Тема урока: «М.М. Пришвин «Глоток молока».
1. Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;
2. Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
3. Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ.
4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Время |
Орг. момент. Создание эмоционального настроя. | Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового. - Я уверена, что урок у нас будет плодотворным. Мы впитаем в себя много нового, интересного и полезного. А чтобы у нас было хорошее настроение, давайте подарим друг другу добро. -А где у человека « живет» добро? (В душе). -Возьмите кусочек добра и поделитесь им со всеми . | Эмоционально-образный и психологический настрой к уроку, самоопределение учащихся. | Личностные – внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные - нацеливание на успешную деятельность | 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемы. | Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. -Ребята посмотрите клип и скажите о чем он. Звучит запись клипа «Пропала собака». - О чем песня, прозвучавшая в этом клипе? - Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы смотрели этот клип? (Жалость) -По отношению к кому у вас возникло чувство жалости? - Почему нам жалко детей?( Потому что они потеряли любимого друга.) - А почему вам жаль собаку? (Собака окажется бездомной. Будет скучать по своему хозяину.) - Ребята, а у кого из вас есть четвероногие друзья? -Как вы к ним относитесь? | Предполагать, размышлять, анализировать, прислушивать-ся. Находят связь музыкальных произведений с темой урока, анализируют; ищут смысл, переживания музыкальных произведений; учатся бережному отношению к животным. | Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, поставленной проблемой. Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. | 3 мин |
Целеполага-ние. | - Эпиграфом нашего урока будут слова известного французского писателя. Давайте их прочтем. «Мы в ответе за тех, кого приручили» Слайд 1. «Эпиграф» - У нас урок литературного чтения. А чем мы обычно занимаемся на этих уроках? (Знакомимся с писателем, с новым произведениями). -- Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня? - Мы сегодня поговорим о взаимоотношениях людей и их питомцев. | Ребята предполагают тему и цели урока, отвечают на вопросы. | Личностные – самоопределение, побуждение к деятельности; Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | 2 мин |
Этап знакомства с жизнью и творчеством писателя | Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Слайд 2. «Глоток молока» - А произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Глоток молока». -Откройте учебники на с. 45. Кто его автор? Слад 3. «Портрет писателя». 2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Слайд 4-5. «Знакомство с биографией» Слайды 6-7. «Творчество писателя» -Назови произведения, которые написал М.Пришвин. | Дети выступают в роли слушателей, эмоционально откликаясь на рассказы учителя. | Познавательные – учатся размышлять; учатся строить речевые высказывания. | 3 мин |
Этап первичного знакомства с произведени-ем. Постановка проблемы. | Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Работа перед чтением. - Рассказ называется «Глоток молока». Как вы думаете, почему он так называется? – А сейчас послушайте этот рассказ и скажите, почему же М.Пришвин дал своему произведению такое название? Первичное чтение произведения. (Читает учитель) -Так почему же так назван рассказ? -Оправдались ли наши предположения? -В нашем учебнике нет иллюстрации к этому произведению, какую бы вы нарисовали картину? -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Грусть, жалость к собаке, уважение к хозяину) - К какому жанру относится это произведение? Почему вы так решили? ( Жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем) | Ученики слушают, размышляют, предполагают, анализируют, отвечают на вопросы. | Коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа. Регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Личностные - формирование нравственных качеств. | 3 мин |
Этап работы над содержа-нием текста. Словарная работа | Организация медленного "вдумчивого" чтения, диалога с автором через текст. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности. -Ребята, а теперь давайте еще раз прочтем по абзацам этот рассказ и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, чтобы определить как относились друг к другу герои . Вторичное чтение по абзацам. 1 абзац -Кто главный герой рассказа? -Что случилось с Ладой? -Почему собака не ела? (Она плохо себя чувствовала) -Как вы понимаете слово отвёртывалась? -Кого позвали к собаке? (Хозяина) -2 абзац. -Что сказал хозяин когда пришел к собаке? (Надо поесть) - Как собака отреагировала на появление хозяина? - Что значит забила прутом? - Как вы думаете, каким человеком был хозяин Лады? (Добрым, отзывчивым) - Исходя из чего, мы делаем такой вывод? Как автор произведения помог нам понять это? ( Поведение, речь) -Как понять выражение: Жизнь заиграла у неё в глазах? (Она стала веселее, почувствовала, что хозяин не бросил ее в трудную минуту) 3 абзац. -Что сказал хозяин своей собаке? (Кушай, Лада) - Каким голосом он говорил? (Спокойным, тихим, как бы уговаривая.) - Кто из вас сможет сказать эти слова так, как их говорил автор ? - Что сделала собака? (Начала лакать) - 4 абзац. - Как понять выражение: Значит через мою ласку у неё силы прибавились ? (Почувствовав заботу, она не могла отказать хозяину и начала лакать.) -Как вы думаете, поправилась ли собака? Какие слова говорят об этом? (Последнее предложение) | Дети читают текст по абзацам, пытаются определить и показать переживания писателя Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы учителя. | Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование читательских навыков: выразительное чтение, выборочное чтение. Познавательные – находить и выделять необходимую информацию (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Коммуникативные - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль, выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения | 7 мин |
Физкульт-минутка | Проведение физкультминутки | Активно выполняют движения | Коммуникативные -проявлять активность в коллективной деятельности. | 2 мин |
Этап знакомства с новым литературоведческим понятием | Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи (главного смысла) -Ребята, рассказ по объему небольшой, но нужно, как взрослые говорят, учиться читать «между строк», то есть догадываться о том, что хотел сказать автор. -Это значит, что мы должны научиться понимать, чувствовать то, что хотел донести до нас автор. В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?» - Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе? - Так что же помогло Ладе? (Ласка хозяина) - Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке. - Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться). | Слушают, анализируют, находят необходимую информацию. | Познавательные - выделять необходимую информацию, обосновывать выбор, выделять основную мысль произведения. | 3 мин |
Этап актуализации знаний | Слайд 8. « Характеристика героев» - О ком из героев здесь говорится? Беспомощный – нуждающийся в помощи. Чуткий - понимающий Внимательный - заботливый, чуткий. -Ребята, от чьего имени рассказана эта история? (От имени автора) Слайд 9. -Прочитайте пословицы. Какая пословица подходит к этому рассказ? Организация коллективной работы. Слайд 10. «Творческая работа» - Подготовьте пересказ от имени Лады. Самостоятельное чтение рассказа. Слайд 11-13. Беседа о беспризорных животных | Учащиеся подбирают определения к героям, объясняют значение прилагатель-ных. Читают пословицы. Объясняют свой выбор Работают в парах (готовят творческий пересказ произведения). Самостоятельно читают текст. | Познавательные - выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные - применять правила делового сотрудничества Личностные - самостоятельно организовывать свою работу. Формирование читательских навыков. | 3 мин |
Рефлексия. Оценка результатов деятельности. | Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Слайд 14 «Что узнал? Чему научился?» Сегодня на уроке Я узнал… Я научился …. Мне понравилось… Мне не понравилось… | Ребята делают выводы, подводят итог. | Познавательные - решение проблем. Личностные - оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные - выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | 2мин |
Домашнее задание | Слайд 15. «Домашнее задание» -Сегодня, ребята, я задаю вам необычное домашнее задание. Вам нужно будет просмотреть дома мультфильм «Верните Рекса». А на следующем уроке пересказать его содержание. Слайд 16. Заключительное стихотворение | Записывают домашнее задание. | Личностные- формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | 1 мин |