Предмет | Окружающий мир |
Класс | 2 |
Тема | «Если хочешь быть здоров». |
Предметная программа и её автор | УМК «Школа России» Плешаков А.А. «Окружающий мир» |
Задачи деятельности учителя | Развивающие: Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания. Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев. Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение. Обучающие: познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье, научить применять эти правила в жизни, научить составлять личный режим дня. Воспитывающие: воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой. |
Планируемые результаты | Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни». Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма занятиям спортом. Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять коррекцию. Будут уметь работать в группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей. Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни. |
Тип урока | Изучение нового материала (смарт урок) |
Вид используемых средств ИКТ | exchange.smarttech.com коллекция LAT-2 |
Необходимое программное обеспечение | Персональный компьютер учителя, система опроса (пульты) для учащихся, интерактивная доска. |
Материал | А.А. Плешаков. «Окружающий мир». 2 класс. – М.: Просвещение.2012г 2.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»). 3. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»). |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Основные понятия | «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни». |
Используемые ресурсы | - Примерные программы по учебным программам. Окружающий мир. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011 - Журнал «Практика образования» №№ 1, 2, 3 2011г. - Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5 - Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010. - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. -Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ |
Технологическая карта урока.
| Цель и задачи этапов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Слайд №4 | Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта | Здравствуйте! Здравствуйте - говорим мы при встрече. А что означает слово «здравствуйте», с каким словом оно связано? Что такое здоровье? Закончи фразу: «Здоровье - это… Учитель: Словом «здравствуйте» приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? - Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (смайлики) | Ответы на вопрос учителя. Дети выходят к интерактивной доске, выбирают смайлик с их настроением и передвигают его в корзину настроений | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи Слайд №5 | Для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала. Для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | Учитель: Я очень рада, что у вас все отлично! Посмотрите, к нам пришёл Муравьишка и принёс письмо. Прочитайте и скажите как вы это понимаете? «Здоровому - все здорово». (слайд) Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по - настоящему и работать, и отдыхать. Из нашей беседы как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Нас с вами ждут интересные встречи и задания. | ( ответы детей) Сегодня мы поговорим о здоровом образе жизни. Мы узнаем, какие главные помощники здоровья помогают нам быть здоровыми, красивыми и счастливыми. | Регулятивные: Целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формулирование проблемы. |
3.Этап проверки домашнего задания Слайды с №6 -№ 13 | Для учителя: за короткий промежуток времени с помощью системы опроса установить уровень знаний у учащихся и типичные недостатки, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, корректировать опорные понятия. Для учащихся: учиться ориентироваться в своей системе знаний, уметь находить ответы на вопросы, используя свой опыт и знания, полученные на прошлых уроках. | Учитель: У вас на партах лежат пульты. ( работа с системой опроса) 1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
2.С помощью какого органа дышит человек? 3.Что является главным отделением “внутренней кухни”? 4.Какой орган управляет работой всего организма? 5.Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких.
6.В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи? кишечник; желудок; печень.
7.Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь. 8.Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит. Молодцы! | Дети берут пульты, отвечают на вопросы. (использование системы опроса, ЦОР) | Личностные: формирование адекватной и позитивной самооценки; формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Познавательные: понимать информацию, данную в виде текста и осуществлять поиск нужного ответа. |
4.Основной этап подготовка к активному усвоений знаний. Слайд № 14 | Для учителя: дать возможность детям самостоятельно вспомнить правила здорового образа жизни человека. Для учащихся: определить и учиться высказывать своё предположение на основе увиденного и услышанного. | -Как вы думаете, что ответил мудрец? Мудрец ответил:- ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля. Вот мы с вами сегодня с нашим героем Муравьишкой постараемся узнать, а как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если все-таки заболели. | На слайде учащиеся читают притчу. Одного мудреца спросили: что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава? ( ответы детей) | Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему и высказывать свою версию. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения данной проблемы. |
5.Актуализация знаний Слайд 16-18 1)«Режим дня» | Для учителя: активизировать познавательную деятельность учащихся, повышать эффективность учебной деятельности, используя на экране ярких, красочных фото и рисунков. Для учащихся: Развитие речи, внимания, памяти, мышления. Умение составить личный режим дня. | Как вы думаете, что в первую очередь должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым? А для чего нужен режим дня? -Что вы можете добавить своего в этот режим дня? (ответы детей). - Режим дня, который мы с вами видим на доске примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались. Дома составьте свой режим дня по такому же плану. | + нужно соблюдать режим дня.
Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. ( на слайде –«Наш помощник здоровья- режим дня») | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом. Познавательные: оринтироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других. |
Физминутка. | Для учителя: снять напряжение детей, повысить работоспособность учащихся, применяя игровые приемы здоровьесбережения учащихся. | | Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) | Личностные: формирование правильной осанки, развитие мышц туловища и координационных способностей. |
«Личная гигиена» Слайды №19 Слайд №21 ,№22, №23 Слайд №24-25 Слайд №25 | Для учителя: познакомить с новыми терминами, научить распознавать предметы общей и личной гигиены, показать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Для учащихся: работа в группе учит распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать. | Учитель: Все мы должны соблюдать личную гигиену. Что обозначают эти слова «личная гигиена»? (ответы детей) Учитель: Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей) Учитель: В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные. Попробуйте определить, какие из этих предметов, к какой группе относятся. Распределите предметы на группы «Личные» и «Для общего пользования»(дети работают с интерактивной доской) - Важно соблюдать правила личной гигиены. Давайте посмотри, как правильно ухаживать за зубами и чистить зубы. А сейчас мы проверим, как вы усвоили правила личной гигиены. Закончите предложения: | Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте. Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь. На слайде №20 Когда мы едим - они работают, Когда не едим- отдыхают. Не будем их чистить - они заболеют. Что это? (Зубы) Чистить зубы нужно два раза в день: (утром и вечером). Перед едой нужно обязательно (мыть руки). Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом). Никогда не ешьте немытые (овощи и фрукты). Свет при письме должен падать (слева). На слайде: «Наш помощник здоровья – личная гигиена». | Познавательные: группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков по заданным критериям. Личностные: определять и высказывать простые общие правила личной гигиены. Коммуникативные: донести свою позицию (мысль) в устном ответе. |
4. «Правильное питание» Слайд №26 Слайд №27 Слайд №28 | Цель для учителя: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Цель для учащихся: Учить детей работать в коллективе, умению формировать умение классифицировать предметы по заданным критериям. | А как вы понимаете выражение «Разнообразное питание?» Учитель: Что значит «правильное питание»? (ответы детей) Учитель: Давайте распределим на группы продукты питания. 1 группа –продукты растительного происхождения, 2 группа –животного происхождения. (работа на интерактивной доске) - Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы! | (ответы детей) Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Дети читают стихотворение и отвечают на вопрос стихотворения. Раз бабулю Люсю посетила внучка, Крохотная девочка, милая Варюшка. Бабушка от радости накупила сладостей, Вкусный суп сварила, свежий сок открыла. - Кушай, Варечка, скорей, - будешь крепче, здоровей, Вырастешь такая – умная, большая, Глазки будут меткими, зубки будут крепкими, - Скушай суп, котлету, йогурт и ещё сырок. - Не хочу, бабулечка, выпью только сок. Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет: Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени. Морщит Варя носик, есть она не хочет. - Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно, Но компот, конфеты, мороженое - это главная еда, Остальные все продукты - ерунда! Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт, Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот? (советы детей девочке Варе) На слайде «Наш помощник здоровья – правильное питание». | Личностные: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм ведения здорового образа жизни. Познавательные: группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков по заданным критериям. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
5.«Физкультура и закаливание» Слайд №29 Слайд №30 Слайд №31 | Для учителя: Реализовывать здоровьесберегающие технологии – необходимый элемент современного урока, способствовать снятию усталости, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Для учащихся: разучить новую физкультминутку, снять усталость с помощью различных упражнений. | - А что ещё необходимо делать каждый день, чтобы быть здоровым? Учитель: Еще один помощник в сохранении здоровья – это движение. Чтобы быть здоровым нужно каждый день выполнять зарядку, больше ходить пешком, играть в подвижные игры, не пропускать без причины уроки физкультуры, кататься на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым. -Давайте и мы с вами выполним зарядку, чтобы быть всегда здоровыми и красивыми. (на слайде музыка, под которую дети делают упражнения) | Ответы детей. Нужно делать зарядку, больше двигаться, играть в разные игры.
( на слайде) День здоровья любят дети Городов и деревень. Пусть же станет в целом свете Днём здоровья каждый день! Приучи себя к порядку, Пробуй плавать и нырять- И отучишься чихать! Надо с детства закаляться, Чтоб здоровым быть весь год, Чтобы к доктору являться, Только если позовёт.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три Я пою и ты поёшь – раз, два, три. Мы идём и мы поём – раз, два, три. Очень дружно мы живём – раз, два, три. На слайде «Наш помощник – движение, занятия спортом». | Личностные: формирование правильной осанки, развитие мышц туловища и координационных способностей |
6.« Доктор Айболит» Слайд№32 Слайд №33 | Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное | Учитель дает задание по вопросам учебника, создаёт проблемную ситуацию, мотивирует на поиск ответа. Незнайка: Я заболел. У меня насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза. Учитель: Чем же болен Незнайка? Чтобы определить, кто прав, обратимся к учебнику. Работа ведется по группам. Каждая группа получает карточку с заданиями: Представители каждой группы отвечают на вопросы. Учитель: Чем же болен Незнайка? (он простудился) Незнайка, раз ты заболел, тебе немедленно нужно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь. У врачей бывают разные специальности. К какому доктору нужно обратиться Незнайке? (ответы детей). Кого лечит этот врач? Какие болезни лечит педиатр? А какие еще специальности врачей вы знаете? | Учащиеся отвечают на вопрос учителя: - Чем болен Незнайка? Дети работаю по группам 1 группа: 1.Прочитайте текст «О простуде» а) Перечислите признаки простуды; б) Какие правила нужно выполнять, чтобы не простужаться? в) Что делать, если все-таки заболел? 2 группа: Прочитайте текст «О гриппе» а) Что вызывает эту болезнь? Что такое эпидемия гриппа? б) Перечислите признаки гриппа; в) Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом? 3 группа: Прочитайте текст «О болях в животе» а) Почему может заболеть живот? б) Как предупредить боли в животе? Представители каждой группы отвечают на вопросы. На слайде «Наш помощник здоровья – врач» | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться и находить общие решения, формулировать своё мнение, рассуждать. Отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение. |