kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Гончарное ремесло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Интегрированный урок окружающего мира и технологии

Тема урока: О гончарном ремесле.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма проведения: Урок – исследование.

Класс: 3

Цель:  Расширение знаний учащихся о гончарном ремесле.

Задачи: 1. Формировать представление у уч-ся о профессии гончара, о понимании роли труда в жизни человека.

 2. Приобщить детей к познанию истории, культуры своего народа, связи поколений. Довести до сознания учащихся, что изделия, сделанные руками гончара, уникальны, оригинальны, неповторимы, вечны.

  1. Воспитывать  старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, чувство ответственности за работу, выполняемую в коллективе.

Оборудование и материалы: конверты с заданиями,  презентации, справочный материал, толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, лабораторное оборудование.

   

      Планируемый результат: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

I   Орг. момент

(Учащиеся рассажены по группам: группа «Историков», группа «Краеведов» и группа «Журналистов»)

II  Актуализация знаний.

     Мотивация.

Учитель:  Наш урок, ребята,  я бы хотела начать с загадки:

Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.                       (Гончар)

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О гончарном мастерстве).

- А кто же такой гончар? Где можно найти эту информацию? Правильно в словарях. Я прошу лидеров  каждой группы подойти ко мне и взять листочек с названием и автором словаря.

(Капитаны проходят  к полке со словарями, выбирают  нужный словарь и находят информацию) 

- Пока наши лидеры заняты поиском, давайте вспомним:

- Что такое ремесло? (Ремесло – это требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. Например: Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло.)

- Вы должны были найти как можно больше пословиц о ремесле. Проверим задание таким образом. На столе у каждой группы лежит конверт. Раскройте его. Догадались, что требуется от вас? Да, вы должны собрать пословицы о ремесле.

- Проверим вашу работу.

(Учащиеся зачитывают получившуюся пословицу и объясняют её смысл:

1 группа: Ремесло в руках - верный кусок хлеба.

2 группа: Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

3 группа: Ремесло пить-есть не просит, а  само кормит.

- А какие пословицы нашли вы? (Ремесла за собой (за спиной) не носишь, а с ним добро. Без ремесла – как без рук. С ремеслом не пропадёшь. Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают. Ремеслу везде почёт. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.)

 

III  Операционно-исполнительский этап.

  1. Учитель: Молодцы, ребята. А теперь я прошу капитанов каждой группы познакомить нас с найденной информацией.

1 группа: В словаре Ефремовой:

Гончар – это мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки  и т.п.).

2 группа: В словаре Ушакова:

Гончар – это ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.

3 группа: В словаре Ожегова:

Гончар: это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

 

Учитель: Как вы думаете, в каком словаре содержится более полная информация?   (В словаре Ефремовой) Давайте проверим ваше предположение чуть позже.

IV Физминутка

  1. Учитель:    Когда-то давным-давно наш далекий предок сделал великое открытие, которое стоит в одном ряду с изобретением колеса, приручением животного, добычей огня. Из куска мокрой земли – глины – он слепил горшок, высушил его на ветерке и на солнце и обжег на костре. Этот первый горшок явился прародителем всех ныне существующих видов керамики, так как принципиальная схема процесса – глина, замешанная на воде, высушенная и обожженная,- остается по сей день неизменной. Соединяя четыре стихии – Землю, Воду, Воздух и Огонь – древний керамист совершал почти мистическое действие. Изобретение гончарного круга усовершенствовало работу керамиста, позволило быстро создавать совершенные формы. Но и добавил мистики, придал волшебный характер труду мастера.

 

  • - Почему же именно глину выбрал человек? Как вы думаете, проходит ли вода через глину? Есть такое китайское изречение:  «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»  Давайте проделаем опыты и проверим ваши предположения. Есть ещё одно мудрое высказывание: «Всё познаётся в сравнении». Поэтому предлагаю вам понаблюдать и поэкспериментировать с глиной и песком.

 

V Практическая работа

Учитель:  Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не боги горшки обжигают»?  Конечно, хоть и трудное дело горшки делать, занимались этой работой простые, но усидчивые, целеустремлённые, терпеливые мастера. Да и не без таланта они были. А кому такие слова обычно говорят?

      Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Сделайтезаготовки основания ваших горшков и жгутики.

(Учитель объясняет и показывает этапы изготовления горшка. Учащиеся работают одновременно с учителем).        (Выставка работ)

 

  • Ну что же. Горшки у нас есть. А что  с ними мог делать гончар? Об этом нам расскажут ребята из группы «Историки».
  • Инсценировка «Мини-ярмарка»: обмен и продажа горшков
  1. Оценочно-рефлексивный этап

Учитель:  Время меняет стили керамики, методы работы. Но по-прежнему работа гончара увлекает и завораживает, вызывает желание попробовать самому. Посмотрите, пожалуйста на экран. (Слайды с фотографиями с экскурсии в современную мастерскую). Несколько ребят нашего класса взяли интервью у основателя этой мастерской мастера-реставратора Владимира Юрьевича Иванисова. Посмотрите фрагмент этого интервью.

 

-  Я предлагаю каждой группе обсудить и ответить на следующие вопросы:

- Что запомнилось?

