Познакомить учащихся с творчеством великого французского писателя Виктора Гюго. Начать знакомить с отрывком из его романа "Отверженные" - "Козетта", рассказать о тяжёлой жизни простого народа на примере героини отрывка из романа - девочки Козетты. Развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, устную монологическую и письменную речь. Воспитывать у учащихся чувство сопереживания, сочувствия, участия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы Виктор Гюго "Козетта" »
ТЕМА: ВИКТОР ГЮГО «КОЗЕТТА». ЦЕЛЬ: познакомить уч-ся с творчеством великого французского писателя В. ГЮГО, начать знакомить с отрывком из его романа «ОТВЕРЖЕННЫЕ» - «КОЗЕТТА», рассказать о тяжёлой жизни простого народа на примере героини отрывка из романа – девочки Козетты. Развивать навыки выразительного чтения, образное устную монологическую и письменную речь. Воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.
ХОД УРОКА: 1. ОРГ. МОМЕНТ. 2. Постановка целей урока Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго. Давайте сейчас окунёмся в прошлое Франции те годы когда шла революция. Очень тяжелая жизнь была у простого народа, не было работы, люди бедствовали, было очень много нищих и обездоленных, люди погибали, разрушались семьи, дети оставались сиротами, голодными и несчастными. Именно в это страшное время жил Виктор Гюго и был очевидцем этих событий. 3. Знакомство с биографией писателя.(опережающее задание детям) 4. Актуализация знаний. Да действительно Гюго защищался за малых и обездоленных, безработных бедняках и голодных детях. Это видно в большом его романе «Отверженные». Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки - Козетты. Действие происходит в 19 веке. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь я вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации изображена Козетта. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку? НАПРИМЕР:
Беззащитная хрупкая слабая потухшие глаза
изможденная бедная убогая в лохмотьях страдание плакать сгорбилась маленькая
КОЗЕТТА
Слезы огорчение нищета бедность печаль уныние
Страх одиночество худая несчастная
5. Словарная работа • Трактир- ресторан – гостиница низшего разряда. • Ставни- деревянные створки для прикрытия окон. • Лавка- небольшой магазин. • Мрак- отсутствие света, тьма. • Каштан- дерево из семьи буковых со съедобными коричневыми плодами; сам плод. • Гримаса- намеренное или невольное искажение черт лица. • Су- монета в пять сантимов. Сантим- самая мелкая французская монета. 6.Работа над произведением
Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Используется «метод направленного чтения») Уч-ся изучают текст, получив 1 его часть, и отвечают на вопрос:
Как автор знакомит нас с будущей героиней повествования?
Больше ста лет тому назад в деревне Монфермейль, недалеко от Парижа, стоял трактир-гостиница, где останавливались проезжающие. Трактир содержали муж и жена Тенардье. Однажды весенним вечером на пороге трактира сидела хозяйка Тенардье. Две хорошенькие маленькие девочки - ее дочки - играли рядом. По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках. Она остановилась и долго смотрела на девочек. - Какие у вас хорошенькие дети, сударыня! – сказала она.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 1 сектор круга
обратной связи (По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках.)
Уч-ся получают 2 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:
Почему женщина с ребенком на руках (мать Козетты) оказалась у трактира Тенардье?
Хозяйка Тенардье подняла голову, поблагодарила и предложила ей сесть. Женщины разговорились. Мать с ребенком шла из Парижа, она осталась без работы и шла теперь на родину в поисках заработка. Она знала, что с ребенком ее никуда не возьмут, и ей надо было на время устроить у кого-нибудь свою девочку. Но у нее не было в мире никого, кроме ребенка, и у ребенка не было в мире никого, кроме матери.
6. Физминутка.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят во 2 сектор круга обратной связи (Она осталась без работы, шла на родину в поисках заработка).
Уч-ся получают 3 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:
Почему мать Козетты решила оставить свою дочь у хозяйки трактира?
Увидев таких веселых, чистеньких детей, она подумала, что у них, должно быть, хорошая мать и что сам бог направил ее к трактиру Тенардье. - Согласны вы, оставить мою девочку у себя? - вдруг с глубоким волнением спросила она хозяйку трактира.- Я буду платить вам и скоро вернусь за ней.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 3 сектор и так же, как и с 1 и 2 частью представляют свою версию классу.
Уч-ся получают 4 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:
Как жилось Козетте у Тенардье?
Тенардье согласилась взять девочку. Ей было около 3 лет, это была крепкая, здоровая девочка с большими голубыми глазами. Ее звали Козетта. Мать аккуратно платила за нее, и Тенардье писали ей, что девочка чувствует себя превосходно. Но это была неправда. Злые, жадные и хитрые люди, Тенардье возненавидели девочку: одевали ее в старые платья своих дочерей, кормили под столом объедками вместе с кошкой и собакой, а когда Козетта немного подросла, то стала служанкой в доме. Ее заставляли подметать комнаты, двор, улицу, мыть посуду, таскать тяжести. Трактир Тенардье походил на паутину, запутавшись в которой, билась Козетта. И если б приехала мать, то она не узнала бы своего ребенка. Но мать не приезжала и уже давно не присылала денег. Может быть, она умерла? Так прошло несколько лет.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 4 сектор круга обратной связи и представляют свою версию классу. (Козетта одевалась в старые платья дочерей Тенардье, ее кормили объедками под столом вместе с животными, стала служанкой в доме: подметала, мыла, таскала тяжести). 7. РЕФЛЕКСИЯ. - Что нового узнали на уроке? - Понравилось ли вам произведение? Почему? - Скажите, ребята, правы ли вы были, написав ассоциации о Козетте? 8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца