kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира, 2 класс. Тема: "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир, 3 класс

ТЕМА: Аквариум – маленькая искусственная экосистема

 

Ход урока:

 

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Что  такое  экосистема?  (Содружество  живой  и  неживой  природы,  в  котором  живые  организмы   разных  «профессий»   поддерживают  круговорот  веществ).

- Из  каких  частей  она  состоит? (Живые  организмы и неживая  природа: воздух,  вода,  почва,  горные  породы).

- Организмы  каких «профессий»  входят  в  состав  экосистемы?

   (Производители,  потребители, разрушители).

- Какие  роли  они  выполняют?   (Производители  производят  органические вещества.  Потребители  получают  вещества  в  процессе поедания  растений  и  животных,  а  возвращают  производителям  углекислый  газ.  Разрушители – превращают  умершие  организмы  в  вещества,  необходимые  растениям).

- Какова причина смены одной экосистемы другой?

(недостаточное количество разрушителей, не полностью замкнутый круговорот веществ)

- С  какими  экосистемами  мы  познакомились  на  прошлых уроках?   (Экосистемы:  озеро,   болото,  луг,  лес,  поле).

- На  какие  группы  можно  разбить  эти  экосистемы?

  В  чём  состоит  своеобразие экосистем: озеро,  болото,  луг?  Почему?   (Со  временем  они  превращаются  в  другую  экосистему, т. к.  в  них  круговорот  веществ  замкнут  не  полностью).

- В  чём  особенность  лесной  экосистемы?  (Устойчивая  экосистема  с  замкнутым  круговоротом  веществ).

-  А  экосистема  поля? (Искусственная  экосистема.  Собрав  урожай,  человек  размыкает  круговорот).

- Почему ее называют искусственной?

Почему человек должен постоянно ухаживать за полем?

Что произойдет, если он перестанет это делать?

 

- Отгадайте,  о  какой  экосистеме  речь  пойдёт  сегодня  на  уроке?

   Посмотрите,  дом  стоит,  до  краёв  водой  налит,

   Без  окошек,  но  не  мрачный,

   С  четырёх  сторон  прозрачный.

   В  этом  домике  жильцы – все  умелые  пловцы.              (Аквариум).

(Слайд №1)

- Какой  возникает вопрос? 

  (Почему  аквариум – это  экосистема?)

 

  1. Открытие новых знаний

а) Аквариум  -  искусственная  экосистема

Работа с учебником

С. 74 – чтение  диалога  Лены  и  Миши         (Слайд №2)

- Почему  в  аквариуме  Лены  рыбкам  трудно  дышать?  (Лена  забыла  поместить в  аквариум  растения.  Они  выделяют  кислород  и  поэтому  обитателям  аквариума  легче  дышать). 

С. 74 – работа  по  рисунку      (Слайд №3)

Рабочая  тетрадь

 С. 35 зад. 1

- Доказать:  аквариум – это  экосистема.  

1 – гранит (горные  породы), 2 – вода, 3 – растения-производители,  4 – рачки-потребители,  5 – рыбы-потребители,  6 – улитки-разрушители,  7 – микробы-разрушители.

 

- Почему  аквариум – это  искусственная  экосистема?

  (Это  экосистема,  в  которой  есть  организмы  разных  профессий,  замкнутый круговорот,  но  её  существование поддерживает человек, поэтому экосистема –   искусственная).

С. 77 – чтение  вывода.

 

б) Обитатели  аквариума

- Давайте поближе познакомимся с обитателями аквариума

Работа с учебником

С. 75, 1-й абз.            (Слайд №4)

С. 75, 2-й абз. – с. 76, 1-й абз.            (Слайд №5)

С. 76, 2-й абз.            (Слайд №6)

С. 77                            (Слайд №7)

 

  1. Физминутка

 

  1. Закрепление изученного

Рабочая  тетрадь

С. 37 – 40 зад. 1 – 17

1.  - 3 (1 балл)

2.  - 2 (1 балл)

3.  - 3 (1 балл)

4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.); моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы живот­ных или указать 2-4 вида (1 балл).

5.  В Китае (1 балл).

6.  Сомик (1 балл).

7. - 4 (1 балла)

8.  - 3 (1 балл).

9.  Рыбы - самые обычные обитатели аквариума (1 балл).

10.  - 1 (1 балл).

11.  Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).

12.  Все аквариумные растения часто неправильно называют водо­рослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые рас­тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).

13.  - 4 (2 балла).

14.  Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тек­сте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).

15.  - 1 (1 балл).

16.  - 2 (1 балл).

17.  Произвольный ответ, оценивается аргументированность сужде­ний (2 балла).

Отметки:

«5» - 16 – 22 баллов

«4» - 11 – 15 баллов

«3» - 8 – 10 баллов

«2» - менее 8 баллов

- Назовите  причины,  которые  приводят начинающих  аквариумистов  к  неудачам?

  1) Неправильный  подбор  рыб:  холодолюбивые и теплолюбивые вместе не живут;  хищники  вместе  с  жертвами  тоже.

- Все  обитатели  экосистемы   приспособились  к  своим  конкретным  условиям  обитания.  Любое  нарушение  этого  равновесия  ведёт  к  их  гибели.

  2) Не  учитывается  необходимость  поддержания  круговорота  веществ в экосистеме: маленькое  количество  растений  и  отсутствие  продувки  воздухом  приводит  к  мору  рыб.

- Только  замкнутый  круговорот,  пусть  с  помощью  человека,  обеспечивает  устойчивость  экосистемы!

 

< Уроки Кирилла и Мефодия

Окружающий мир. 3 класс

Урок 7. Искусственные экосистемы.

Задание 10.

Рабочая тетрадь

С. 36 зад. 4, 5

 

  1. Самостоятельная работа

работа в тетрадях А.А.Вахрушева «Проверочные и контрольные работы» (С – 8, с. 33 - 34)

 

  1. Итог урока

С. 77 – вопросы

Д/з             С. 74 – 77, р.т. с. 41

 

Ответы на задания р.т. с. 41

1.  Стол, камень, заяц и гора - примеры тел.

2.  В газообразном.

3.  Энергия - это источник силы, способный совершать работу и вы­зывать движение тел.

4.  Энергию запасли в батарейке.

5.  На границе оболочек.

6.  Превращение веществ.

7.  Человек - потребитель.

8.  Лось - волк - жук-мертвоед - микробы.

9.  Кислород, воду и пищу.

10.  В состав экосистемы входит воздух, вода и горные породы, а кроме того почва.

11.  Без почвы круговорот веществ идти не будет (так как в ней про­исходит разложение умерших организмов и образование необходимых для роста растений минеральных веществ).

12.  Из-за незамкнутого круговорота веществ условия меняются.

13.  Поля - искусственная экосистема, и она не может жить без че­ловека (собрав урожай, человек размыкает круговорот).

 

Ответы на задания Пр.р. № 8

1 вариант.

1) Добавить микробов и улиток.

2) Производители: рожь, горох, подсолнечник, ло­пух, кукуруза, василек.

Потребители: мышь, саранча, жужелица.

Разру­шители: дождевой червь, микробы.

Главное пре­имущество биологической борьбы состоит в том, что она не вредит чело­веку. 3) Обитатели полей: пшеница, подсолнечник, вьюнок, кузнечик, мышь, одуванчик. Обитатели аквариума: меченосец. скалярия, вуалехвост, рак, элодея.

Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.

2 вариант.

1) В аквариуме не хватает рас­тений-производителей.

2) Производители: мор­ковь, лук, осот, картофель, хлопчатник, одуванчик.

Потребители: ка­пустница, тля, колорадский жук, божья коровка.

Разрушители: дожде­вой червь, микробы.

С непрошеными потребите­лями урожая лучше справиться следующими способами: вывести но­вые сорта, которые меньше боятся потребителей; использовать биоло­гические методы борьбы.

3) Обитатели полей: картофель, рис. осот, одуванчик, колорадский жук, мышь.

Обитатели аквариума: гуппи, сомик, вуалехвост, элодея, улитка-катушка.

Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира, 2 класс. Тема: "Аквариум – маленькая искусственная экосистема" »

5



УРОК 19

ТЕМА: Аквариум – маленькая искусственная экосистема


Ход урока:


  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).

- Из каких частей она состоит? (Живые организмы и неживая природа: воздух, вода, почва, горные породы).

- Организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы?

(Производители, потребители, разрушители).

- Какие роли они выполняют? (Производители производят органические вещества. Потребители получают вещества в процессе поедания растений и животных, а возвращают производителям углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям).

- Какова причина смены одной экосистемы другой?

(недостаточное количество разрушителей, не полностью замкнутый круговорот веществ)

- С какими экосистемами мы познакомились на прошлых уроках? (Экосистемы: озеро, болото, луг, лес, поле).

- На какие группы можно разбить эти экосистемы?

В чём состоит своеобразие экосистем: озеро, болото, луг? Почему? (Со временем они превращаются в другую экосистему, т. к. в них круговорот веществ замкнут не полностью).

- В чём особенность лесной экосистемы? (Устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ).

- А экосистема поля? (Искусственная экосистема. Собрав урожай, человек размыкает круговорот).

- Почему ее называют искусственной?

Почему человек должен постоянно ухаживать за полем?

Что произойдет, если он перестанет это делать?


- Отгадайте, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня на уроке?

Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы. (Аквариум).

(Слайд №1)

- Какой возникает вопрос?

(Почему аквариум – это экосистема?)


  1. Открытие новых знаний

а) Аквариум - искусственная экосистема

Работа с учебником

С. 74 – чтение диалога Лены и Миши (Слайд №2)

- Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород и поэтому обитателям аквариума легче дышать).

С. 74 – работа по рисунку (Слайд №3)

Рабочая тетрадь

С. 35 зад. 1

- Доказать: аквариум – это экосистема.

1 – гранит (горные породы), 2 – вода, 3 – растения-производители, 4 – рачки-потребители, 5 – рыбы-потребители, 6 – улитки-разрушители, 7 – микробы-разрушители.