- Что удивило?

- Было ли интересно?

- Продолжите фразу: Мне захотелось…

- Какие ощущения от урока?

- Дайте оценку работе своей группы на уроке.

Учитель: Я довольна работой всех групп. Каждый член команды принял участие в работе группы. Вы нашли много интересной информации, создали каждый свой сосуд. Поэтому, я считаю, вы все заслужили оценку «5».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Гончарное ремесло"»

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему "Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло. "

Дидактическая цель: создать условия для выявления детьми новой учебной информации.

Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

cформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.

учить добывать знания или информацию из разных источников;

формировать умение работать с текстом: составлять план, выделять главное;

учить самостоятельно, формулировать тему и основные цели урока; осуществлять действия по плану;

учить оценивать собственные возможности, давать самооценку после выполненного задания;

воспитывать любовь к Родине, её прошлому.

Методы обучения:

наглядный,

практический,

словесный,

проблемный.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуально-самостоятельная

в парах

поисково-исследовательская

Средства обучения: учебник, тетрадь № 2 на печатной основе, деревянные народные музыкальные инструменты, тесты для взаимопроверки, диск с записью звучания гуслей, презентация; игрушки из солёного теста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка и закрепление изученного материала

- Какой раздел изучаем? (Как трудились наши предки)

- Предлагаю выполнить тест с взаимопроверкой (приложение 7; презентация, 1 слайд)- Ключ для взаимопроверки: 1, 3, 6, 7 (презентация, 2 слайд)

III. Актуализация знаний, постановка проблемы, составление плана

- Труд крестьян был тяжелым, но сегодня мы поговорим о другой стороне их жизни:

“Что вы знаете о занятиях крестьян в свободное от полевых работ время?”

- Какое слово объединяет все их занятия, вспомните материал по данной теме, изученный на уроках технологии? (Ремесло)

- О ремесле и ремесленниках будет идти речь на уроке

- Какие вопросы надо обсудить? (презентация, 3 слайд)

IV. Усвоение новых знаний

1. Введение в тему, создание ситуации предвосхищения

- Более полные ответы нам поможет дать рубрика “Жил на свете человек”(презентация, 4 слайд)

- И оказалось, что у человека этого было два ремесла.

- А какие — догадайся (рассматривание иллюстрации на стр. 80 учебника)

2. Индивидуально-самостоятельная работа по учебнику

- Прочесть материал данной рубрики и убедиться - правы вы или нет?

- Вспомните: какое ремесло было самым востребованным на Руси?

- Почему?

- Как называли плотников по-другому? (Рубленники)

- Можете объяснить значение слов “ремесло”, “ремесленники”?

- А какое объяснение даёт толковый словарь? (Учебник, стр.122)

- Что получали они за своё ремесло?

3. Фронтальная работа, сопровождаемая рассказом учителя

- Игрушки любимы детьми во все времена. А знаете ли вы когда они появились в нашей стране?

- Об этом нам поведает Даша (самостоятельно-подготовленное сообщение)

- В каждой местности были свои мастера- игрушечники. Игрушки их различались орнаментом, окраской.

(Учитель рассказывает об игрушках, обращаясь к выставке игрушек, выполненных учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства)

4. Поисково-исследовательская работа учащихся.

- г. Маркс, а в прошлом Екатериненштадт, крупное ремесленное поселение на Волге

- А какие ремесла были развиты в нашем крае? Чтобы получить ответ на этот вопрос ребята провели исследовательскую работу

5.Первичное закрепление знаний: групповая работа по составлению синквейна по теме “Ремесло” по второму абзацу учебника (стр. 80-82 ) с использованием алгоритма.

V Минутка релаксации

Предлагаю расслабиться, закрыть глаза, представить свою любимую игрушку

А теперь мысленно перенесёмся в те далекие времена и заглянем в избу Смоленской губернии. Чем занимались маленькие ремесленники?(Две девочки в русских народных костюмах вяжут соломенную куколку)

VI бобщение и итог

- Сохранились эти профессии сегодня?

- Как часто слышим слово “ремесло”?

- Какое слово его заменило в современной жизни?

(хобби, увлечение)

VII Рефлексия

- Какие открытия сделали по теме?

- Кто доволен своей работой?

- Кто считает, что может работать лучше?

VIII Домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Гончарное ремесло"

Автор: Крашакова Татьяна Сергеевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация на тему "Гончарное ремесло на Руси""
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia_na_tiemu_goncharnoie_riemieslo_na_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "412647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493701115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Формирование представлений о видах домашнего ремесла кочевников."
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniie_priedstavlienii_o_vidakh_domashniegho_riemiesla_kochievnikov"
    ["file_id"] => string(6) "410703"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492754453"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока   Развитие ремесла, торговли и сельского хозяйства в Казахстане в IX-XII в. "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-razvitiie-riemiesla-torghovli-i-siel-skogho-khoziaistva-v-kazakhstanie-v-ix-xii-v"
    ["file_id"] => string(6) "219146"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434021886"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Заглавная буква в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "175169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424246089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему: "Декоративно-прикладное искусство" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "110101"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405532653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства