Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными, или « не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия. Итак, целью нашей работы является оценить значимость процессов развития мышления и внимания ребёнка и овладеть несложными приёмамиразвития этих процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие внимания и мышления»
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными, или « не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?
Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, кото-
рый организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия.
Итак, целью нашей работы является оценить значимость процессов раз-
вития мышления и внимания ребёнка и овладеть несложными приёмами
развития этих процессов.
Упражнения по развитию мышления и внимания
Упражнение 1.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
Упражнение 2.
Ребёнку можно предложить переписать (напечатать) без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
Предложите своему ребёнку решить следующую задачу: на столележали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 10.
Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Упражнение 11. «Чем похожи ? Чем отличаются?»
Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (на-
пример, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков по-
следовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируется и определяется победитель.
Упражнение 12. «Кто назовёт больше признаков?»
В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.
Упражнение 13. «Формулирование определений»
Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущест-
венных. Поиск ведётся до тех пор, пока определение однозначно не охарак-
теризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.
Упражнение 14. «Поиск аналогов»
Называется какой-либо предмет, например, «самолёт». Необходимо на-
звать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифициро-
вать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «пти-
ца», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные сред-
ства и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побеждает
тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Упражнение 15. « Поиск противоположных предметов»
Называется какой- либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизиро-
вать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степе-
ни комфорта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» и т. д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, чётко аргументируя при этом ответы.
Упражнение 16. «Отыщи сходное»
(методика Т.М.Овчинниковой)
Ребёнку даётся следующая инструкция: «Я буду называть тебе предметы, а ты мне должен сказать, чем они похожи :помидор – огурец; поезд – автомобиль; гусь – баран – корова; книга – тетрадь и т. д.
Упражнение 17. «Классификация»
Пример 1.Ребёнку предъявляются следующие элементы: квадраты и круги-
большие и маленькие, зелёные и красные (три основные классификации: цвет, форма, размер).
Ребёнку предлагается разложить их в две коробки так, чтобы они «подхо-
дили друг к другу, были похожи» (задание повторяется до трёх раз).
Инструкция: Посмотри внимательно на эти предметы. Тебе надо убрать их со стола вот в эти коробочки, но сделать это так, чтобы в каждую коробочку попали похожие элементы, чтобы в каждой из них лежали сходные элементы.
Пример 2.Ребёнку предъявляют картинки с изображением знакомых предметов, которые можно сгруппировать в различные классы, и просят на-
звать каждый предмет. После этого ребёнку дают следующее задание: ото-
брать картинки, которые имеют одинаковые признаки, чем-нибудь похожи, объяснить, чем похожи отобранные картинки.
Упражнение 18. «Часть и целое»
Инструкция: «Я загадаю какой-нибудь предмет и назову тебе некоторые признаки этого предмета, а ты должен отгадать, что это за предмет» (напри-
мер: круглый, жёлтый, кислый; узкий, длинный, ровный и т. д.). Число признаков можно увеличивать в случае успешного выполнения заданий ребёнком.
Упражнение 19. «Вопросы и ответы»
Инструкция: «А сейчас мы будем играть в игру «Вопросы и ответы». Я за-
гадаю одну из картинок, которые лежат перед тобой, а ты должен постараться отгадать, что это за картинка. Чтобы тебе было легче отгадывать, ты можешь задавать мне любые вопросы, на которые я буду отвечать тебе «да» или «нет», но никаких других ответов, кроме этих двух я тебе давать не буду. Можешь задавать столько вопросов, сколько потребуется, но постарайся всё же отгадать задуманную мной картинку, задав как можно меньше вопросов.
Упражнение 20. «Отыщи различия»
Инструкция: « Я назову тебе сейчас два предмета. Сопоставь их между собой и скажи мне, чем эти два предмета отличаются друг от друга» (напри-
мер: камень – яйцо; дерево – стекло; муха – бабочка и т. д.).
Упражнение 21. «Распределение тяжестей»
Ребёнку предъявляют два набора спичечных коробочек с песком. Все коробочки разные по тяжести.
Инструкция: «Посмотри внимательно, здесь лежат коробочки. Они все имеют разный вес. Распредели их по мере возрастания (убывания) веса и разложи их по порядку на столе».
Упражнение 22. «Сложи картинку»
Ребёнку предъявляют части разрезанной на несколько частей картинки с изображением каких-либо предметов и просят сложить её изображение.
Начинать следует с простого (маленькое число частей и простое изобра-
жение) и постепенно переходить к более сложному (большое количество
частей и сложное изображение).
Упражнение 23. «Придумай окончание рассказа»
Рассказ 1. По грибы
Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну- ка, кто больше наберёт?»
Вот они шли – шли, собирали – собирали, пошли домой.
