kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте "Буква Щ, щ. Звук [щ].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте в 1 классе по учебнику "Азбука" В.Г.Горецкого по теме: « Буква щ, звук [щ]». Это урок  - открытие новых знаний (изучение нового материала). Цели и задачи данного урока: актуализировать знания детей о необходимости изучения букв. Составить план действий по изучению строчной буквы щ. Познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ, щ. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения. отрабатывать навык звукового анализа слов. Развивать речь, внимание. Воспитывать интерес к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Буква Щ, щ. Звук [щ]. »

Такмакова Надежда Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №45 им.Д.И.Блынского г.Орла, г.Орел

Технологическая карта урока

Предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Базовый учебник

«Азбука», 1 класс, В.Г.Горецкий

Тема урока

« Буква щ, звук щ»

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Открытие новых знаний (Изучение нового материала)

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Цели и задачи: актуализировать знания детей о необходимости изучения букв. Составить план действий по изучению строчной буквы щ. Познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ, щ. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения. отрабатывать навык звукового анализа слов. Развивать речь, внимание. Воспитывать интерес к чтению.

Материалы и оборудование:

В. Г. Горецкий «Азбука» 2 часть, Наборное полотно с буквами, схемами, иллюстрация к букве щ, наглядный материал для повторения, разноцветные снежинки для рефлексии.




Структура и ход урока

Этап урока (желательно указать затраченное время в мин.)

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)


Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности















2. Актуализация знаний





























3.Самоопределение к деятельности. Выявление места и причины затруднения.





4. Построение проекта выхода из затруднения











5. Реализация построенного проекта





















Физкультминутка.





















































































































































6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.





















7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.









8. Рефлексия.

- Снег порхает и сверкает

в золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок

- Как тихо падает снег, так же тихо сядьте и вы



- Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Давайте поможем снежинкам опуститься на нужную крышу. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу. Какие на синюю, а какие на зелёную.

-Какие снежинки опустились на красную крышу? (С буквами а, у, я, ю – обозначают гласные звуки)

-Какие снежинки особенные? Почему?







- Какие снежинки упали на домик с синей крышей?



- Какие снежинки легли на домик с зелёной крышей



- Чем отличаются гласные звуки от согласных?



- Ребята , а мы не все снежинки собрали! Посмотрите, куда одна снежинка залетела. Поэтому мы её не заметили. Поможем и ей опуститься на одну из крыш?





- Так что же нам делать?



-Кто догадался, какой у нас сегодня урок?

- Какие цели мы перед собой поставим?







- Откройте учебник на странице 62. Рассмотрите иллюстрацию к известной сказке. Кто помнит, как она называется?

- А кто написал эту сказку?

- Кто герои этой сказки?

В какое время года происходили события?





- Наш герой Емеля, взял вёдра и отправился за водой к проруби. Прорубь это отверстие, вырубленное во льду реки или озера.

Зачерпнул Емеля воду и увидел в ведре щуку!

- Я тоже вам предлагаю попробовать поймать щуку. Все встаём около своих парт.

- Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами,

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы, как пила!

Где такие ты взяла?



- Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав исполнить все его желания. И Емеля отпустил её.

- Давайте хором скажем, какую рыбу поймал Емеля.

Сколько слогов в этом слове? Поставим ударение. Какой первый слог? Из каких звуков он состоит? Составим схему на доске.

- Какой в этом слове первый звук? Попробуем его охарактеризовать.

- Гласный или согласный? Почему?

- Звонкий или глухой? Проверим.

- Мягкий или твердый?

Произнесем его еще раз. На что он похож?

Значит он какой?

Какой еще звук похож на шипение?

Чем они отличаются?



Мы уже знакомы с одним звуком, который согласный, глухой и всегда мягкий?

-А сейчас потренируем свое умение слышать в слове новый звук. Встали. Если слышим новый звук, хлопаем в ладоши и приседаем.

Щека, честный, жизнь, ящик, туча, роща, шепот.

Молодцы! Садитесь.

Мы познакомились со звуком Щ. Как вы думаете, что мы теперь должны сделать?

Мы будем обозначать его такой буквой. ( Иллюстрация с буквой Щ щ.)

-Кто знает как правильно эта буква называется?

На что похожа буква ща?

-На расческу ща похожа.

Три зубца всего? Ну что же.



- Буква ща поможет нам

Чистить зубы по утрам.



-Чух, чух! Паровозик ждет нового пассажира. В какой вагон билет у этого пассажира?



Откроем тетради и напечатаем в них новые буквы заглавную и строчную. Скажите, зачем нам нужны две буквы?

Сколько клеточек они займут? Напишем по 3 буквы, остальные допишите дома.



Посмотрите на стр.63 в красной рамке еще одна рыбка. Кто знает, как она называется?

Произнесем хором. В какой позиции стоит звук щ?

Выложим это слово и его схему на доске.

Как произносится звук? Нужен ли мягкий знак?



Давайте дадим ему характеристику.

Прочитаем слоги в красной рамочке.



Прочитаем столбики слов (в какой позиции стоит новый звук). Найдите уже изученную нами орфограмму.

С какими гласными буквами не дружит буква ч?

Посмотрите внимательно на эти слова. Встретите ли вы эти гласные рядом с щ?



