1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний
3.Самоопределение к деятельности. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Рефлексия. | - Снег порхает и сверкает в золотом сиянье дня, Словно пухом устилает все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок. Начинаем наш урок - Как тихо падает снег, так же тихо сядьте и вы
- Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Давайте поможем снежинкам опуститься на нужную крышу. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу. Какие на синюю, а какие на зелёную. -Какие снежинки опустились на красную крышу? (С буквами а, у, я, ю – обозначают гласные звуки) -Какие снежинки особенные? Почему?
- Какие снежинки упали на домик с синей крышей?
- Какие снежинки легли на домик с зелёной крышей
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Ребята , а мы не все снежинки собрали! Посмотрите, куда одна снежинка залетела. Поэтому мы её не заметили. Поможем и ей опуститься на одну из крыш?
- Так что же нам делать?
-Кто догадался, какой у нас сегодня урок? - Какие цели мы перед собой поставим?
- Откройте учебник на странице 62. Рассмотрите иллюстрацию к известной сказке. Кто помнит, как она называется? - А кто написал эту сказку? - Кто герои этой сказки? В какое время года происходили события?
- Наш герой Емеля, взял вёдра и отправился за водой к проруби. Прорубь это отверстие, вырубленное во льду реки или озера. Зачерпнул Емеля воду и увидел в ведре щуку! - Я тоже вам предлагаю попробовать поймать щуку. Все встаём около своих парт. - Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу. Вот она какая, Славная, большая! Щука плавает кругами, Щука щёлкает зубами. Ну и зубы, как пила! Где такие ты взяла?
- Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав исполнить все его желания. И Емеля отпустил её. - Давайте хором скажем, какую рыбу поймал Емеля. Сколько слогов в этом слове? Поставим ударение. Какой первый слог? Из каких звуков он состоит? Составим схему на доске. - Какой в этом слове первый звук? Попробуем его охарактеризовать. - Гласный или согласный? Почему? - Звонкий или глухой? Проверим. - Мягкий или твердый? Произнесем его еще раз. На что он похож? Значит он какой? Какой еще звук похож на шипение? Чем они отличаются?
Мы уже знакомы с одним звуком, который согласный, глухой и всегда мягкий? -А сейчас потренируем свое умение слышать в слове новый звук. Встали. Если слышим новый звук, хлопаем в ладоши и приседаем. Щека, честный, жизнь, ящик, туча, роща, шепот. Молодцы! Садитесь. Мы познакомились со звуком Щ. Как вы думаете, что мы теперь должны сделать? Мы будем обозначать его такой буквой. ( Иллюстрация с буквой Щ щ.) -Кто знает как правильно эта буква называется? На что похожа буква ща? -На расческу ща похожа. Три зубца всего? Ну что же.
- Буква ща поможет нам Чистить зубы по утрам.
-Чух, чух! Паровозик ждет нового пассажира. В какой вагон билет у этого пассажира?
Откроем тетради и напечатаем в них новые буквы заглавную и строчную. Скажите, зачем нам нужны две буквы? Сколько клеточек они займут? Напишем по 3 буквы, остальные допишите дома.
Посмотрите на стр.63 в красной рамке еще одна рыбка. Кто знает, как она называется? Произнесем хором. В какой позиции стоит звук щ? Выложим это слово и его схему на доске. Как произносится звук? Нужен ли мягкий знак?
Давайте дадим ему характеристику. Прочитаем слоги в красной рамочке.
Прочитаем столбики слов (в какой позиции стоит новый звук). Найдите уже изученную нами орфограмму. С какими гласными буквами не дружит буква ч? Посмотрите внимательно на эти слова. Встретите ли вы эти гласные рядом с щ?
Я расскажу вам историю про эти буквы, и вы сами поймете, почему они не дружат.
Стали как то раз буквы щ, ч, а, я, у, ю в прятки играть. А, я, у, ю спрятались. А ч и щ их искали. Нашли они буквы а и у, а я и ю никак найти не могут. Смотрят, а те дома сидят и чай пьют с пирожками. Обиделись на них буквы ч и щ. С тех пор у них и дружба врозь. - Давайте дополним уже известное нам правило на правописание слогов ча и чу.
- Посмотрите на иллюстрацию на этой странице. Там уже знакомые нам герои. Кто это? - Что у щуки в зубах? - Где стоит новый звук? - Дадим ему характеристику. - Послушайте стихотворение про щуку. (Читает учитель.) - Что проглотила щука? - О чём она думает? - Какой вам представляется эта щука? - Читаем стихотворение в наушниках(жужжащее чтение) и считаем, сколько слов с буквой щ вам встретится. Чтение вслух по цепочке
Составить схему слова щётка. - Где стоит новый звук? Дадим ему характеристику. Проверка по эталону на доске.
- Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы этих целей? - С каким новым звуком мы познакомились? Дадим ему характеристику.
- Ну, а наш урок подошёл к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью снежинок. Если урок вам понравился, и вам было легко и понятно, возьмите и повесьте на доску синюю снежинку; если иногда вы встречали затруднения – зелёную; если вам было сложно и ничего не понятно – розовую.
- Вы все молодцы! Похлопаем себе за работу! Спасибо вам за урок! |
Учащиеся садятся за парты.
У доски три ученика по числу домиков с красной, синей и зелёной крышей. Они выбирают снежинки с буквами, каждый для своей крыши -На красную крышу легли снежинки с буквами а, у, я, ю -С буквами ю, я, которые указывают на мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука
- С буквами ж, ш. Они обозначают всегда твёрдые согласные звуки
- С буквами й, ч. Они обозначают всегда мягкие согласные звуки.
- Гласные образуют слоги, при их произношении воздух не встречает преград. Мы не сможем ей помочь. Ведь мы ещё не знаем эту букву, не знаем, какой звук она обозначает!
-Нужно изучить новый звук.
- Урок открытия новых знаний. - Познакомиться с новым звуком, научиться выделять его в речи, выучить новую букву, научиться читать с нею слоги и слова.
- «По щучьему велению»
- Народ. Значит эта сказка народная - Щука и Емеля. События происходили зимой, потому что кругом лежит снег, а из труб домов идёт дым.
На доске слово «прорубь».
Дети выполняют движения
- Щуку - Два слога, так как два гласных звука. Ударение падает на первый слог , состоит из звуков ЩУ - Звук согласный, так как воздух встречает преграду. Его нельзя петь. Глухой, потому что голосовые складки не работают, произносится тихо. Мягкий - На шипение - Шипящий - Звук (ш) - Звук (ш) всегда твердый, а звук (щ) всегда мягкий - Звук (ч)
Дети выполняют задание
- Узнать какой буквой обозначается этот звук.
- Ща Дети называют свои варианты
- В синий, потому что звук согласный, рядом с буквой ч, так как он тоже глухой непарный и всегда мягкий.
Учащиеся печатают новые буквы в тетрадях после показа учителем на доске.
- Это лещ, рыбка с плоским тельцем
- На конце слова Работают два ученика Нет, потому что этот звук всегда мягкий, его не нужно смягчать Согласный, твердый, мягкий Читают слабочитающие ученики: сверху вниз, снизу вверх - Чаща – ча пиши с буквой а.
- С буквами я и ю. - Нет.
- Слоги ча и ща пиши с буквой а. Слоги чу и щу пиши с буквой у.
- Это лещ и щука.
- У щуки в зубах щётка - Новый звук стоит в начале слова. - Звук щ согласный, глухой, мягкий.
Щётку.
Глупой. Дети читают текст в полголоса, закрыв уши ладошками. Звук щ встречается четыре раза. Учащиеся читают текст вслух по цепочке. Составление схемы. В начале слова. Звук щ согласный, глухой, мягкий. Дети проверяют и поднимают сигнальные карточки.
Достигли. Звук щ согласный, глухой, мягкий. |