Цели: закреплять знания о взаимосвязи между компонентами и результатом сложения, навыки счета в пределах 9, умения находить взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Компоненты сложения"»
Урок математики 1 класс
Тема: Компоненты сложения.
Цели: закреплять знания о взаимосвязи между компонентами и результатом сложения, навыки счета в пределах 9, умения находить взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа.
Оборудование: Сказочные герои, овощи с цифрами, изба с примерами, таблица закономерностей, раздаточный геометрический материал.
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок.
Расскажу я вам сказку ребята. Только, чур не перебивать и не кричать – так мол не бывает. Слушайте меня внимательно, да постарайтесь понять, чему моя сказка учит, о чём поведает.
Актуализация опорных знаний.
Жили – были старик со старухой. Уродился у них в огороде урожай. Собрал старик добрый урожай и принёс в дом.
- Давайте посмотрим, что принёс старик?
Назовите одним словом предметы, которые видите на столе? (овощи)
а) Установление закономерности и нахождение числа.
4
6
2
5
3
7
9
9
7
(цифра написана на овоще)
- Установите закономерность и вставьте пропущенное число.
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое равенство с суммой 9 ещё можно составить?
б) Упражнение со счётным материалом
- На какие геометрические фигуры похожи овощи? (круг, овал, треугольник)
Возьмите 9 кругов, уберите 2.
- Сколько стало?
- Кругов стало больше или меньше?
- На сколько меньше?
- Каким выражением запишем? (на доску вывешивается пример 9-2=7)
Выложите 3 овала, добавьте к ним 4.
- Сколько стало?
- Полученное число больше или меньше, чем 3?
- На сколько больше?
- Каким выражением запишем? (3+4=7)
Возьмите 6 треугольников
- Что нужно сделать, чтобы их стало больше на 3?
- Что нужно сделать, чтобы их стало меньше на 3?
- Каким выражением запишем? ( 6+3=9,6-3=3 )
9 – 2 =7
6 + 3 = 9
3 + 4 = 7
6 – 3 = 3
На какие группы можно разделить записанные выражения?
(1 группа - на «+», 2 группа на «-»)
(1 группа – с результатом 7, 2 группа – остальные)
Стала старуха стручки гороха чистить, в сито складывать, а старика отправила за водой. Набрал воды, а пока шёл всю воду, то и расплескал. Вода попала на наши выражения давайте восстановим.
6+3=9
Прочитайте выражение.
Как называются компоненты действия сложения?
Что с их помощью можно найти? (часть, слагаемое)
9-3=6
9-6=3
Вывод
Принёс старик воды, а у старухи одна горошина возьми да и укатись в подпол. Не заметила её старуха, уж очень мала была горошина.
Прошло время. Решили они навести порядок в избе. Расставить по местам предметы. Да никак вспомнить не могут, где что стоит.
Постановка проблемы.
а) Взаимосвязь между компонентами и результатами действий.
Понаблюдайте за выражениями.
- Что заметили?
(1 слаг. – одинаковое, 2 слаг. – увеличивается на 1)
Назовите сумму в первом выражении.
Нужно вычислять сумму оставшихся выражений?
(достаточно вычислить значение первой суммы, а затем каждый раз увеличивать полученный результат на единицу)
Вывод: При увеличении одного слагаемого на несколько единиц сумма тоже увеличивается на столько же единиц
1 + 1 =
1 + 2 =
1 + 3 =
1 + 4 =
1 + 5 =
5 + 4 =
5 + 3 =
5 + 2 =
5 + 1 =
Что заметили во втором столбике?
Вывод: При уменьшении одного слагаемого на несколько единиц сумма тоже уменьшается на столько же единиц
Физминутка
Вдруг, видят в углу в щель пробился….
Возьмите карточку, рассмотрите.
- Объясните смысл задания ( последовательно соединить точки и получить изображение фигуры)
- Что получилось? (дерево)
Вот чудо в избе горох пророс. И оказался он волшебным, обернулся чудо-меленкой. Повернёшь разок пироги «сыпятся».
Ехал как- то мимо богатый сосед. Остановился, в гости просится. Угостили его пирогами и блинами. Наелся пирогов и просит, продай старик меленку. Старик говорит: «Захочешь пирогов - приходи , а меленку не отдам» . Тогда сосед решил обманом завладеть меленкой. Выкрал он и бегом со двора. Хватились старик со старухой, меленки-то нет.