- Почему аквариум – это искусственная экосистема?

(Это экосистема, в которой есть организмы разных профессий, замкнутый круговорот, но её существование поддерживает человек, поэтому экосистема – искусственная).

С. 77 – чтение вывода.


б) Обитатели аквариума

- Давайте поближе познакомимся с обитателями аквариума

Работа с учебником

С. 75, 1-й абз. (Слайд №4)

С. 75, 2-й абз. – с. 76, 1-й абз. (Слайд №5)

С. 76, 2-й абз. (Слайд №6)

С. 77 (Слайд №7)


  1. Физминутка


  1. Закрепление изученного

Рабочая тетрадь

С. 37 – 40 зад. 1 – 17

1. - 3 (1 балл)

2. - 2 (1 балл)

3. - 3 (1 балл)

4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.); моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы живот­ных или указать 2-4 вида (1 балл).

5. В Китае (1 балл).

6. Сомик (1 балл).

7. - 4 (1 балла)

8. - 3 (1 балл).

9. Рыбы - самые обычные обитатели аквариума (1 балл).

10. - 1 (1 балл).

11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).

12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водо­рослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые рас­тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).

13. - 4 (2 балла).

14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тек­сте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).

15. - 1 (1 балл).

16. - 2 (1 балл).

17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность сужде­ний (2 балла).

Отметки:

«5» - 16 – 22 баллов

«4» - 11 – 15 баллов

«3» - 8 – 10 баллов

«2» - менее 8 баллов

- Назовите причины, которые приводят начинающих аквариумистов к неудачам?

1) Неправильный подбор рыб: холодолюбивые и теплолюбивые вместе не живут; хищники вместе с жертвами тоже.

- Все обитатели экосистемы приспособились к своим конкретным условиям обитания. Любое нарушение этого равновесия ведёт к их гибели.

2) Не учитывается необходимость поддержания круговорота веществ в экосистеме: маленькое количество растений и отсутствие продувки воздухом приводит к мору рыб.

- Только замкнутый круговорот, пусть с помощью человека, обеспечивает устойчивость экосистемы!


Уроки Кирилла и Мефодия

Окружающий мир. 3 класс

Урок 7. Искусственные экосистемы.

Задание 10.

Рабочая тетрадь

С. 36 зад. 4, 5


  1. Самостоятельная работа

работа в тетрадях А.А.Вахрушева «Проверочные и контрольные работы» (С – 8, с. 33 - 34)


  1. Итог урока

С. 77 – вопросы

Д/з С. 74 – 77, р.т. с. 41


Ответы на задания р.т. с. 41

1. Стол, камень, заяц и гора - примеры тел.

2. В газообразном.

3. Энергия - это источник силы, способный совершать работу и вы­зывать движение тел.

4. Энергию запасли в батарейке.

5. На границе оболочек.

6. Превращение веществ.

7. Человек - потребитель.

8. Лось - волк - жук-мертвоед - микробы.

9. Кислород, воду и пищу.

10. В состав экосистемы входит воздух, вода и горные породы, а кроме того почва.

11. Без почвы круговорот веществ идти не будет (так как в ней про­исходит разложение умерших организмов и образование необходимых для роста растений минеральных веществ).

12. Из-за незамкнутого круговорота веществ условия меняются.

13. Поля - искусственная экосистема, и она не может жить без че­ловека (собрав урожай, человек размыкает круговорот).


Ответы на задания Пр.р. № 8

1 вариант.

1) Добавить микробов и улиток.

2) Производители: рожь, горох, подсолнечник, ло­пух, кукуруза, василек.

Потребители: мышь, саранча, жужелица.

Разру­шители: дождевой червь, микробы.

Главное пре­имущество биологической борьбы состоит в том, что она не вредит чело­веку. 3) Обитатели полей: пшеница, подсолнечник, вьюнок, кузнечик, мышь, одуванчик. Обитатели аквариума: меченосец. скалярия, вуалехвост, рак, элодея.

Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.

2 вариант.

1) В аквариуме не хватает рас­тений-производителей.

2) Производители: мор­ковь, лук, осот, картофель, хлопчатник, одуванчик.

Потребители: ка­пустница, тля, колорадский жук, божья коровка.

Разрушители: дожде­вой червь, микробы.

С непрошеными потребите­лями урожая лучше справиться следующими способами: вывести но­вые сорта, которые меньше боятся потребителей; использовать биоло­гические методы борьбы.

3) Обитатели полей: картофель, рис. осот, одуванчик, колорадский жук, мышь.

Обитатели аквариума: гуппи, сомик, вуалехвост, элодея, улитка-катушка.

Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира, 2 класс. Тема: "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"

Автор: Гребенникова Марина Викторовна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Презентация к уроку окружающего мира, 2 класс, Тема: "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" "
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-2-klass-tiema-akvarium-malien-kaia-iskusstviennaia-ekosistiema"
    ["file_id"] => string(6) "163752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422536554"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок окружающего мира  "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-akvarium-malien-kaia-iskusstviennaia-ekosistiema"
    ["file_id"] => string(6) "130328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415882893"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства