Урок обучения грамоте, знакомство с новой буквой -ь-. В данной разработке урока используется мультимедийная презентация, которая помогает наглядно и образно познакомить первоклассников с новой буквой.
Отбор материала, используемый на уроке, соответствует возрастным особенностям учащихся. Материал изложен в интересной и доступной форме, которая создаёт условия для прочного усвоения нового учебного материала. Формы и методы работы соответствуют поставленным целям урока. Для лучшего усвоения материала, повышения познавательной активности на уроке используется мультимедийная презентация, игровые моменты.
Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, экран.
Комментарии: с помощью презентации учащиеся отрабатывают умение делить сплошной текст на предложения, знакомятся с буквой –ь , закрепляют навык послогового чтения .
Управление презентацией происходит нажатием на компьютерную мышку. Для привлечения внимания учащихся используются анимированные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Ребята, давайте в этом тексте найдём гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных (подчеркнуть в тексте, на доске вывесить карточки с гласными И,Е,Я)
Работа над новым материалом (вводная часть).
Учитель:
-А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой, которая обозначает мягкость согласных. А поможет нам в этом:
Недотрога, весь в иголках,
Он живёт в норе, под ёлкой.
(ёжик)- рисунок ёжика прикрепить на доску.
Имя этого ёжика Игорь. Ёжики зимой спят, но наш ёжик живёт в классе и помогает нам на уроках. Ёжик Игорь решил пригласить нас на экскурсию в зимний лес. Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:
-глазки закрываем,
На снежную поляну
В лес мы попадаем!
Слайд 3(на доске появляется рисунок зимней лесной полянки)
-Вот мы и очутились в зимнем лесу, но что-то на полянке никого нет. А дело в том, говорит мне ёжик, что нужно отгадать загадки, а отгадки составить из слоговых карточек, которые принёс ёжик Игорь на своей спинке и в корзинке (на еже слоговые карточки).
ЛО НЕ Р МЕ
С С ГИ ВЕ Д Д
(когда учащиеся отгадывают загадки, на слайде появляются рисунки зверей и птиц)
-Зверь лохматый, косолапый.
Он сосёт в берлоге лапу.
(медведь)
-Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
Но вот вспорхнули яблоки-
Да это …(снегири)!
-У этого зверя большие рога,
Коротенький хвост и большая нога.
(лось)
Учащиеся зарисовывают схемы слов и составляют слова из карточек рядом со схемами (звуко- буквенный анализ слов)
медвед
снегир
лос
Слайд № 4.
-Ребята. Всё ли мы сделали верно? (нет, у нас последний согласный в схемах мягкий, а в составленных словах твёрдый). Нужно дописать какую-то буку, которая поставит согласный в мягкую позицию. Но эта буква не имеет звука.
-Эта буква мягкий знак –ь- (почему он так называется?)
Мягкий знак- хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
(учащиеся дописывают –ь- в слова-отгадки и читают их)
Физкультурная минутка «Мороз»
-Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет щёки, тронет нос.
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и играть.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Покружились, покружились
И на место опустились.
Основная часть урока- знакомство с буквой –ь-.Слайд 5.
Учитель:
-на что похожа буква –ь-? (на букву Р, на капельку воды)
-буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
(В.Степанов)
-нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой, вот так!
Букву капелька смягчит:
Буква мягко прозвучит.
(А.Шибаев)
(дети из счётных палочек выкладывают букву –ь-)
Чтение слоговых таблиц и слов с –ь-, чистоговорок. Слайд 5.
ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ. На полянку вышел лось.
ЕДЬ-ЕДЬ-ЕДЬ. В берлоге спит медведь.
ИРЬ-ИРЬ-ИРЬ. Прилетел снегирь.
Чтение рассказов, записанных на карточках, хорошо читающими учащимися.
Медведь.
Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!
Работа по тексту:
-о ком рассказ?
-что делал медведь?
-из каких слов можно понять, что ему нравится малина?
-как можно назвать этого медведя? (обжора, сладкоежка)
Снегири.
Перед первым снегом летят к нам снегири. Появился снегирь- скоро будет снег.
(во время чтения текстов остальные учащиеся запоминают слова с –ь-)
Закрепление изученного.
Чтение рассказа на стр. 135 учебника «Русская азбука», автор Горецкий.
Учитель:
-Самые огромные звери у нас в лесу- это лоси. Они любят есть кору и ветки молодых деревьев. На голове у лося большие ветвистые рога. В конце января, февраля лоси сбрасывают их. Потом у лосей вырастают новые рога. Большие рога есть только у самцов. У самок- маленькие рожки.
Далее дети рассматривают картинку и читают продолжение рассказа о лосе на стр.135 учебника:
-Для лося нет преград. Он как ветер проносится сквозь лесные заросли. Лось питается зелёным листом. Любит соль. Мальчики насыпали соли на пень.
(В. Крупин)
Словарная работа.
Сквозь- через
Как ветер- быстро
Учитель:
-какое название можно дать этому рассказу?
-какие слова в этом тексте с –ь-?
Итог урока. Слайд №6.
Учитель:
-А в заключении урока отгадайте загадки.
С –Б- мучительной бываю. БОЛЬ
С –М- одежду пожираю. МОЛЬ
С –Р- актёру я нужна. РОЛЬ
С –С- для повара важна. СОЛЬ
Учитель:
-что общего у этих слов? (мягкий согласный в конце слов)
-как на письме показать, что последний согласный мягкий? (-ь-)
-какой звук у мягкого знака? (-ь- звука не имеет)
Домашнее задание.
Из газет вырезать 5 слов с –ь- на конце и приклеить слова в тетрадь по чтению.