У Андрюшки полное лукошко, а у Нади – половина. Надя ска-
гласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмо-
трел и говорит: «Ай да Надя! Гляди –ка, больше Андрюши набрала»…
Рассказ 2. Земляника
Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа – в рот. Пришли они домой.
У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем…
Рассказ 3. Леденец
Мама уходила из дома и сказала Мише:
- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой крас-
ный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял её, поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша за-
пустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось.
Наконец леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял её, а она прилипла к рукам и –бух на пол. Разби-
лась на две половинки.
Сахар рассыпался. Взял он две половинки и прислонил друг к другу. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что са-
харница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой
и осторожно поставил в буфет. Наконец, мама приходит…
Упражнение 24. «Убери лишнее»
(методика Т.Н. Овчинниковой)
Вычеркни лишнюю, не подходящую по смыслу к двум другим, пословицу:
1)За двумя зайцами погонишься – ни одного ни поймаешь.
Зайца в поле не угонишь.
За большим погонишься – малого не увидишь.
2)Труд человека кормит, а лень портит.
Как аукнется, так и откликнется.
Какие труды – такие и плоды.
3)Делу время, потехе час.
Кончил дело – гуляй смело.
Дело не сокол – не улетит.
4)Не по голове шапка.
Не по печке заслонка.
Голова – всему начало.
5)Ложь не живуща, вранью короткий век.
На воре шапка горит.
Вор честному не верит.
6)Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
В чужом саду сучок видим, в своём – бревна не замечаем.
Рожа кривая, да совесть прямая.
Упражнение 25. «Вычеркни лишнее»
Вычеркни лишнее, не подходящее по смыслу к двум другим, выражение:
1.Железный характер. Сильный человек. Железная дорога.
2.Ветреный человек. Ветреный день. Легкомысленный юноша.
3.Золотая голова. Умный человек. Золотая брошь.
4.Ядовитая насмешка. Злая шутка. Ядовитая змея.
5.Каменное сердце. Жестокий человек. Каменная плита.
6. Тёплое чувство. Тёплая вода. Нежное отношение.
7.Худой урожай. Плохие всходы. Худое ведро.
Упражнение 26. «Вычеркни лишнее слово в каждой группе слов»
1.Волк. Собака. Слон. Суслик. Стул.
2.Трамвай. Трактор. Автобус. Троллейбус. Трап.
3.Чашка. Чайник. Блюдце. Чугунок. Человек.
4.Лошадь. Лось. Овца. Лань. Лопата.
5.Пальто. Платье. Юбка. Противень. Платок.
6.Абрикос. Апельсин. Алыча. Яблоко. Аптека.
7.Картошка. Капуста. Кровать. Морковь. Кабачок.
8.Соловей. Синица. Сова. Воробей. Совок.
9.Клюква. Клубника. Калина. Земляника. Кран.
10.Треска. Омуль. Окунь. Осётр. Омлет.
Упражнение 27. «Составь слова»
Составь как можно больше слов, заменяя в первом слове по одной букве. Например: роза – коза – лоза – рога.
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Береза, дуб, сосна, земляника.
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ на развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
КТО ЛЕТАЕТ?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
УХО-НОС
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
НАЙДИ СЛОВО
Инструкция: Послушайте слова. Какое слово встречается чаще других?
Стол, дом, лес, книга, мяч, лето, колесо, цветок, карандаш, дом, ключ, муравей, корабль, груша, синица, сосна, туча, дом, шкаф, самолёт, часы, санки.
Список литературы
1.Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям.-М., 1994.
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие мышления. Школа для дошколят.- «РОСМЭН- Пресс», 2005.
3.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие внимания. Школа для дошколят.- 2004.
4.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми.- М., 2001.
5.Ієговська Л.І. Підготовка шести річок до навчання.-Х. Вид. група «Основа» ПП «Тріада+», 2007.
6.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М., 2001.
7.ОсиповаА.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет.- М., 2001.
8.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребёнка: диагностика и коррекция.-М.: Академ. Проект, 2004.
9.Путляева Л.О. О развитии мышления.// Дошкольное воспитание.- 2006.- №5.
10.Разумова Г.В. Особенности внимания младших школьников.// Начальная школа: плюс До и После.-2004.-- №4.
11.Сонин А.В. Психологический практикум.- М., 1998.
12.Савченко А.Я., Олейник В.Ф., Коробко С.Л., Бибик Н.М. Подготовка студентов к работе с учащимися 6-летнего возраста.- К., «Вища школа», 1990.
13.Степанова О.А. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков.// Начальная школа: плюс До и После.-2004.-№1.
14.Степанова О.А. Программа развития сенсомоторных координаций и недостатков.// Начальная школа: плюс До и После.- 2005.-№3.
15.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте 5-6 лет.- М., 2001.
16.Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., 1996.
17.Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта: Детям 5-12 лет.- Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005.