Урок литературного чтения "Поет зима – аукает…", "Береза".
Урок литературного чтения "Поет зима – аукает…", "Береза".
Урок углубленного анализа литературного произведения с введением новых знаний (средств художественной выразительности). Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений наблюдать и исследовать поэтическое произведение, анализировать свою деятельность (самооценка).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Поет зима – аукает…", "Береза".»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича
г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Урок чтения во 2-м классе по теме
"С.А. Есенин. "Поет зима – аукает…", "Береза"
Разработала:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Рягузова Валентина Александровна
2015 г.
Цель урока:
- создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина;
Задачи:
(для познавательных УУД):
- закреплять понятие олицетворения и метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства;
(для регулятивных УУД)
- совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов;
(для личностных УУД)
- прививать любовь к родной природе.
(для коммуникативных УУД)
- развивать умение работать сообща.
Оборудование:
- карточки с заданиями для работы в парах (см.приложение)
- репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь",
- толковый словарь С.И. Ожегова, учебник для 2 класса под редакцией Л. Климановой, В. Горецкого,
- для каждого чистые листы бумаги, карандаши или краски,
- аудиозапись легкой музыки
- 2 картинки с изображением птиц на кормушках и деревьев в снегу
Если снегом заботливо село одела. Какое время года прилетело?
Учащиеся отвечают: «Зима».
2. Речевая разминка и проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Спит первый снег. Открыт букварь зимы, Его ещё не прочитали мы!
Прочитайте стихотворение про себя.
Почитайте, разделяя слова на слоги.
Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
Начните читать громко, постепенно переходя на шёпот.
Прочитайте выразительно.
Учащиеся читаютхором в соответствии с заданиями.
Проверка домашнего задания.
- А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева " Чародейкою Зимою". В это время дети поработают самостоятельно по карточкам парами. Им нужно найти строки из стихотворения, соответствующие смыслу предложений. А мы потом их проверим.
Читают стих у доски 3 человека по блокам. Остальные работают в парах с заданиями на карточках (см. приложение №1)
СЛАЙД №2
- Проверяем первую группу!
- Читает задание один ученик. (Самое холодное время года охватило волшебством)
- Второй ученик зачитывает из Тютчева: " Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит".
- Читает задание второй ученик (Раскалённое небесное светило бросает на лес свет).
- Ученик отвечает из стиха: "Солнце зимнее ли мечет на него свой луч косой".
-Читает задание третий ученик. (Лес спит, видя колдовские сны).
-Ученик зачитывает: "Сном волшебным очарован"
3. Постановка цели урока
Слова учителя: Многие русские писатели и поэты любили зиму и великолепно о ней писали.
Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта.
- Поэт Николай Браун использовал в своём стихотворении приём звукописи. Как вы думаете, произведения какого автора будем сегодня изучать?
Ответы учащихся
Да, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя:
- Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.
- Ребята, вам нравятся деревья в зимнем убранстве?
-А в осеннем, весеннем, летнем?
Ответы учащихся
А, чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять.
Ведь охранять природу-это значит любить и охранять Родину.
Работа в группах над вопросами учебника.
- Ребята, найдите в учебнике на с 197 вопросы 1 и 4. Обработайте их в парах.
Учащиеся отвечают на вопросы и рисуют (под музыкальное сопровождение) изображение берёзы. Затем учащиеся меняются рисунками с соседом по парте и делятся своими впечатлениями.
Выразительное чтение стихотворения "Берёза".
Читают 2 ученика.
7. Закрепление нового материала.
Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы научились замечать метафоры - переносное значение слов в стихотворениях и олицетворение – изображение предметов неживой природы как живых существ
СЛАЙД № 8 ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ
Не только поэты, но и художники умеют красиво изображать зиму.
Посмотрите на картину И. Грабаря "Февральская лазурь".
- Что значит лазурь?
Это светло-синий цвет.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Спокойствия, умиротворения, волшебства
-Послушайте, как сам художник Игорь Грабарь описал те февральские дни, когда он рисовал свою картину: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Творческое задание.
В роли художников сегодня вы уже были, теперь я предлагаю вам пробыть в роли писателей и составить рассказ по картинке. Работать будем в группах.
Учащиеся работают в группах с картинками, на которых изображены птицы на кормушках, деревья в снегу.
Затем зачитываются составленные рассказы.
8. Итог урока.
Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились?
Какие стихи прочитали?
Что такое метафора? Олицетворение?
Ответы детей.
СЛАЙД № 9 НАЙДИ ЛИШНЕЕ
Ученики должны назвать лишним - белый снег. Это не метафора!
9. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке? За что бы вы себя похвалили?
Нарисуйте в своей тетради смайлик, отражающий ваше отношение к уроку.