Предмет: Интегрированный урок окружающего мира и технологии
Тема урока: О гончарном ремесле.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Форма проведения: Урок – исследование.
Класс: 3
Цель: Расширение знаний учащихся о гончарном ремесле.
Задачи: 1. Формировать представление у уч-ся о профессии гончара, о понимании роли труда в жизни человека.
2. Приобщить детей к познанию истории, культуры своего народа, связи поколений. Довести до сознания учащихся, что изделия, сделанные руками гончара, уникальны, оригинальны, неповторимы, вечны.
- Воспитывать старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, чувство ответственности за работу, выполняемую в коллективе.
Оборудование и материалы: конверты с заданиями, презентации, справочный материал, толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, лабораторное оборудование.
Планируемый результат: расширение кругозора и культурного опыта школьника.
I Орг. момент
(Учащиеся рассажены по группам: группа «Историков», группа «Краеведов» и группа «Журналистов»)
II Актуализация знаний.
Мотивация.
Учитель: Наш урок, ребята, я бы хотела начать с загадки:
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи. (Гончар)
- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О гончарном мастерстве).
- А кто же такой гончар? Где можно найти эту информацию? Правильно в словарях. Я прошу лидеров каждой группы подойти ко мне и взять листочек с названием и автором словаря.
(Капитаны проходят к полке со словарями, выбирают нужный словарь и находят информацию)
- Пока наши лидеры заняты поиском, давайте вспомним:
- Что такое ремесло? (Ремесло – это требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. Например: Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло.)
- Вы должны были найти как можно больше пословиц о ремесле. Проверим задание таким образом. На столе у каждой группы лежит конверт. Раскройте его. Догадались, что требуется от вас? Да, вы должны собрать пословицы о ремесле.
- Проверим вашу работу.
(Учащиеся зачитывают получившуюся пословицу и объясняют её смысл:
1 группа: Ремесло в руках - верный кусок хлеба.
2 группа: Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
3 группа: Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
- А какие пословицы нашли вы? (Ремесла за собой (за спиной) не носишь, а с ним добро. Без ремесла – как без рук. С ремеслом не пропадёшь. Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают. Ремеслу везде почёт. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.)
III Операционно-исполнительский этап.
- Учитель: Молодцы, ребята. А теперь я прошу капитанов каждой группы познакомить нас с найденной информацией.
1 группа: В словаре Ефремовой:
Гончар – это мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки и т.п.).
2 группа: В словаре Ушакова:
Гончар – это ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.
3 группа: В словаре Ожегова:
Гончар: это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.
Учитель: Как вы думаете, в каком словаре содержится более полная информация? (В словаре Ефремовой) Давайте проверим ваше предположение чуть позже.
IV Физминутка
- Учитель: Когда-то давным-давно наш далекий предок сделал великое открытие, которое стоит в одном ряду с изобретением колеса, приручением животного, добычей огня. Из куска мокрой земли – глины – он слепил горшок, высушил его на ветерке и на солнце и обжег на костре. Этот первый горшок явился прародителем всех ныне существующих видов керамики, так как принципиальная схема процесса – глина, замешанная на воде, высушенная и обожженная,- остается по сей день неизменной. Соединяя четыре стихии – Землю, Воду, Воздух и Огонь – древний керамист совершал почти мистическое действие. Изобретение гончарного круга усовершенствовало работу керамиста, позволило быстро создавать совершенные формы. Но и добавил мистики, придал волшебный характер труду мастера.
- - Почему же именно глину выбрал человек? Как вы думаете, проходит ли вода через глину? Есть такое китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!» Давайте проделаем опыты и проверим ваши предположения. Есть ещё одно мудрое высказывание: «Всё познаётся в сравнении». Поэтому предлагаю вам понаблюдать и поэкспериментировать с глиной и песком.
V Практическая работа
Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не боги горшки обжигают»? Конечно, хоть и трудное дело горшки делать, занимались этой работой простые, но усидчивые, целеустремлённые, терпеливые мастера. Да и не без таланта они были. А кому такие слова обычно говорят?
Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Сделайтезаготовки основания ваших горшков и жгутики.
(Учитель объясняет и показывает этапы изготовления горшка. Учащиеся работают одновременно с учителем). (Выставка работ)
- Ну что же. Горшки у нас есть. А что с ними мог делать гончар? Об этом нам расскажут ребята из группы «Историки».
- Инсценировка «Мини-ярмарка»: обмен и продажа горшков
- Оценочно-рефлексивный этап
Учитель: Время меняет стили керамики, методы работы. Но по-прежнему работа гончара увлекает и завораживает, вызывает желание попробовать самому. Посмотрите, пожалуйста на экран. (Слайды с фотографиями с экскурсии в современную мастерскую). Несколько ребят нашего класса взяли интервью у основателя этой мастерской мастера-реставратора Владимира Юрьевича Иванисова. Посмотрите фрагмент этого интервью.
- Я предлагаю каждой группе обсудить и ответить на следующие вопросы:
- Что запомнилось?
- Что удивило?
- Было ли интересно?
- Продолжите фразу: Мне захотелось…
- Какие ощущения от урока?
- Дайте оценку работе своей группы на уроке.
Учитель: Я довольна работой всех групп. Каждый член команды принял участие в работе группы. Вы нашли много интересной информации, создали каждый свой сосуд. Поэтому, я считаю, вы все заслужили оценку «5».