kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения во II классе. По теме "Л.Н. Толстой «Филиппок»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

II класс

Чтение

Л.Н. Толстой «Филиппок» ( I урок)

(учебник Л.Климанова «Литературное чтение»)

. Цель урока: создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
4. Задачи урока.
• Работать над пониманием прочитанного, через установление последовательности событий в тексте.
• Работать над выразительным чтением (определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя и воспроизводить ее при чтении вслух)
• Характеризовать персонаж по его действиям, поступкам и определять позиции героя и автора художественного текста.
*Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища
* Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

Здравствуйте ребята!

-Давайте начнем наш урок с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе сегодня добра.
Ты пожелаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во II классе. По теме "Л.Н. Толстой «Филиппок»" »



II класс

Чтение

Л.Н. Толстой «Филиппок» ( I урок)

(учебник Л.Климанова «Литературное чтение»)

. Цель урока: создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
4. Задачи урока.
• Работать над пониманием прочитанного, через установление последовательности событий в тексте.
• Работать над выразительным чтением (определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя и воспроизводить ее при чтении вслух)
• Характеризовать персонаж по его действиям, поступкам и определять позиции героя и автора художественного текста.
*Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища
* Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.


Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

Здравствуйте ребята!

-Давайте начнем наш урок с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе сегодня добра.
Ты пожелаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

2) Речевая гимнастика

II. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Cтарый дед и внучек»)

- Чему учит это произведение?(с уважением относиться к старшим и особенно к своим родителям)

-Давайте послушаем, как вы дома подготовили чтение этого произведения – текст читают 2 учащихся у доски на оценку.

3.Повторение о писателе

-Ребята, вам нравятся произведения Льва Ник. Толстого?

Посмотрите на выставку книг, в которых напечатаны произведения Льва Ник. Толстого?

  1. Просмотр выставки книг. «Два товарища», «Куда девается вода из моря?», «Какая бывает роса на траве», «Белка и волк», «Старый дед и внучек», «Как ходят деревья», « Филипок», «Прыжок», «Акула», «Косточка», «Правда всего дороже».

1. Откуда эти строки:

А) «Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» («Два товарища»);

Б) «Отчего вода не течёт через край?» ( «Куда девается вода из моря?»);

В) «Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его». ( «Какая бывает роса на траве».);

Г) «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт». («Белка и волк»);

Д) « А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». («Старый дед и внучек».)



- А кто нам немного расскажет о его жизни? Слайды с фото Льва Ник. Толстого

Ученик 1. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне. Родители его происходили из старинных дворянских родов и были, по словам самого писателя, «люди образованные, добрые, благочестивые».. Толстой находился в родстве с А.С.Пушкиным: прабабка великого поэта и прабабка матери Л.Н.Толстого были сёстрами. Писатель рано потерял мать. Он её не помнил. Она умерла, когда ему было полтора года. (Слайд 3)

Ученик 2. Детство своё Л.Толстой провёл в Ясной Поляне. Его окружала среднерусская природа, рядом с ним текла простая и естественная крестьянская жизнь. (Слайд 4

Ученик 3. В 1837 году семья Толстых из Ясной Поляны переехала в Москву. В июне этого же года внезапно умер отец Толстого.

В16лет писатель поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. (Он был поразительно способен к языкам, занимался историей музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал. Всю свою жизнь пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

В 1849 году создаёт в Ясной Поляне свою первую школу для крестьянских детей,. В 1851 году Л.Толстой поступает на военную службу и уезжает на Кавказ. Там он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек.

Во время Крымской войны, в 1855 году, Лев Николаевич командовал батареей в Севастополе, осаженном вражескими войсками. В окопах, под пулями он написал «Севастопольские рассказы», которые принесли ему широкую известность

После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна, Лев Николаевич отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей.

В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Л.Толстой жил скромно, умел косить, пахать. Писатель работал ежедневно, был великим тружеником. Собрание его сочинений составляет 90 томов.

9 ноября 1910 года Лев Николаевич тайно ушёл из дома, по дороге простудился и умер 19 ноября на станции Астапово.

