежного цвета. Мы приготовили рис, рыбу, лапшу с овощами и специальные палочки для еды. Уважительно кланяемся вам. Ваши ____________. Чао, бамбино! То есть, привет, ребята! Пышные юбки развиваются на ветру, мы спешим угостить вас особыми макаронами – спагетти. Приезжайте, будет весело. Ваши ___. Что бы вы ответили своим ровесникам из других стран, как бы рассказали о своей стране? - Как, по вашему мнению, люди должны относиться друг к другу? К обычаям и традициям другого народа? (Уважать, принимать их) | | | |
Рефлексия. Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию. | Фронтальный опрос. | Ребята, давайте подведем итог урока. Поделитесь своим мнением с одноклассниками. Сегодня я узнал… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…. Теперь я могу… Было трудно… Я понял, что… У вас у каждого на парте смайлик. Выберите и раскрасьте тот, который соответствует вашему настроению на уроке. | | | |