Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с православными храмами,
- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;
- познакомить с устройством храма;
развивающие:
- развивать у учащихся навык критического слушания;
- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом;
- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.
Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Каждение. Канун. Престол.
Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов, внутреннего устройства и интерьера православного храма,
Оборудование урока:
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.
- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010.
- Доска; компьютер; мультимедиапроектор; экран; стихотворения; тесты; карточки; раздаточный материал для самостоятельной работы; сигналы; свеча; звукозапись «Праздничный колокольный звон».
Примечание:По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.
Слайд 1. (На экране слайд с правилом)
«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.
(Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.)
Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.
III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.
Учитель: Отгадайте загадку и определите тему урока: На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
Или стихотворение Надежды Веселовской «Поэзия небес».
(Читает подготовленный ученик. Громова Елена)
Идут года, теряют люди близких. Старухи в церкви слабою рукой Выводят поминальные записки, Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе! Начнут с отца и матери своих, А дальше – муж, невыжившие дети, В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться, Сплестись в одну незыблемую суть, - Растущий список длинной вереницей Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы, Туманной дымкой скрытые вдали... А сам он служит точкою опоры Общения умерших и земли.
Как вы думаете, о чем идет речь в данном стихотворении?
(Ответы учащихся. О церкви, храме)
Учитель: Определите тему нашего урока.
Учитель: Сегодня мы поговорим о храме, его строении и значении в жизни православного человека. Тема нашего урока «Храм».
IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
Учитель: Как вы понимаете слово «храм»?
Подберите синонимы к слову «Храм»
Кто из вас был в храме?
Что вы видели, слышали, чувствовали в храме?
(Ответы детей)
2. Храмы Пермского края
Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы нашего Пермского края.
Слайды 4-11.
Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?
Слайд 12.
(Слайд, демонстрирующий 3 храма с колокольнями. Ответы учеников: купола, кресты, колокольня).
3. Основные части храма.
Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.
Учитель: Асейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение храма.
Слайды 15-18.
(слайды, демонстрирующие внешнее строение храма)
5. Самостоятельная работа.
Учитель: Далее вы поработаете самостоятельно. Перед вами лежит карточка с изображением Храма Успения Пресвятой Богородицы. Вы должны найти все указанные элементы и соединить стрелочками архитектурные части храма с их названиями.
(Выполнение учащимися работы. Самопроверка с образца.)
Слайд 20.
Учитель: Встаньте те, кто работы выполнил правильно. Молодцы!
6. Работа в группах.
Учитель: А сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю поработать в группах и найти ответ на этот вопрос.
У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Прочитайте эти слова, обсудите в группе их значение, может кто-то уже знает. А затем проверьте свои предположения.
1 группе я предлагаю воспользоваться информацией из учебника (страница указана в карточке), обратив внимание на выделенные слова.
(Царские врата, кадило/каждение, канун)
2 группе – из словаря Ожегова
(алтарь, икона, иконостас)
(На выполнение задания отводится 3 минуты)
Распределите, кто какое слово будет объяснять.
(Далее следует проверка выполнения заданий в той последовательности, которая предложена ниже).
1-я группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название (праотеческий, пророческий, деисусный, праздничный, местный…). Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.
3-я группа: За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.
7. Подведение результатов работы в группе.
Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51 – последний абзац.
Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Меренкова Анна.
(Выступление подготовленного ученика. Меренкова Анна.Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.) Слайды 21-25
Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?
(Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)
Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится 4 группа.
4-я группа: Икона – это изображение лика святого или события Священной истории, нарисованное на доске.
Учитель: Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами совершает каждение. Что такое «каждение» и что значит «кадить»? Слово 5 группе.
5-я группа: Кадить – означает «наполнять воздух дымом благоуханным». Дым от кадила возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. «Покадить кому-то» означает «выразить почтение».
Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется нам сообщит 6 группа.
6-я группа: панихидный столик, на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
V. Закрепление.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу:
1) тест «Устройство храма»
(Учащиеся выполняют тестовую работу на местах под музыку с взаимопроверкой, с опорой на ключ к тексту.)
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: А знаете ли вы, как нужно вести себя в храме?
(ответы учащихся.)
Учитель: В разных местахчеловек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий.
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме. Слайд 33
(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)
Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: ее огонек стремится вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.
VII. Рефлексия.
Учитель: В группахсоставьте синквейн со словом Храм
1 строка - одно существительное,
2 строка - два прилагательных,
3 строка - три глагола,
4 строка - крылатая фраза ил предложение
5 строка - одно существительное, которое выражает суть.
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Для домашнего задания я предлагаю вам подготовить сообщение о любом храме России.
Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.