Урок обучения грамоте (УМК "Перспектива")
Тема: письмо прямых линий с петлей вверху и внизу. Вопросы Кто? Что?
Целевые установки урока
-предметные: провести анализ графической формы строчных букв, пользоваться алгоритмом для написания слов и предложений с образца, применять правило написания имен собственных и оформления предложений, делить слова на слоги, ставить ударение, составлять и записывать предложения и тексты, знать отличие текста от группы предложений, различать слова, называющие одушевленные предметы и неодушевленные, ставить к ним вопрос;
-метапредметные: действовать по образцу, делать выводы на основе сравнения, использовать символы, составлять высказывания;
-личностные: осознавать необходимость соблюдения правил письма, проявлять интерес к изучению родного языка.
Ход урока:
- Актуализация.
-Ноги на месте? (На месте).
-Руки на месте? (На месте)
-Локти? (У края).
- Спина? (Прямая).
Минутка чистописания:
На доске ребусы:
-Разгадайте слова. ( Дрова, дерево, занавес).
-Назовите «лишнее слово».
-Откройте прописи, найдите ребусы. Прочитайте второе задание.
-Запишем эти слова на строке ниже. Как будем диктовать себе? (По слогам).
- . Самоопределение.
-Посмотрите внимательно и скажите, какой элемент встречается в этих словах чаще других?
-Выпишем на вторую строку буквы, включающие этот элемент. (Д, В, З).
-Какую букву можно сюда добавить? (У).
Определите тему урока.
-Поставим цель. Чего будем добиваться? (Красоты и правильности письма)
-Что будем соблюдать при письме? (Высоту, ширину, наклон и расстояние между буквами).
-Конечно же как и на каждом уроке вы сможете пополнить копилку знаний.
III. Работа по теме урока.
-Как в русской деревне или селе называют одноэтажный деревянный дом? (Изба).
-Подберите к нему родственные слова. (Избенка, избушка).
-В названии какой русской народной сказки есть слово избушка? («Заюшкина избушка»).
-Кто главный герой этой сказки? (Заяц).
-Как ласково можно его назвать?
ФИЗМИНУТКА.
Зайка маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
-Сейчас мы будем записывать слова, обводя образец.
- Что заметили, записывая слова первой строки? (Имеют общую часть, они родственные).
-Определите, для какого слова подходит эта запись: 6 б., 7 зв. Покажите карточку с цифрой.
-Почему в этом слове количество букв и звуков не совпадает?(Заюшка- буква ю обозначает два звука).
-Какие два звука? (Й и У ).
-Дайте характеристику звуку Й.
-Какие еще звуки не имеют твердого варианта произношения? (Ч и Щ).
-Возьмите простой карандаш и подчеркните в слове «зайка» твердые согласные, а в слове «зайчик» - мягкие.
Взаимопроверка.
-Есть ли замечания? Поставьте на полях +.
-Обведите следующую группу слов.
-Какие из них родственные?
-Как определить количество слогов в слове?
I в., поделите на слоги слово «домишко», а II в. -слово «избушка».
Взаимопроверка.
Покажите, как вы выполнили задание. Поставьте +.
-Для кого из героев сказки подходят эти слова – признаки? (добрый, безобидный, злой, хитрый).
-Давайте запишем про лису предложение. Но, сначала вспомним правило оформления предложений.
-Какой знак стоит в конце второго предложения?
-Прочитайте его выразительно.
-Чтобы правильно построить предложение-ответ, начните его с конца вопроса.
-Запишем: Зайке помог петушок. – с комментированием у доски.
-Какой вопрос мы поставим к слову « петушок»?
-Что кричал петушок лисе?
-Какой предмет её испугал?
-Дайте полный ответ. (Лису испугала коса). Какой вопрос вы поставите к слову коса? Можно ли задать тот же вопрос, что и слову «петушок»?
-Оба эти слова обозначают предметы, только слово «петушок»- одушевленный предмет, а слово «коса» неодушевленный.
-Наши герои живут в сказочном лесу. Но даже и в нем без птиц было бы пусто, скучно.
Послушаем их пение. Будем моргать на каждый вдох и выдох.
- Какие птицы живут в наших русских лесах?
-Обведите образец и добавьте названия птиц.
-Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что вы прочитали текст?
-Дайте ему название.
-Составьте схему этого слова. В парах одну схему на двоих. У доски тоже работают ученики.
-Какой буквой обозначите второй звук? – Почему?
Послушайте сообщение о зяблике.
-Мы возвращаемся домой. А там нас ждут наши питомцы. Кого мы называем четвероногими друзьями?
Кто это? – пушистый, усатый, непослушный?
- Узнайте, как его зовут, если его кличка начинается с третьей буквы нашего алфавита, а заканчивается буквой, стоящей в алфавите первой.
-Что знаем о написании кличек животных?
-Запишем предложение. Это….
-В следующем предложении нужно указать его признаки.
-Что у нас получилось? (Текст).
-Посмотрите на картинку. Чего мы не сказали о Ваське?
- На какой вопрос отвечает слово «кот»? Слово «бант»?
IV. Рефлексия.
-В начале урока мы ставили себе цель, научиться правильно и красиво писать слова с элементом прямая линия с петлей вверху и внизу. Просмотрите свою работу и оцените по шкале. Обсудите свою оценку с соседом.
-А что вы добавили в копилку знаний.
Резерв. Запись слов под диктовку в тетрадь в две строки: одушевленные и неодушевленные.
Стул, дупло, зубры, угол, уголь, угольки, волки.