Похоронен Л.Толстой по его воле в Ясной Поляне, на краю Старого Заказа.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Льва Ник. Толстого «Филипок» и узнаем, чему же это произведение учит нас. Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова "быль".
Быль - рассказ о действительном происшествии в отличие от небылицы

5.Рассказ учителя о том времени, которое описывается в тексте.

Демонстрация материалов из музея (старо –латинский алфавит, писало)

    В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

Далеко не каждый ребенок мог попасть в школу. А кому и посчастливилось ходить в школу, тот попадал не в такое светлое и просторное здание, в котором сейчас размещается почти каждая школа.
В одной комнате сразу размещалось несколько классных групп. А учитель был один на все четыре класса. Он имел право строго наказывать учеников за малейшую провинность: за невыученный урок или непослушание. Да и само учение в школе было нелегким делом.
Для того чтобы научиться читать, надо было сначала выучить название каждой буквы. А названия эти были трудными и непонятными, например: А — аз, Б — буки, В — веди, Г — глаголь, Д — добро и т. д. Чтобы прочитать, допустим, слово парта, надо было сначала назвать каждую букву первого слога: покой - аз - рцы, потом прочитать слог пар, затем нужно было назвать каждую букву следующего слдга: твердо — аз — и прочитать получившийся слог та, наконец, прочитать все слово парта.
Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень интересно заниматься. Он никогда не наказывал своих учеников. Дети любили своего учителя. Добрая слава шла о школе Толстого. Деревенские мальчишки и девочки очень хотели в ней учиться.
Сегодня мы прочитаем рассказ Льва Николаевича Толстого о деревенской школе.

6. Словарная работа.

- Ребята, вам в тексте встретятся много незнакомых слов, которые люди употребляли в своей речи раньше. Давайте посмотрим, что это за слова и что они обозначают.

Слобода - улица


Пострелёнок- озорник


Сенцы - коридор


Украдкой - скрытно

полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

Бедовый- шустрый

Подённая работа-работа по дням


Послушайте рассказ из Азбуки Л.Н. Толстого и скажите потом. понравился рассказ или нет и чему учит это произведение?.

7.Презентация –прослушивание рассказа.

8. Анализ прослушанного

-Понравился рассказ?

- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

- Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

- А как вы относитесь к Филиппку?

1. Где живёт? ( в селе)
2. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
3. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
4. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?
6. Что вам понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
7. Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)
- Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)
- А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

* Физ.минутка: гимнастика для глаз



9. Самостоятельное чтение текста проговаривая.

Анализ прочитанного

- С чего начинается рассказ? (Скучно дома)
- Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу?)(Был маленький)
- Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу)
- Что приключилось с мальчиком по дороге?

- Что произошло потом? (Малыш пришёл в школу и испугался)
- Как вы считаете, почему он испугался? (растерялся, женщина накричала)
- А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?
- Как развивались события дальше? (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке)
- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)
(«Ты погоди хвалиться»)
- Заключение. Чем закончился рассказ? (Филиппок стал ходить в школу)
- Найдите и прочитайте заключение

10.Выборочное чтение

- Подберите к сюжету соответствующее предложение из текста.

(Мультимедио №2).

11.Работа в группах (по 4 человека) по составлению последовательности текста


Филиппок отправляется в школу


Скучно дома



Скучно дома

Филиппок отправляется в школу



Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем


Опасная часть дороги в школу



Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы



«Ты погоди хвалиться»


Встреча с учителем



Филиппок читает

Филиппок читает



Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»


12. Проверка – правильное расположение на экране.


На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

- прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы



III. Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.


- Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

- Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

- Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

- И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

- С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

- Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

- Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу) (о/в)

- Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу)

- Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

- Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

- Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

- А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

- Как развивались события дальше?(о/в) (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке)

- Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)

- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

- Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

- Найдите и прочитайте заключение



* Физ.минутка: гимнастика для глаз




- Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: ( выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)


Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.


- оценим

- Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

- А как вы относитесь к Филиппку?

- Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

- А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)



IV. Итог

    • Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения? (называет его ласково)

  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)




Отзыв по произведению


  1. Дата

  2. Автор

  3. Жанр, название

  4. Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

  5. Назвать главных героев

___________(другая группа)

  1. Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

  2. Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)



- Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

- Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.


    1. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения во II классе. По теме "Л.Н. Толстой «Филиппок»"

Автор: Волкова Галина Владимировна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства