Тип урока: ОНЗ
Тема: «Таблица умножения и деления на 7».
Автор: Попова Ирина Александровна
Цель: составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.
Задачи
1) Формировать умения применять таблицу умножения и деления на 7.
2) Закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.
3) Закреплять умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа.
4) Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
1) В.Н.Рудницкая Математика. 2 класс. Часть 2. – М.: «Вентана-Граф 2012, 82 УРОК.
2) Компьютер, мультимедиа проектор, экран
Ход урока:
1 .Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, прозвенел звонок, начинается урок. (Слайд №2)
– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. («С хорошим настроением принимайся за работу!»)
– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?
(Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу.)
– Давайте мы тоже настроимся на работу.
Работа в тетрадях:
– Запишите в тетрадях число. Классная работа.
– На минутке чистописания у нас сегодня счёт через 7. Повторим.
Учитель открывает на экране загадку: (Слайд №3)
Нас 7 братьев:
Годами все равны,
А имена разные.
Угадайте, кто мы?
Учитель открывает на доске изображение дней недели:
Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)
Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели соответствует какому-либо цвету радуги.)
Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)
Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)
Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.)
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)
Учитель открывает на доске опорную схему:
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.
1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает задание: (Слайд №4)
Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства.
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях:
5 · 7 = 35
7 · 5 = 35
35 : 5 = 7
35 : 7 = 5
Учитель открывает на доске эталон.
a· b = c
b · a = c
c : a = b
c : b = a
2) Тренинг вычислительного навыка.
Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание: (Слайд №5)
Учитель открывает на экране задание:
Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6.
Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:
35, 28, 14, 21, 7, 42
Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.
Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
3) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)
Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)
Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.
Учитель переворачивает карточку с изображением третьего человечка и показывает учащимся задание для пробного действия: (Слайд №6)
8 · 7 =
Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 8 и 7.)
Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
Найдите произведение данных чисел.
Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.
Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.
Физминутка (Слайд 7)
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, переходим к следующему этапу нашего урока – будем сами находить способ.
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
Значит, сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)
4. Реализация построенного проекта.
Вариант комментирования:
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице умножения.
Учитель открывает на доске эталон.
7 · 7 = 49 7 · 8 = 56 7 · 9 = 63 |
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания. (Слайд 8)
№ 4 (а), стр. 38
Учитель заранее выносит первый алгоритм на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4 (б), стр. 38
Теперь я вам предлагаю поработать в парах. Повторите правила работы в парах? (Нужно работать тихо, разговаривать в полголоса, не спорить, при завершении работы поднять руку.)
Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу на экране. (Слайд № 9)
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания.
№ 2, стр. 38
Найдите № 2 на этой же странице.
Прочитайте задание.
Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону на экране. (Слайд 10)
7. Включение в систему знаний и повторение.
При выполнении, каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым человечком.
Один из учащихся переворачивает карточку и показывает номер задания.
№ 7, стр. 39
Один из учащихся вслух читает задачу. (Слайд 11)
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:
(5 + 2) · 6 = 42 (шт.)
Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики- это целое.)
К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:
5 · 6 + 2 · 6 = 42 (шт.)
Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
Что это за день недели? (Воскресенье.)
Что это за день? (Это выходной.)
Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)
Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
Удалось ли достичь цели?
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Посмотрите в свои карточки, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек смайликов. (Слайд 12)
Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание: № 10, стр. 39.
☺ № 11*, стр. 39
6