Я расскажу вам историю про эти буквы, и вы сами поймете, почему они не дружат.



Стали как то раз буквы щ, ч, а, я, у, ю в прятки играть. А, я, у, ю спрятались. А ч и щ их искали. Нашли они буквы а и у, а я и ю никак найти не могут. Смотрят, а те дома сидят и чай пьют с пирожками. Обиделись на них буквы ч и щ. С тех пор у них и дружба врозь.

- Давайте дополним уже известное нам правило на правописание слогов ча и чу.





- Посмотрите на иллюстрацию на этой странице. Там уже знакомые нам герои. Кто это?

- Что у щуки в зубах?

- Где стоит новый звук?

- Дадим ему характеристику.

- Послушайте стихотворение про щуку. (Читает учитель.)

- Что проглотила щука?

- О чём она думает?

- Какой вам представляется эта щука?

- Читаем стихотворение в наушниках(жужжащее чтение) и считаем, сколько слов с буквой щ вам встретится.

Чтение вслух по цепочке



Составить схему слова щётка.

- Где стоит новый звук?

Дадим ему характеристику.

Проверка по эталону на доске.



- Какие цели мы перед собой ставили?

Достигли ли мы этих целей?

- С каким новым звуком мы познакомились? Дадим ему характеристику.



- Ну, а наш урок подошёл к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью снежинок. Если урок вам понравился, и вам было легко и понятно, возьмите и повесьте на доску синюю снежинку; если иногда вы встречали затруднения – зелёную; если вам было сложно и ничего не понятно – розовую.



- Вы все молодцы! Похлопаем себе за работу! Спасибо вам за урок!













Учащиеся садятся за парты.



У доски три ученика по числу домиков с красной, синей и зелёной крышей. Они выбирают снежинки с буквами, каждый для своей крыши

-На красную крышу легли снежинки с

буквами а, у, я, ю

-С буквами ю, я, которые указывают на мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука



- С буквами ж, ш. Они обозначают всегда твёрдые согласные звуки



- С буквами й, ч. Они обозначают всегда мягкие согласные звуки.



- Гласные образуют слоги, при их произношении воздух не встречает преград.

Мы не сможем ей помочь. Ведь мы ещё не знаем эту букву, не знаем, какой звук она обозначает!





-Нужно изучить новый звук.



- Урок открытия новых знаний.

- Познакомиться с новым звуком, научиться выделять его в речи, выучить новую букву, научиться читать с нею слоги и слова.





- «По щучьему велению»



- Народ. Значит эта сказка народная

- Щука и Емеля.

События происходили зимой, потому что кругом лежит снег, а из труб домов идёт дым.





На доске слово «прорубь».













Дети выполняют движения















- Щуку

- Два слога, так как два гласных звука.

Ударение падает на первый слог , состоит из звуков ЩУ

- Звук согласный, так как воздух встречает преграду. Его нельзя петь.

Глухой, потому что голосовые складки не работают, произносится тихо.

Мягкий

- На шипение

- Шипящий

- Звук (ш)

- Звук (ш) всегда твердый, а звук (щ) всегда мягкий

- Звук (ч)





Дети выполняют задание





- Узнать какой буквой обозначается этот звук.





- Ща

Дети называют свои варианты













- В синий, потому что звук согласный, рядом с буквой ч, так как он тоже глухой непарный и всегда мягкий.







Учащиеся печатают новые буквы в тетрадях после показа учителем на доске.



- Это лещ, рыбка с плоским тельцем



- На конце слова

Работают два ученика

Нет, потому что этот звук всегда мягкий, его не нужно смягчать

Согласный, твердый, мягкий

Читают слабочитающие ученики: сверху вниз, снизу вверх

- Чаща – ча пиши с буквой а.



- С буквами я и ю.

- Нет.

















- Слоги ча и ща пиши с буквой а. Слоги чу и щу пиши с буквой у.



- Это лещ и щука.



- У щуки в зубах щётка

- Новый звук стоит в начале слова.

- Звук щ согласный, глухой, мягкий.



Щётку.



Глупой.

Дети читают текст в полголоса, закрыв уши ладошками.

Звук щ встречается четыре раза.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке.

Составление схемы.

В начале слова.

Звук щ согласный, глухой, мягкий.

Дети проверяют и поднимают сигнальные карточки.



Достигли.

Звук щ согласный, глухой, мягкий.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обучения грамоте "Буква Щ, щ. Звук [щ].

Автор: Такмакова Надежда Михайловна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект  урока обучения грамоте.  Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt"
    ["file_id"] => string(6) "250912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447161119"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt-1"
    ["file_id"] => string(6) "250929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447163044"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок обучения грамоте. Гласный звук [о]. Буквы О, о. УМК Школа России"
    ["seo_title"] => string(66) "urok_obucheniia_gramote_glasnyi_zvuk_o_bukvy_o_o_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "520579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569180285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация к уроку обучения грамоте.  «Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков» "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-k-uroku-obuchieniia-ghramotie-bukva-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "157278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421579677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок обучения грамоте "Буквы Ю,ю, обозначающие два звука" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obuchieniia-ghramotie-bukvy-iu-iu-oboznachaiushchiie-dva-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "153248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420986247"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства