kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «ХРАМ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами,

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом;

- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «ХРАМ» »

Урок «ХРАМ»


Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами,

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом;

- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.

Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Каждение. Канун. Престол.

Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов, внутреннего устройства и интерьера православного храма,

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010.

- Доска; компьютер; мультимедиапроектор; экран; стихотворения; тесты; карточки; раздаточный материал для самостоятельной работы; сигналы; свеча; звукозапись «Праздничный колокольный звон».

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

II. Актуализация усвоения знаний учащихся.

(проверка домашнего задания, повторение пройденного материала)

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.

Слайд 1. (На экране слайд с правилом)

«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.

(Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.)

Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.

III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку и определите тему урока: На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

Или стихотворение Надежды Веселовской «Поэзия небес».

(Читает подготовленный ученик. Громова Елена)

Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.

Как вы думаете, о чем идет речь в данном стихотворении?

(Ответы учащихся. О церкви, храме)

Учитель: Определите тему нашего урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о храме, его строении и значении в жизни православного человека. Тема нашего урока «Храм».

IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

Учитель: Как вы понимаете слово «храм»?

Подберите синонимы к слову «Храм»

Кто из вас был в храме?

Что вы видели, слышали, чувствовали в храме?

(Ответы детей)

2. Храмы Пермского края

Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы нашего Пермского края.

Слайды 4-11.

Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

Слайд 12.

(Слайд, демонстрирующий 3 храма с колокольнями. Ответы учеников: купола, кресты, колокольня).

3. Основные части храма.

Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.

Слайды 13-14.

(Слайды с изображением колокольни).

Учитель: Давайте стоя послушаем праздничный колокольный звон

(Звучит запись колокольного звона)

4. Внешнее строение храма

Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение храма.

Слайды 15-18.

(слайды, демонстрирующие внешнее строение храма)

5. Самостоятельная работа.

Учитель: Далее вы поработаете самостоятельно. Перед вами лежит карточка с изображением Храма Успения Пресвятой Богородицы. Вы должны найти все указанные элементы и соединить стрелочками архитектурные части храма с их названиями.

(Выполнение учащимися работы. Самопроверка с образца.)

Слайд 20.

Учитель: Встаньте те, кто работы выполнил правильно. Молодцы!

6. Работа в группах.

Учитель: А сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю поработать в группах и найти ответ на этот вопрос.

У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Прочитайте эти слова, обсудите в группе их значение, может кто-то уже знает. А затем проверьте свои предположения.

1 группе я предлагаю воспользоваться информацией из учебника (страница указана в карточке), обратив внимание на выделенные слова.

(Царские врата, кадило/каждение, канун)

2 группе – из словаря Ожегова

(алтарь, икона, иконостас)

(На выполнение задания отводится 3 минуты)

Распределите, кто какое слово будет объяснять.

(Далее следует проверка выполнения заданий в той последовательности, которая предложена ниже).

1-я группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название (праотеческий, пророческий, деисусный, праздничный, местный…). Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.

3-я группа: За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

7. Подведение результатов работы в группе.

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

Учитель: Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51 – последний абзац.

Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Меренкова Анна.

(Выступление подготовленного ученика. Меренкова Анна. Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.) Слайды 21-25

Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?

(Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)

Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится 4 группа.

4-я группа: Икона – это изображение лика святого или события Священной истории, нарисованное на доске.

Учитель: Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами совершает каждение. Что такое «каждение» и что значит «кадить»? Слово 5 группе.

5-я группа: Кадить – означает «наполнять воздух дымом благоуханным». Дым от кадила возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. «Покадить кому-то» означает «выразить почтение».

Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется нам сообщит 6 группа.

6-я группа: панихидный столик, на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

V. Закрепление.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу:

1) тест «Устройство храма»

(Учащиеся выполняют тестовую работу на местах под музыку с взаимопроверкой, с опорой на ключ к тексту.)


VI. Подведение итогов урока.

Учитель: А знаете ли вы, как нужно вести себя в храме?

(ответы учащихся.)

Учитель: В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий.

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.

Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме. Слайд 33

(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)

Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: ее огонек стремится вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.

VII. Рефлексия.

Учитель: В группах составьте синквейн со словом Храм

1 строка - одно существительное,

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - крылатая фраза ил предложение

5 строка - одно существительное, которое выражает суть.


VIII. Домашнее задание.

Учитель: Для домашнего задания я предлагаю вам подготовить сообщение о любом храме России.

Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок «ХРАМ»

Автор: Лобашева Татьяна Николаевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "«Православный храм» "
    ["seo_title"] => string(18) "pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "105020"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402797871"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок "Православный храм" Модуль Православная культура"
    ["seo_title"] => string(52) "urok_pravoslavnyi_khram_modul_pravoslavnaia_kul_tura"
    ["file_id"] => string(6) "384675"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485550119"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(9) "Храм "
    ["seo_title"] => string(5) "khram"
    ["file_id"] => string(6) "161036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422174661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация для урока "Храмы Древней Руси""
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-dlia-uroka-khramy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "250592"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447091603"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Православный храм"
    ["seo_title"] => string(18) "pravoslavnyi_khram"
    ["file_id"] => string(6) "572666"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612877770"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства