Урок чтения и развития речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида, 1 класс, букварь Воронковой, стр.119. Тема: Слоги слова с буквой Цц. Чтение рассказа "Курца и лисица". К конспекту урока разработана презентация.
Цель: Обучение чтению слогов, слов, текста со звуком «ц», буквой Ц ц.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к близким, интерес и желание читать.
- Коррекция и развитие артикуляционного аппарата, фонематического восприятия памяти, логического мышления, уточнения и обогащение словарного запаса.
- Учить детей применять знания и умения, полученные на уроке в процессе коллективного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Слайд 6 А его глупые братья сдували одуванчики (выработка плавной длительной воздушной струи).
Слайд 7 В это время Волк решил испугать маленьких поросят – сдуть их домики из соломы и прутиков (Кто дальше загонит мяч? Фокус – щеки не раздувать).
Слайд 8 Поросята испугались и побежали к брату (цоканье).
Слайд 9 А Волк решил забраться в их домик через трубу – и свалился в котел («чашечка»). Слайд 10
Зашипел кипяток в котле и обжог волка (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш).
3. Речевая зарядка. Слайд 11
- Посмотрите на экран, у кого мы сегодня побываем в гостях?
- Поднимите руку, у кого есть бабушка? Расскажите, какая она? Что любит делать?
- У нашей бабушки в саду много цветов (картинки). Слайд 12
1) Упражнение на дыхание.
Давайте понюхаем их. Маленький глубокий вдох, задержим дыхание (запомним аромат), долгий полный выдох 3 – 4 раза. А теперь понюхаем все цветочки, смешаем ароматы. Короткие быстрые вдохи и долгие выдохи. Полюбуемся еще раз на цветы, которые растут у бабушки.
2) А теперь послушайте скороговорку о цветах:
Слайд 12 - по щелчку
В цветнике цветут цветы. Повторяем скороговорку:
- сначала только губами,
- затем шепотом,
- затем в полный голос,
- опять шепотом
- и только губами.
-Какой звук здесь часто встречается? (ц)
- Вспомним артикуляцию звука (губы в улыбке, видны зубы, они совсем близко, но не соединяются, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, воздух встречает преграду, голосовой моторчик не работает).
Вывод: согласный, глухой, всегда твердый. Какие глухие согласные вы еще знаете?
- Звонкие?
- Гласные?
- С какими гласными согласный твердый?
- Мягкий?
- Про какую букву мы еще не сказали (ь). Что вы о ней знаете?
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем учиться читать слоги, слова со звуком «ц» и буквой Ц ц, будем печатать и составлять слова.
Слайд 13
- У бабушки в саду много цветов, а в огороде у нее что? (овощи)
Нужно помочь бабушке собрать овощи, а какие вы догадаетесь сами, прочитав слоги на экране: Слайд 14
цы-цы-цы – вот поспели … (огурцы)
ца-ца-ца – захотелось … (огурца)
цу-цу-цу – дети рады … (огурцу)
рцы-рцы-рцы – мы полили … (огурцы)
Вы, ребята … (молодцы)
Так похвалила вас бабушка.
- Мы попроведали бабушку, помогли собрать ей огурцы и попращаемся с ней.
Слайд 15
- Прочитаем слоги на экране:
ец, яц, тец, нец, лец, рец, дец.
Проверка д/з: Слайд 16
- Какой рассказ мы читали на прошлом уроке?
Чтение рассказа «Мой отец», пересказ.
- С какой профессией мы познакомились?
- Кто такой кузнец?
- Как работает отец?
Физминутка
Работа по теме урока. Слайд 17
Мы с вами говорили, что звук и буква «ц» твердый.
- Давайте еще раз прочитаем слоги: слоговой круг.
Слайд 18
Чтение слов на экране: огурец – огурцы, молодец – молодцы; овца, синица, птица, улица, лисица, яйцо, кольцо.
Составление слов на наборном полотне и в азбуках:
кузнецы, лицо, курица.
Слайд 19 - Каких домашних птиц вы знаете? (картинки)
Работа по картинке на странице 119.
- Каких домашних птиц вы видите на картинке?
- А кто еще есть на картинке?
Слайд 19- по щелчку.
- Как вы думаете, зачем пришла лиса в деревню, во двор?
Иногда лисы приходят в деревню, чтобы поживиться курочкой. Сегодня мы с вами будем читать об этом рассказ, а в начале прочитаем слова, которые встречаются в рассказах. (курица, цыплята, индюк, близко)
Слайд 20 - Прочитайте как он называется? (Курица и лисица)
Чтение рассказа учителем.
- Каких домашних птиц из рассказа вы запомнили?
Чтение рассказа учащимися «про себя» с целью: научиться правильно читать слова по цепочке.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, какие птицы жили во дворе?
- Куда повела курица цыплят, кого они встретили на прогулке?
Прочитайте последние два предложения самостоятельно и подумайте, какое слово нужно выделить? Чтение.
- Почему курице нужно беречь цыплят? Что может случиться?
Повторное чтение выразительно и правильно. Пересказ.
Домашнее задание: чтение, пересказ.
Итог.
- С каким звуком и какой буквой мы с вами сегодня читали слова и предложения?
- Еще раз дайте характеристику звука и буквы.
- Что вам понравилось на уроке?
- Мне очень понравилось, как вы работали. И я готова повторить слова из чистоговорки, помните: «Вы, ребята, молодцы!»