Окружающий мир, 2 класс
ТЕМА: Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Ход урока:
- Актуализация знаний и постановка проблемы
- Что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).
- Из каких частей она состоит? (Живые организмы и неживая природа: воздух, вода, почва, горные породы).
- Организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы?
(Производители, потребители, разрушители).
- Какие роли они выполняют? (Производители производят органические вещества. Потребители получают вещества в процессе поедания растений и животных, а возвращают производителям углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям).
- Какова причина смены одной экосистемы другой?
(недостаточное количество разрушителей, не полностью замкнутый круговорот веществ)
- С какими экосистемами мы познакомились на прошлых уроках? (Экосистемы: озеро, болото, луг, лес, поле).
- На какие группы можно разбить эти экосистемы?
В чём состоит своеобразие экосистем: озеро, болото, луг? Почему? (Со временем они превращаются в другую экосистему, т. к. в них круговорот веществ замкнут не полностью).
- В чём особенность лесной экосистемы? (Устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ).
- А экосистема поля? (Искусственная экосистема. Собрав урожай, человек размыкает круговорот).
- Почему ее называют искусственной?
Почему человек должен постоянно ухаживать за полем?
Что произойдет, если он перестанет это делать?
- Отгадайте, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня на уроке?
Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – все умелые пловцы. (Аквариум).
(Слайд №1)
- Какой возникает вопрос?
(Почему аквариум – это экосистема?)
- Открытие новых знаний
а) Аквариум - искусственная экосистема
Работа с учебником
С. 74 – чтение диалога Лены и Миши (Слайд №2)
- Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород и поэтому обитателям аквариума легче дышать).
С. 74 – работа по рисунку (Слайд №3)
Рабочая тетрадь
С. 35 зад. 1
- Доказать: аквариум – это экосистема.
1 – гранит (горные породы), 2 – вода, 3 – растения-производители, 4 – рачки-потребители, 5 – рыбы-потребители, 6 – улитки-разрушители, 7 – микробы-разрушители.
- Почему аквариум – это искусственная экосистема?
(Это экосистема, в которой есть организмы разных профессий, замкнутый круговорот, но её существование поддерживает человек, поэтому экосистема – искусственная).
С. 77 – чтение вывода.
б) Обитатели аквариума
- Давайте поближе познакомимся с обитателями аквариума
Работа с учебником
С. 75, 1-й абз. (Слайд №4)
С. 75, 2-й абз. – с. 76, 1-й абз. (Слайд №5)
С. 76, 2-й абз. (Слайд №6)
С. 77 (Слайд №7)
- Физминутка
- Закрепление изученного
Рабочая тетрадь
С. 37 – 40 зад. 1 – 17
1. - 3 (1 балл)
2. - 2 (1 балл)
3. - 3 (1 балл)
4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.); моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы животных или указать 2-4 вида (1 балл).
5. В Китае (1 балл).
6. Сомик (1 балл).
7. - 4 (1 балла)
8. - 3 (1 балл).
9. Рыбы - самые обычные обитатели аквариума (1 балл).
10. - 1 (1 балл).
11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).
12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).
13. - 4 (2 балла).
14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тексте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).
15. - 1 (1 балл).
16. - 2 (1 балл).
17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла).
Отметки:
«5» - 16 – 22 баллов
«4» - 11 – 15 баллов
«3» - 8 – 10 баллов
«2» - менее 8 баллов
- Назовите причины, которые приводят начинающих аквариумистов к неудачам?
1) Неправильный подбор рыб: холодолюбивые и теплолюбивые вместе не живут; хищники вместе с жертвами тоже.
- Все обитатели экосистемы приспособились к своим конкретным условиям обитания. Любое нарушение этого равновесия ведёт к их гибели.
2) Не учитывается необходимость поддержания круговорота веществ в экосистеме: маленькое количество растений и отсутствие продувки воздухом приводит к мору рыб.
- Только замкнутый круговорот, пусть с помощью человека, обеспечивает устойчивость экосистемы!
< Уроки Кирилла и Мефодия
Окружающий мир. 3 класс
Урок 7. Искусственные экосистемы.
Задание 10.
Рабочая тетрадь
С. 36 зад. 4, 5
- Самостоятельная работа
работа в тетрадях А.А.Вахрушева «Проверочные и контрольные работы» (С – 8, с. 33 - 34)
- Итог урока
С. 77 – вопросы
Д/з С. 74 – 77, р.т. с. 41
Ответы на задания р.т. с. 41
1. Стол, камень, заяц и гора - примеры тел.
2. В газообразном.
3. Энергия - это источник силы, способный совершать работу и вызывать движение тел.
4. Энергию запасли в батарейке.
5. На границе оболочек.
6. Превращение веществ.
7. Человек - потребитель.
8. Лось - волк - жук-мертвоед - микробы.
9. Кислород, воду и пищу.
10. В состав экосистемы входит воздух, вода и горные породы, а кроме того почва.
11. Без почвы круговорот веществ идти не будет (так как в ней происходит разложение умерших организмов и образование необходимых для роста растений минеральных веществ).
12. Из-за незамкнутого круговорота веществ условия меняются.
13. Поля - искусственная экосистема, и она не может жить без человека (собрав урожай, человек размыкает круговорот).
Ответы на задания Пр.р. № 8
1 вариант.
1) Добавить микробов и улиток.
2) Производители: рожь, горох, подсолнечник, лопух, кукуруза, василек.
Потребители: мышь, саранча, жужелица.
Разрушители: дождевой червь, микробы.
Главное преимущество биологической борьбы состоит в том, что она не вредит человеку. 3) Обитатели полей: пшеница, подсолнечник, вьюнок, кузнечик, мышь, одуванчик. Обитатели аквариума: меченосец. скалярия, вуалехвост, рак, элодея.
Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.
2 вариант.
1) В аквариуме не хватает растений-производителей.
2) Производители: морковь, лук, осот, картофель, хлопчатник, одуванчик.
Потребители: капустница, тля, колорадский жук, божья коровка.
Разрушители: дождевой червь, микробы.
С непрошеными потребителями урожая лучше справиться следующими способами: вывести новые сорта, которые меньше боятся потребителей; использовать биологические методы борьбы.
3) Обитатели полей: картофель, рис. осот, одуванчик, колорадский жук, мышь.
Обитатели аквариума: гуппи, сомик, вуалехвост, элодея, улитка-катушка.
Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.