Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. М.М. Пришвин »
Урок литературного чтения в 3 классе.
М.М. Пришвин «Выскочка».
Цели урока: - расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина;
- знакомство с рассказом «Выскочка», развитие умения анализировать поступки и характер героев;
- отработка навыка беглого выразительного чтения, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, речи и мышления.
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в новую тему. Знакомство с биографией писателя.
- Прочитайте имя автора и название произведения, которое мы будем сегодня читать (слайд 1).
- Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист). М.М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье (слайд 2).
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.
С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.
Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.
Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 года в Москве.
III. Беседа о названии рассказа.
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём или о ком он?
- Кто такой «выскочка»? Кого так называют?(ответы учащихся).
- Обратимся к толковому словарю Ожегова: (слайд 3)
ВЫСКОЧКА - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь в этом рассказе:
(Слайд 4)
Ушки чуткие торчком,
Хвост, взлохмаченный крючком.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака).
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета. (Сорока).
- О собаках мы с вами много говорили. А что вы знаете о сороках?
- Сообщение учащ-ся: (слайд 5)
Сорока.
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. Глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.
Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он – темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шашками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.
Поселяется она в светлых лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна, культурных злаков, подсолнечника.
Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.
IV. Знакомство с рассказом.
Чтение учащихся.
V. Физминутка.
VI. Обсуждение прочитанного.
Словарно – лексическая работа.
- Объясните значение слов: (бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный)
- Объясните выражения:
В семье не без урода.
«Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Беседа по содержанию произведения:
Почему М.М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки?
Какой породы собака? (Лайка) Что вы знаете о лайках? (Ответы учащихся). Именно этой породы были первые путешественники в космос.
Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали? (Лайка приехала с берегов сибирской реки Бии. Так ее и прозвали. Бия – Бьюшка – Вьюшка). (слайд 6)
Что вы узнали о сороке? На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряженный?
Как проявила себя Вьюшка в ситуации с сорокой?
Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?
VII. Работа по содержанию произведения.
1. Расшифруйте пословицу. Объясните ее смысл. Как связана каждая пословица с изучаемым нами произведением? (слайд 7):
СОВСЕМ КТО НЕ ЗНАЕТСЯ ГЛУП НИ С КЕМ
(Глуп совсем, кто не знается ни с кем.)
РОДНЫЕ ХИТРОСТЬ СЁСТРЫ И СМЕКАЛКА
(Хитрость и смекалка – родные сёстры.)
2. Игра на внимательность и память (слайд 8):
Зубки у Вьюшки беленькие, как …. (чеснок)
В какое время года происходили события, описанные в произведении М.М. Пришвина? (поздняя осень).
Сколько всего было сорок? (семь).
На что стала похожа сорока без хвоста? (шарик пёстрый с головкой).
VIII. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Вьюшки или от лица подруг Выскочки .