Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…» »
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония»
Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Задачи:
Создать условия для развития навыка выразительного чтения на основе произведения Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”;
развивать и совершенствовать навыки чтения; активизировать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учеников;
прививать интерес к книгам, любовь к родному краю, природе, экологически бережное отношение к ней.
Предметные умения:
Совершенствовать осмысленность и выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажа. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (художественным повтором, олицетворением), за использованием глаголов в художественно организованной речи. Обогащать словарный запас. Иллюстрировать прочитанное. Заучивать наизусть.
Регулятивные УУД: Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера и языковой выразительности.
Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.
Характеристика деятельности учащихся:
Читаютвыразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют мотивацию персонажа. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Словесно и графическииллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
учебник
индивидуальные карточки.
Для учителя:
презентация к уроку;
мультимедийная техника;
выставка книг
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация);
- здоровьесберегающее обучение.
Ход урока
1. Организационный этап
Создание учебной мотивации
Учитель: Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. (Слайд 2)
Какой теме они посвящены?
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Весна цветы рассыпает, зима снега расстилает.
Как не злись метелица, всё весной провеется.
Вода потекла, весну принесла.
Май, май, да шубу не снимай.
Март морозом на нос садится.
Дети: Эти пословицы о приходе весны.
Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц «Май, май, да шубу не снимай. Март морозом на нос садится»?
Дети: Даже в мае бывает похолодание, приходится надевать зимние вещи. Весной погода очень переменчива, то тепло, то снова холодно.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель: Как вы думаете, а могло ли наступление весны вдохновить кого-нибудь на сочинение стихотворения? Вспомните, чьи произведения на эту тему мы читали.
Дети: Да, многие русские поэты посвящали свои стихи весне. Клычков, Есенин, Некрасов.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева, который посвятил свое стихотворение весне. Посмотрите внимательно на портрет этого человека. Говорят, что по внешности можно определить некоторые черты характера. Каким вы себе представляете Тютчева? (Слайд 3)
Дети: Внимательный взгляд, очки говорят о том, что он умный и начитанный человек. Морщинки на щеках говорят о том, что он часто улыбается, значит, имеет добрый характер. Высокий лоб говорит о развитом уме, целеустремленности.
Учитель: Ф. И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии Стихи он начал писать в раннем возрасте, 5 – 6 лет. Федор Иванович рос очень болезненным ребенком, поэтому много времени проводил в родительской библиотеке или на прогулках в сопровождении своего воспитателя Н. Афанасьева. Светлую любовь к своей Родине, к русскому раздолью полей и лесов пронес Тютчев через всю свою жизнь. Долгие годы поэт проводит за границей в Италии и Германии, но и оттуда присылает стихи о русской природе.
3. Открытие новых знаний
Анализ и работа над жанровыми особенностями произведения
Образец выразительного чтения дает учитель.
Учитель: Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении? Что запомнилось?
Дети: Автор написал стихотворение о борьбе зимы и весны. Он описал, как приходит весна, только в сказочной форме.
Учитель: Прочитайте стихотворение про себя. Какие непонятные слова вам встретились в произведении?
Лексическая работа над словами. (Слайд 4)
Нудит – вынуждает уйти, выгоняет.
Подняли трезвон – звонко запели.
Учитель: О чем хотел рассказать поэт в своем стихотворении? Какие два персонажа созданы автором?
Дети: Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами.
Учитель: Вспомните, как называется литературный прием, когда происходит одушевление явлений природы. (Слайд 5)
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Учитель: Прочитайте, как поэт рисует поведение зимы. С кем он ее сравнивает?
Дети: Зима – старая злая ведьма («взбесилась ведьма злая»). Она не хочет уходить и уступать свое место Весне.
Учитель: Найдите и прочитайте строки, в которых Тютчев рассказывает о весне. Какой он представляет нам весну? Как вы думаете, страшна ли зима для весны? (Слайд 6 - 7)
Дети: Весна в стихотворении молодая красивая девушка.
Зима
Весна
злится
хлопочет
ворчит
взбесилась
стучится
гонит
хохочет
шумит
Учитель: Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?
Дети: Весной пробуждается от зимнего сна природа, все вокруг оживает. Зима подходит к концу, она состарилась за время своего правления природой.
Учитель: Сравните описание главных героев, на чьей стороне природа в этой борьбе?
Докажите это словами из текста. Как вы думаете, а на чьей стороне автор?
Какое настроение создает у вас стихотворение?
4. Физкультминутка
5. Работа над выразительным чтением
Учитель: Подготовимся к выразительному чтению. Что значит прочитать стихотворение выразительно?
Дети: Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения, тон.
Использование приема «эхо» - чтение за учителем с повтором его интонации и пауз.
Учитель: Расставьте логическое ударение и отметьте паузы в стихотворении.
Расстановка логического ударения и пауз в стихотворении. Дети работают в парах с простым карандашом в руке.
Проверка выразительного чтения по желанию детей.
Самопроверка с опорой на слайд расстановки знаков. (Слайд 8)
6. Закрепление
Учитель: Что помогло Тютчеву создать такую яркую картину смены времен года?
Дети: Образные слова, прием олицетворения, фантазия поэта, его литературный талант.
Учитель: Какими способами еще может человек может в своем творчестве передать радостные чувства от прихода весны?
Учитель: Если бы вы были художниками, какие краски вам потребовались для изображения прихода весны?
Дети: Голубая краска - для воды, неба. Краска зеленого цвета – для зелени, желтая - для солнца, цветов.
Учитель: Я предлагаю вам сейчас прослушать произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года. Март» и познакомиться с картинами русских художников о весне.
Звучит музыкальная композиция П. И. Чайковского «Времена года. Март»
На слайдах репродукции картин: А. К.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Большая вода» (Слайд 9 - 10)
Учитель: Расскажите, какие чувства вы сейчас испытали? Что вам особенно понравилось? Почему?
7. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
Какое задание оказалось самым трудным?
Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?
Учитель: Домашнее задание дифференцированно по желанию детей.
Выберете домашнее задание по - своему желанию.
Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть.
Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Кто хочет, может попробовать сочинить свое стихотворение или рассказ о приходе весны.